Конспект «РЫБОЛОВСТВО - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОМЫСЛОВ ХАНТЫ И МАНСИ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шапиева Алена Викторовна

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Сибири.

2. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси - рыболовством, показать способы и приемы рыбной ловли, обычаи и обряды, связанные с этим видом деятельности.

3. Обогащать словарь: обласок, долбленка запор, названия рыб - осетр, нельма, муксун, окунь, щука… Развивать связную речь: добиваться полных ответов на поставленные вопросы, упражнять в составлении сложных предложений.

4. Развивать логическое, образное мышление, воображение, упражнять в отгадывании и загадывании загадок.

5. Воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promysly_hanty.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «РЫБОЛОВСТВО - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОМЫСЛОВ ХАНТЫ И МАНСИ»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Сибири.

2. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси - рыболовством, показать способы и приемы рыбной ловли, обычаи и обряды, связанные с этим видом деятельности.

3. Обогащать словарь: обласок, долбленка запор, названия рыб - осетр, нельма, муксун, окунь, щука… Развивать связную речь: добиваться полных ответов на поставленные вопросы, упражнять в составлении сложных предложений.

4. Развивать логическое, образное мышление, воображение, упражнять в отгадывании и загадывании загадок.

5. Воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера.

Ход занятия:

I. Загадать загадку:

«Чуть дрожит на ветерке

 Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

 А широкий - в море». (Река).

Как называется главная река в нашем крае? (Обь).

Чтобы узнать, с чем мы сегодня познакомимся, вы должны отгадать кроссворд.

1. Хвойное священное дерево. (Кедр)

2. Основная пища коренных жителей. (Рыба)

3. Хозяйственная постройка. (Лабаз)

4. Средство передвижения по воде. (Лодка)

5. Постоянная жилая постройка. (Землянка)

6. Место в чуме, где готовят пищу. (Очаг)

7. Священное животное. (Медведь)

8.Название женской обуви, сшитой из оленьего меха. (Кисы)

9. Птица, живущая на болоте. (Тетерев)

10. Название печи в землянке. (Чувал)

11. Дом животного. (Нора).

РЫБОЛОВСТВО

Вот мы и узнали, о чем сегодня будем говорить. Юван Шесталов

говорит:

«Мы рожденные природой,

 Мы ещё как дети,

 Любим рыбу лес в воды,

 Солнце на рассвете…»

Издавна основным занятием у ханты и манси было рыболовство. Ведь мы уже знаем, что основная пища у них - рыба. Но рыбу надо ещё поймать. Давным-давно, когда люди не придумали другие средства рыбной ловли, они сооружали на узком месте реки или на отмели вот такие запоры. Что же это такое? Это такое заграждение реки из кольев и прутьев. Как правило, устройством запора занимались мужчины. У таких запоров скапливалось много рыбы, её вынимали из воды специальными сачками. Но брали они столько рыбы, сколько им было нужно, остальную выпускали. Как вы думаете, почему они так поступали?

Правильно, потому, что заботились о том, чтобы всем хватило рыбы: и тем, кто живет дальше по реке, и тем, кто будет жить после них. Ведь ханты живут по правилу: «Бери только столько, сколько можешь съесть».

Чем ещё ловили рыбу ханты и манси? (Мордами, сетями). Что такое морда? Сеть?

Но по воде нужно было как-то передвигаться. Для этого у них были лодки - долбленки. А назвали они их так, потому что долбленку делали из ствола хвойных пород дерева - кедра или сосны.

Из ствола выдалбливали середину, придавали форму лодки. Такая лодка была очень легкой и хорошо скользила по воде. А ещё они называли её ласково - обласок.

Как называли лодку ханты? Почему? Эти люди обходительно относились к реке. Садясь в обласок, они просили разрешения у духа воды. Наружную часть обласка красили в темный цвет, чтобы не беспокоить духа. Обходительность проявляют и по отношению к рыбе: её нельзя живой кидать в кипящий котел, некоторые породы рыб нельзя разделывать женщинам. Особое отношение к щуке - она символ нижнего мира в воде, её знак - зигзаг, проклятие или зло. Раньше существовал ещё и такой обычай: во время ледохода бросать фигурки рыб, вырезанные из бересты или дерева. Это должно было обеспечить успех в рыбной ловле.

А знаете ли вы, как ханты готовили рыбу? (Ответы детей).

Правильно, они её варили, валяли, солили, делали из нее муку. А рыбий жир спасал их от разных болезней.

II. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

Развивать ловкость, быстроту движений.

Правила: Ловить «рыбок» только в кругу. Пойманные рыбки выходят из игры.

III. Дидактическая игра «Рыболовы».

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ, использовать в речи сложные предложения.

Правила игры: описывать пойманную рыбку по плану:

1. Название.

2. Внешний вид.

3. Хищная или травоядная.

(Это щука. У нее овальное туловище, острые зубы, подвижный хвост, серая чешуя. Хищная).

IV. Послушайте какие загадки придумали ханты:

«Под водой гремучий дом» (Морда).

Как бы вы придумали загадку про морду?

Вот ещё загадка:

«У воды сто глаз, сто очей» (Сеть).

Придумайте и вы загадку про сеть.

V. Итог.

Какой основной промысел у народов ханты и манси? Что вам больше всего запомнилось? А хотели бы вы быть рыбаками? Если бы вы были рыбаками, чем бы вы ловили рыбу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Проект «Знакомство детей с народными промыслами ханты и манси»

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, разв...

конспект ОД в гости к народам Ханты и Манси для подготовительной группы

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми подготовительной группы " В гости к народам ханты и манси"( народы севера)....

Конспект интегрированного занятия «Традиционные промыслы хантов и манси» в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия "Традиционные промыслы хантов и манси"...

Фотоотчет о мастер-классе для воспитанников по изготовлению платья народов Ханты и Манси ««Орнаменты народов Ханты и Манси»»

Для воспитанников детского сада №25 "Семицветик"  был проведён мастер-класс по украшению платья народов Ханты и Манси  «Орнаменты народов ханты и манси».Каждый ор...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим. «Народные промыслы ханты и манси»

Цель: познакомить детей с промыслами коренных народов севера....

презентация "Народные промыслы ханты и манси"

Презентация по окружающему миру...