Внедрение здоровьесберегающей технологии по рисованию с детьми 3-4 лет.
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Консультация для воспитателей: Внедрение здоровьесберегающей технологии по рисованию с детьми  3-4 лет.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности, как у детей, так и у взрослых. Так же здоровье – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.  

Формируя здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог применяет следующие здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, физкултминутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальная терапия, цветотерапия и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.

Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, а так же позволяют предупредить утомление. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение, Длительность физкультминуток составляет примерно 3 - 5 минут. Проводятся физкультминутки в различных формах:

- в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног);

- подвижные игры;

- дидактические игры с разными движениями;

- танцевальные движения;

- игровые упражнения.

Физкультминутки могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятий.

Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения должны включатся игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком…

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Я думаю, это не совсем верно. Ребенок, в силу того, что он незнаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета.

В изобразительной деятельности с детьми используются разные техники – это некоторые виды монотипии, роспись керамики (силуэты), рисование не традиционными методами (рисование воском, пальцами, набрызг, трафареты, отпечатывание, кляксография и т.д.), и многое другое. Важно, что это помогает эффективно развивать творение, способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

Цель работы: Апробация здоровьесберегающих технологий в группе детей младшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности (рисование) обеспечение высокого уровня физического, психического и социального здоровья воспитанника детского сада через занятия по рисованию, которые позволяют быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение здоровьесберегающей технологии по рисованию с детьми  3-4 лет.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности, как у детей, так и у взрослых. Так же здоровье – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.  

Формируя здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог применяет следующие здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, физкултминутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальная терапия, цветотерапия и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.

Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, а так же позволяют предупредить утомление. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение, Длительность физкультминуток составляет примерно 3 - 5 минут. Проводятся физкультминутки в различных формах:

- в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног);

- подвижные игры;

- дидактические игры с разными движениями;

- танцевальные движения;

- игровые упражнения.

Физкультминутки могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятий.

Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения должны включатся игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком…

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Я думаю, это не совсем верно. Ребенок, в силу того, что он незнаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета.

В изобразительной деятельности с детьми используются разные техники – это некоторые виды монотипии, роспись керамики (силуэты), рисование не традиционными методами (рисование воском, пальцами, набрызг, трафареты, отпечатывание, кляксография и т.д.), и многое другое. Важно, что это помогает эффективно развивать творение, способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.

Цель работы: Апробация здоровьесберегающих технологий в группе детей младшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности (рисование) обеспечение высокого уровня физического, психического и социального здоровья воспитанника детского сада через занятия по рисованию, которые позволяют быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

В работе ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по здоровьесберегающим технологиям в группе детей младшего дошкольного возраста с помощью живописи.

2. Формировать – эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально – нравственные ориентации на проявления эстетического в художественном слове.

3. Формировать умение выразительно передавать образы природы, изображая типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений (например: все лиственные деревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут быть разными – высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большой и маленькой кроной; листья разные по цвету в зависимости от сезона и т.д.).

4. Формировать осознанное отношение ребенка к здоровью, через рисование.

5. Предотвратить развитие утомления у детей в процессе изобразительной деятельности, снять эмоциональное напряжение, тем самым способствовать более быстрому восприятию программного материала.

6. Развивать способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т.д.)

7. Расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

8. Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.

9.Развивать навыки зрительного анализа: выделять зрительное сходство и отличие в размере, форме, цвете предмета.

10. Учить применять цвет как средство передачи состояния, характера образа и своего отношения к явлению.

11. Развивать способность соотнесения увиденного с собственными представлениями о красивом, радостном, смелом, печальном и др., с образами других искусств – музыки, литературы и др.

12. Развивать творческую активность, самостоятельность, инициативность для овладения изобразительными навыками и умениями.

13. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентации на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного характера.

14. Проверить эффективность знаний, умений и навыков в практических работах детей младшего дошкольного возраста.

Методы и приемы:

1.Наглядные методы:

- демонстрация натуральных объектов, наглядных пособий;

- показ (предметов, картин, иллюстраций, рассматривание);

- показ образца, способов действия, изображения;

- дидактические пособия;

- обследование.

2. Словесные методы:

- пояснение;

- рассказ, рассказывание без опоры на наглядный материал;

- пересказ;

- чтение;

- беседа, обобщающая беседа;

- заучивание наизусть.

Приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской деятельности, вопрос, совет, напоминание, поощрение, использование художественного слова.

3. Практические методы:

- дидактические игры;

- дидактические упражнения;

- подвижные игры;

- проблемные ситуации.

4. Игровые:

- сюрпризный момент;

- воображаемая ситуация;

- загадки;

- упражнения – имитации;

- дидактические игрушки;

- игровой сюжет;

- игровая задача;

- подвижные игры.

Приемы: обыгрывание предметов или игрушек, изображения, сотворчество.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и к нашим рекомендациям.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Перспективное планирование по рисованию

во второй младшей группе

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Зеленые травинки

Рисование карандашами

Учить детей правильно держать карандаш, не сильно сжимая его; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа

Развивать наблюдательность, цветовосприятие, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать любовь к природе

Формат А5, зеленые карандаши

2.

Веселый дождик

Рисование карандашами

Учить детей рисовать дождик из тучек, цветными карандашами короткие (и длинные линии), передавая падающие капельки дождя.

 Продолжать учить правильно держать карандаш.

 Развивать наблюдательность, цветовосприятие ,внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать у детей позитивное настроение.

- листы с наклеенными тучками разной величины;

- карандаши синего цвета,

- зонтик для игры;

- магнитофон

3.

Солнышко лучистое

Рисование карандашами

Учить детей рисовать круг и аккуратно закрашивать его, не залезая за контур. Закрепить умение рисовать прямые линии (лучики) и правильно держать карандаш. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь, развивать навыки зрительного анализа.

Формат А5, желтые карандаши (восковые)

4.

Воздушные шарики

Рисование карандашами

Продолжать учить детей рисовать цветными карандашами круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь, развивать навыки зрительного анализа: выделять зрительное сходство и отличия в размере, форме, цвете предмета. Закреплять знание основных цветов

Вызвать эмоциональный отклик от выполненной работы

Формат А 4, цветные карандаши основных цветов, картинка с разными по цвету и размеру шариками, надутые шарики

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Нарядные платья

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе

вырезанные из бумаги силуэты платьев;

- куклы;

- гуашь разноцветная в чашечках;

- салфетки;

2.

Фрукты

Рисование красками

Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

 Учить рисовать и закрашивать красками округлые формы, правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть.

Развивать речь, мышление, память и чувство цвета.

Формат А4 , гуашь, кисть, баночка с водой , салфетка, тарелка с фруктами( муляжи),образец на мольберте.

3.

Овощи

Рисование красками

Продолжать учить детей рисовать и закрашивать округлые формы не залезая за контур, передавать ее особенности,  правильно держать кисть, набирать краску на ворс.

Развивать речь, мышление, память и чувство цвета.

Воспитывать аккуратность.

Формат А4 , гуашь, кисть, баночка с водой , салфетка, Корзинка с овощами( муляжи),образец на мольберте

4.

Осенние листочки

Рисование восковыми карандашами

Продолжать учить детей закрашивать готовые формы карандашами, не заходя за контур. Раскрашивать одну половинку листа одним цветом, а вторую – другим.

Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность,  цветовосприятие, внимание, мышление, память, речь

Формат А4 с изображениями осенних листьев, восковые карандаши, осенние листочки разложенные ковром на полу

Ноябрь        

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Осень в лесу

Рисование красками (техника тычка)

Закрепить знания детей об осени.

 Учить детей  рисовать кистью, гуашью, методом «примакивания», меняя цвет краски.

Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть.

Развивать ритмичность.

Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик.

Бледно-голубой лист бумаги с нарисованным контуром дерева, гуашь , кисть, баночка с водой, салфетки, осенние иллюстрации.

2.

Грибы в траве

Рисование красками

Продолжать учить детей рисовать и закрашивать овальные и круглые формы не залезая за контур, правильно держать кисть, набирать краску на ворс.

Учить присоединять одну часть к другой (шляпка одевается на ножку) для создания единого образа.

Развивать речь, мышление, память и чувство цвета.

Воспитывать аккуратность.

Формат А4 , гуашь, кисть, баночка с водой , салфетка, Корзинка с грибами (муляжи), образец на мольберте

3.

Колючий ёжик

Рисование карандашами

Учить детей рисовать «шубку» для ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими штрихами.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память, речь

Воспитание любовь к животным.

Нарисованный на листе бумаги силуэт ежика, коричневый карандаш, иллюстрация с изображением ежика, игрушка ежик.

4.

Разноцветный зонтик

Рисование восковыми карандашами

Продолжать учить детей закрашивать готовые формы карандашами, не заходя за контур, каждую часть зонтика новым цветом.

 Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность,  цветовосприятие, внимание, мышление, память, речь

Формат А4 с изображением зонтика, восковые карандаши, разноцветный зонтик.

                

Декабрь                

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Снежинки

Рисование красками

(техника тычка)

Закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги.

Продолжать формировать умение правильно держать кисть. Учить детей ритмично наносить          мазки  (тычки) пересекая их, изображая явления природы, в соответствии с художественным словом.

Развивать художественное восприятие, воображение, эстетическое восприятие, творчество, аккуратность при выполнении работы, речевую активность.  

Воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентации на проявление чувство прекрасного через поэтическое слово, и двигательные умения.

Тонированная бумага формата А4, гуашь, тряпочка для промакивания, клеенка,  баночки с водой, кисти, подставки.

Иллюстрации, фотографии снежинок.

 Атрибуты для игры «Снежинки» - мишура (султанчики из дождика), снежинка - вырезанная из фольги.

2.

Гроздь рябины

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки , прикрепляя их к веточкам.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

Лист бумаги с изображением веточки рябины без ягод ,красная гуашь, салфетка, баночка с водой.

3.

Зимний лес

Рисование красками

Учить применять цвет как средство передачи состояния, характера образа и своего отношения к явлению.

Учить детей рисовать кистью (мазки-тычки).

Закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги (по всей поверхности листа). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь, эстетическое восприятие пейзажа.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Листы бумаги формата А4 с заранее нарисованными деревьями, гуашь, тряпочка для промакивания, клеенка,  кисть, баночки с водой.

Иллюстрации, репродукции.

4.

Нарядна ёлочка

Рисование красками

Учить детей передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; а так же учить рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению. Видеть красоту в сочетании темно - зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами украшений; закрепить умение изображать ель с постепенно удлиняющимися ветками.

Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником

лист бумаги с нарисованной темно - зеленой елью, на которой светлым карандашом изображены две-три изогнутые нитки для рисования бус. Светлые и яркие краски гуашь,

мягкие кисти.

                

Январь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Звездочки на небе

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

- гуашь желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации с ночным звездным небом;

2.

Метель

Рисование красками

Учить детей рисовать спиралевидные  линии, размещённых горизонтально. Закреплять  умение правильно держать кисть.

Развивать чувство формы и композиции, динамику, смелость в изображении. Воспитывать любознательность.

Тонированная бумага А4 голубого, синего цвета с изображением домика или елочки, белая гуашь, кисть, салфетка, баночка с водой.

3.

Веселый снеговик

Рисование красками

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы разной величины, передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей.

Закреплять навыки закрашивания круглой формы, круговыми движениями сужаясь к центру.

Развивать воображение и любовь к друзьям.

Тонированный лист , белая гуашь, кисть. Салфетка, баночка с водой, красный и черный  - фломастеры (карандаши)

4.

Как зайка от лисы прятался

Рисование красками

(техника тычка)

Продолжать учить детей рисовать методом тычка .

Закреплять умение правильно держать кисть.

Углублять представления о цвете, геометрических эталонах.

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать любовь к животным, желание помочь.

- листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;

- гуашь белого цвета;

- салфетки;

- кисть

- баночка с водой

- черный фломастер или карандаш

- зайка - игрушка

        

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Хвойный лес

Рисование восковыми карандашами

Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий; создавать композицию

Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать любовь к природе и отображению ярких представлений в рисунке.

Голубая тонированная бумага, зеленая гуашь( или восковые мелки), салфетка, кисть, баночка с водой.

2.

Теплые вещи

Рисование восковыми карандашами

Учить детей составлять узор состоящий из горизонтальных полос разного цвета на теплой одежде ( шапочка, шарфик, варежки , носочки, свитер).

Развивать чувство цвета, поочередности, эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Лист бумаги с нарисованными на них теплыми вещами (шапочка, шарфик, варежки, носочки, свитер). На одном листе по одному предмету, которые дети выбирают потом себе по желанию, восковые мелки

3.

Самолет летит в облаках

Рисование красками

Учить детей рисовать предметы, состоящие из нескольких частей, ( два овала: по больше – крылья , по меньше – хвост, пересекают третий большой – корпус) и закрашивать их (справа налево или сверху вниз)

Развивать чувство композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. Активизировать словарь.

Формат А4 с ранее нарисованными детьми облаками, зеленая гуашь , кисть , салфетка баночка с водой, вырезанные из красной цветной бумаги по две звездочки ( на крылья), клей карандаш

4.

Блюдечко для чашки

Рисование красками

Учить детей составлять узор на листе бумаги круглой  формы, располагая в определённом порядке элементы узора по кругу, украшать изделие точками, мазками, полосками, колечками. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.        

Лист бумаги круглой формы, гуашь, кисть, салфетка баночка с водой

Март

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Красивый платочек

Рисование красками

Учить детей составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определённом порядке элементы узора: по углам, середине и посередине сторон, украшать изделие точками, мазками, полосками, колечками. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Лист бумаги квадратной формы, гуашь, кисть, салфетка баночка с водой.

2.

Веточка мимозы

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

- листы бумаги с веточками мимозы;

- гуашь желтого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки;

3.

Аквариум

Рисование гуашью по восковым мелкам

Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков.

 Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге.

Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Воспитывать аккуратность и любовь к природе.

Вырезанный из формата А4 аквариум с нарисованными в нем педагогом цветными восковыми мелками рыбками, дном и водорослями.

Клеенки, широкие кисти, синяя гуашь (акварель), салфетки, баночки с водой.

4.

Расписные пасхальные яйца

Рисование красками (техника тычка, примакивания)

Учить детей составлять узор на предмете округлой  формы, располагая элементы узора в определённом порядке, украшать изделие точками, мазками, полосками, колечками. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.        

Лист бумаги с нарисованными на нем яйцами, гуашь, кисть, салфетка баночка с водой, образцы - расписанные уже яйца.

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Сосульки

Рисование красками

Учить детей рисовать разные по длине сосульки, свисающие с крыши, и передавать капель ритмичными мазками.

Закреплять умение правильно держать кисть. Развивать речь, мышление и наблюдательность. Активизировать словарь.

Формат А4, синяя гуашь, кисть, салфетка, баночка с водой.

2.

Ракета в космосе

Рисование восковыми карандашами

Учить детей рисовать предметы, состоящие из нескольких частей (корпус – большой треугольник, а два по меньше  - крылья, круглые иллюминаторы) и закрашивать их.Развивать чувство композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. Активизировать словарь.

Тонированная темно-синим бумага, восковые мелки, иллюстрации и образец ракеты

3.

Плывёт, плывёт кораблик.

Рисование красками

Учить детей рисовать волнистые линии, размещённых горизонтально. Закреплять  умение правильно держать кисть.

Развить чувство формы и композиции. Воспитывать  любознательность.

Формат А4 с приклеенным на нем корабликом (на предыдущим занятии по аппликации), широкие кисти, голубая гуашь, салфетка, баночка с водой.

4.

Одуванчики на лугу

Метод тычка

Продолжать учить детей рисовать методом тычка и наносить  ритмично точки на всю поверхность листа. Закреплять умение правильно держать кисть, развивать чувство цвета .

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

- листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

- образец рисунка на доске

- одуванчики в вазе

Май

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Мой любимый город

Рисование пастелью

Учить детей рисовать боковой (широкой) стороной пастели прямоугольные формы разного размера: высоты , ширины  и длинны (дома), ритмичными штрихами показать окна.

Развивать чувство композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к окружающему, к родному городу. Активизировать словарь.

Тонированная бумага, пастель, салфетка, иллюстрации города, образец.

2.

Праздничный салют

Монотипия,

Рисование пальчиками,

Печатки(разной формы: цветы, круги, звездочки, снежинки…)

Побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений. Учить детей изображать огоньки салюта (фантанчиком).

Воспитывать интерес к окружающему, к родному городу и отображению ярких представлений в рисунке.

Рисунки детей с изображением вечернего города, восковые мелки, пастель, салфетка.

3.

Клумба с цветами

Рисование красками (техникапримакивания)

Учить детей рисовать цветы примакиванием( ромашки, ноготки).

Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие. Продолжать закреплять умения правильно держать кисть.

Воспитывать аккуратность и любовь к природе.

Лист А4 , гуашь.кисти, салфетка, баночка с водой, иллюстрации с цветами.

4.

Бабочка

монотипия

Учить детей создавать симметричный узор путем отпечатывания.

Продолжать учить располагать элементы узора в определённом порядке, украшать изделие точками, мазками, полосками, колечками. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие, воображение.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Вырезанный силуэт бабочки со сгибом по середине, гуашь, салфетка, кисть.баночка с водой

                

Приложение

Конспекты-занятий по изобразительной деятельности

Тема:  «Снежинки»

I.        Задачи.

1. Закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги.

2. Продолжать формировать умение правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки с краской, хорошо промывать кисть в воде.

3. Учить детей ритмично наносить мазки (тычки) пересекая их, изображая явления природы, в соответствии с художественным словом.

4. Развивать художественное восприятие, воображение, эстетическое восприятие, творчество, аккуратность при выполнении работы.  

5. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; речевую активность детей, обогащать словарь.

6. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца.

        7. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентации на проявление чувство прекрасного через поэтическое слово, и двигательные умения.

II. Индивидуально-дифференцированный подход.

                                   – высокий уровень

                                   – средний уровень

                                   – низкий уровень

III.        Материал.

1. Тонированная бумага формата А5, гуашь, тряпочка для промакивания, клеенка,  баночки с водой, кисти, подставки.

2. Иллюстрации, фотографии.

3. Атрибуты для игры «Снежинки» - мишура (султанчики из дождика), снежинка - вырезанная из фольги.

IV. Словарная работа.

1. Снегопад;

2. Снежинки, снежинки-балеринки;

3. Пушинки, пух;

4. Бархат;

5. Стужа.

V. Предварительная работа.

1.        Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение стихов.

2.        Проводились ежедневные наблюдения за изменениями в природе, выявление признаков зимы (снегопад, падают снежинки, и т.п.).

3.        Занятия по изобразительной деятельности, выполнения упражнений, дидактические игры.

VI. Методы и приемы.

1.  Игровой метод:

•        Показ образца

•        Сюрпризный момент

•        Превращение

2.        Словесные методы:

•        Художественное слово

•        Вопросы репродуктивного и поискового характера

•        Объяснения, указания

•        Поощрение

3.        Практические методы:

•        Изобразительная деятельность детей

•        Речевая деятельность детей

•        Игровая деятельность детей

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (ответ) Правильно, зима. Помните, мы с вами вчера гуляли вокруг детского сада? Что мы с вами видели? (шел снег)  Какой шел снег? (пушистый, белый, холодный) А сейчас послушайте стихотворение про снежинки.

Чтение стихотворения воспитателем:

 Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

  Воспитатель: А вы ловили снежинки? Какие они? (разные, красивые, пушистые, легкие, белые,  холодные) Посмотрите-ка ребятки, к нам прилетела волшебная снежинка. Какая она красивая, блестящая, а вы хотите стать такими красивыми снежинками? (ответ)  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Психогимнастика – вхождение в образ снежинок (используя атрибуты): снежинки кружатся, легко бегают в различном направлении, элементарные движения танца, дети собираются в хоровод образуя «снежок», «землю бархатом укрыли» - присели.)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

Воспитатель: А теперь, мои, снежиночки, отдохнули,  полетели, покружились и превратились в мальчиков и девочек. Какие мы были снежинки? (ответ) Что мы делали? (ответ) А вы хотите нарисовать много снежинок, чтобы было много снега, и можно было бы слепить снеговика и построить горку!

ПОКАЗ С ОБЪЯСНЕНИЕМ

          Воспитатель: А теперь возьмем в руки волшебную кисточку. И нарисуем в воздухе снежинку, как она летит и кружится. Попробуем нарисовать сначала большую снежинку, проведем кисточкой сверху вниз, а затем слева направо (с одной стороны на другую). А теперь полетели маленькие снежинки. Для того чтобы снежинки на бумаге у нас были легкие, тоненькие, красивые нужно рисовать кончиком кисточки, не нажимая на нее сильно. Иначе снежинка будет большая, тяжелая, не сможет танцевать и кружиться, а просто упадет.

  (Показ воспитателя на мольберте рисование снежинок кончиком кисти двух линий пересекающихся посередине, большого и маленького размера.)

  Самостоятельная деятельность детей, наводящие вопросы и помощь воспитателя при необходимости.

  Воспитатель раскладывает детские работы на ковре, и рассматривает их с детьми. С помощью наводящих вопросов, воспитатель помогает детям проанализировать их работы. В заключении дети опять превращаются в снежинки и кружатся, танцуют со своими рисунками.

Тема:  «Деревья в снегу»

I.        Задачи.

1. Учить применять цвет как средство передачи состояния, характера образа и своего отношения к явлению.

2. Учить детей рисовать кистью (мазки-тычки).

3. Закреплять умение правильно располагать изображение на листе бумаги (по всей поверхности листа).

4. Закрепить знание детей о структуре деревьев и название их частей.

5. Развивать художественное восприятие произведений искусства.

6. Развивать у детей творческую активность, инициативность для овладения изобразительными навыками и умениями; слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; речевую активность детей, обогащать словарь.

7. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца, желание помочь «зиме».

        8. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентации на проявление чувство прекрасного через поэтическое слово, и двигательные умения.

II. Индивидуально-дифференцированный подход.

                                   – высокий уровень

                                   – средний уровень

                                   – низкий уровень

III.        Материал.

1. Листы бумаги формата А4 с заранее нарисованными деревьями, гуашь, тряпочка для промакивания, клеенка,  баночки с водой.

2. Иллюстрации, репродукции.

IV. Словарная работа.

1. Забота;

2. Зима-рукодельница, лапки у елки;

3. Пряжа, вязать, шить, спицы;

4. Шапка, шубка, варежки;

5. Названия деревьев: береза, клен, дуб, елка.

V. Предварительная работа.

1.        Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение стихов.

2.        Проводились ежедневные наблюдения за изменениями в природе, выявление признаков зимы  (все листья опали, идет снег, мороз, застыли лужи и т.п.).

3.        Занятия по изобразительной деятельности, выполнения упражнений, дидактические игры.

VI. Методы и приемы.

1.  Игровой метод:

•        Показ образца

•        Сюрпризный момент

•        Превращение

2.        Словесные методы:

•        Художественное слово

•        Вопросы репродуктивного и поискового характера

•        Объяснения, указания

•        Поощрение

3.        Практические методы:

•        Изобразительная деятельность детей

•        Речевая деятельность детей

•        Игровая деятельность детей

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в оформленную иллюстрациями группу, воспитатель читает стихотворение.

Снова в заботах зима-рукодельница –

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям – пушистые шапки,

Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.

Шила, вязала и очень устала!

- Ах, поскорее весна бы настала…

Воспитатель: Зима пришла к нам в гости очень печальная. Она не успела нарядить лес, что же делать ребятки? Как мы можем помочь нашей гостье?

Дети: Помочь нарядить лес. Одеть потеплее, укутать деревья; надеть теплые вещи на лес, чтобы он не замерз.

Воспитатель: Какие теплые вещи мы с вами надеваем? (ответ детей). В какие теплые вещи мы можем нарядить лес? (ответ детей). А как вы думаете, будет ли тепло деревьям? (ответ детей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Психогимнастика – вхождение в образ снежинки: полетала снежинка в воздухе, покружилась и опустилась на землю.)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель приглашает детей в «лес». Дети идут к столу, где разложены листы с изображением деревьев, краски, кисти.

ПОКАЗ С ОБЪЯСНЕНИЕМ

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие краски приготовила нам зима и деревья ждут свой красивый наряд, свои варежки, шапочки, шубки. Чем бабушка вяжет нам теплые вещи?

Дети: Спицами!

Воспитатель: И зима вяжет спицами вещи для природы. Но волшебные спицы у нее одни и она вам принесла волшебные кисточки. Сейчас приготовимся творить чудеса этими кисточками.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

(ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем колдовать!

Воспитатель: А теперь мы с вами волшебники и будем рисовать кисточками. Макнули кисточку в краску, и «надели шапочку» на макушку дерева, а на лапки у елочки мы оденем варежки.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

(Наводящие вопросы и помощь при необходимости)

Воспитатель: Какой красивый лес получился! Зиме, наверное, понравится. Вот, сколько деревьев украсили.

АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РАБОТ

(Совместное рассматривание рисунков и любование ими.)

                                

                                

                                                                

                                

                                

                                

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2.        Венгер Л.А. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

3.        Волчкова  В.Н., Степанова Н.В. Конспекты ззанятий во второй младшей группе детского сада ., Воронеж  2009г

4.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

5.        Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. – 1997 г.

6.        Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М. «Просвещение» - 1995 г.

7.        Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение» - 1992 г.

8.        Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. М: Айрис Пресс, 2008.

9.        Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» - 1985 г.

10.        Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.

11.       Колдина Д.Н. Рисование с детьми3-4лет. , М. 2010г.

12.        Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.

13.        Максимов Ю.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» - 1988 г.

14.        Перафеева С.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» - 1972 г.

15.        Сакулина Н.П. «Рисование в дошкольном детстве» М. «Просвещение» - 1965 г.

16.        Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова и В.Н. Аванесовой.-М.: 1982.

17.        Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» - 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Модель системной комплексной работы с внедрением здоровьесберегающих технологий

МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ  КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Педагогический совет в ДОУ "Обеспечение физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий"

Педагогический совет - Деловая игра для воспитателей  в форме Физкультурно-педагогического  пробега Деловая игра проходит в несколько дистанций: разминка,1 дистанция-Эрудиты,2 дис...

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.  Они помогают создавать пси...

Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...