Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию на тему

Ситникова Светлана Валерьевна

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_plastilinografii.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов, получить новые знания и освоить их в практической деятельности.

Задачи:

- освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;

- обучение участников мастер - класса технике «пластилинография»: продемонстрировать технику рисования и приемы работы с пластилином;

- развитие интереса к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

создание лепной картины с изображением объемных предметов на горизонтальной поверхности;

применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми;

повышение уровня профессиональной компетентности.

Материалы и оборудование для педагогов:

Плотный картон, с нарисованным контуром овечки, размер ½ А4;

набор пластилина;

салфетка для рук;

доска для лепки;

стека;

простой карандаш, ватные палочки;

семечки;

шприц;

скалка, канцелярский нож;

баночка с водой.

Ход мастер – класса:

     Добрый день, уважаемые коллеги. (Меня зовут Ситникова Светлана Валерьевна). Тему сегодняшнего мастер – класса вы видите на экране. СЛАЙД 1

     Каждое новое творческое начинание для человека – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». СЛАЙД 2

     Не буду рассказывать Вам для чего нужно развивать мелкую моторику, Вы об этом и так хорошо знаете. А перейду сразу к тому, почему я в качестве средства для развития мелкой моторики взяла «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЮ».

     С целью развития тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста мне хотелось найти что - то необычное, интересное, развивающее, а главное доступное, т.к. возраст моих воспитанников был от 1,5 до 3 лет. Я очень люблю заниматься нетрадиционными техниками изобразительного искусства. Выбор остановила на пластилинографии, т.е. создании лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полу объёмные объекты на горизонтальной поверхности. Немаловажную роль в этом выборе сыграла и моя дочка. Когда я работала с детьми старшего дошкольного возраста, ей было как сейчас моим ребятишкам. Для подготовки руки к письму в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовала нетрадиционное рисование, где одной из техник было рисование пластилином. И готовя образцы для детей, я видела, как с увлечением в эту работу включалась дочка, раскрашивая свои раскраски не карандашами и красками, а пластилином. Я убедилась, данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной. Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер. Смешивать цвета не менее интересно получается своеобразный массаж для пальчиков, а это играет огромную роль в развитии моторики у детей.

       Техника «Пластилинография» имеет два смысловых корня, которые Вы видите на экране СЛАЙД 3

       Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

      Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям по организации работы в технике пластилинография: обратите внимание на слайд СЛАЙД 4

• использовать мягкий пластилин;

• твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем или клейкой плёнкой;

• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

• покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь";

• на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

• работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.  

    Материалы, используемые в пластилинографии вы видите, как на экране СЛАЙД 5, так и перед собой:

• картон (однотонный или цветной)

• дерево, стекло или пластик

• набор пластилина

• дощечки для пластилина

• стека

• влажная салфетка и бумажная салфетка

• лак бесцветный для волос

• шприц без иголки (для изображения тонких пластилиновых нитей), тёрка

• природный или бросовый материал

• ручки, карандаши, ватные палочки и т.п.

• баночка с водой

• скалка, тонкая проволока или канцелярский нож (для создания цветного пластилина, приёмом «резание»).

      Методы и приёмы, используемые в работе с пластилином: СЛАЙД 6

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

-игровые приёмы;

-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

-обследование, рассматривание, наблюдение.

Техники и приёмы рисования пластилином, которые Вы видите на экране СЛАЙД 7 используются в детском саду.

Перейдём к нашей практической части. Я хочу Вас познакомить с техниками и приёмами рисования пластилином, не только с теми, с которые мы освоили с детьми, т.к. они не все доступны в младшем возрасте, но и с теми, которые мы будем осваивать в дальнейшем.

1.Примазывание. СЛАЙД 8

Для того чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо взять пластилин нужного цвета и размазывать его по контуру рисунка. Предварительно сделать карандашный набросок.  Отрывая маленькие кусочки пластилина заполнить пространство рисунка, при этом поверхность можно разгладить пальцем, предварительно смоченный водой. Сверху основного цвета можно добавлять детали разных цветов и оттенков. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

2.Скатывание. СЛАЙД 9

Оторвав небольшой кусочек пластилина, из него необходимо сформировать небольшой шарик, путем катания его круговыми движениями между большим и указательным пальцами. Этот метод «раскрашивания» делает рисунок объемным, очень оживляет.

3.Надавливание. СЛАЙД 10

Работа выполняется также, как и при приеме скатывания. Необходимо нажать на скатанный шарик пальцами, для того чтобы получилась лепешка. Надавливать необходимо на плоской основе поделки. Желательно, чтобы шарики были одинакового размера.

4.Размазывание. СЛАЙД 11

Надавливаем на скатанный шарик указательным пальцем и оттягиваем его в нужном направлении.

5.Лепки из «колбасок». СЛАЙД 12

Скатывание «колбасок». Раскатываем пластилиновые колбаски нужной длины и толщины. На заранее подготовленный рисунок по контуру выкладываем слепленные колбаски. Необходимо выбрать пластилин, который будет выгодно смотреться на выбранном фоне.

6.Лепка с использованием природных материалов. СЛАЙД 13

Вылепив картину или контурное изображение, далее это можно оформить природным материалом (косточки, семечки, семена и т.д.)

7.Рельефный рисунок с помощью стеки. СЛАЙД 14

8.Отпечатки.

Один из самых увлекательных уроков для детей – это отпечатки на пластилине. Сделайте лепешку из пластилина, и делайте отпечатки крышкой, игрушкой, ручкой, своим собственным пальцем, ложкой.

9.Трафаретное рисование. СЛАЙД 15

Для этой работы понадобится трафарет. Его необходимо наложить на подготовленную основу и заполнить ее пластилином. Когда трафарет будет полностью заполнен, его необходимо убрать с основы – получится готовый рисунок. Его можно дополнять деталями. Другой способ – это когда даётся трафарет – силуэт и он раскрашивается.

10.Процарапывание. СЛАЙД 16

На картон необходимо нанести тонкий слой пластилина. После чего сам рисунок процарапывается зубочисткой или стеком, как в технике граттаж.

11. Цветной пластилин, полученный резанием. СЛАЙД 17

12.Рисование пластилиновой стружкой. СЛАЙД 18

Натираем пластилин на терке и заполняем пространство рисунка.

Техники и способы рисования пластилином, СЛАЙД 19 с которыми мы познакомились можно использовать при рисовании как на картоне, так и на дереве, пластмассе. Так же пластилином можно рисовать и на стекле, но это тема другого мастер класса.

Заключение.

Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности, в чём, я думаю, вы сейчас убедились. СЛАЙД 20 Хочется закончит практическую часть словами В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...»

Список использованной литературы СЛАЙД 21

1. Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография / Н.С.Голицына, О.А.Скоролупова, Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2006. – 110 с.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. - 94 с.

3.  Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. - 48 с.

4.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.

5.  Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий / Д.Н.Колдина. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 56 с.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И.А.Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 144 с.

7.  Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб.: издательство «Каро», 2008. 112 стр.

8.  Тюфанова И.В. Мастерская юных художников / И.В.Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 250 с.

9.  Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А.Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Техники и приемырисования пластилином на картоне: 1.Примазывание.2.Скатывание.3.Надавливание.4.Размазывание.5.Лепка из «колбасок».6.Лепка с использованием природных материалов.7.Рельефный рисунок...

Статья «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

laquo;Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»Подготовила  Кулакова Ольга ИгоревнаЦель:  Развивать интерес  детей...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области...

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»         В.А. Сухомлинский...

Мастер - класс для педагогов: "Пластелинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста."

Лепка из пластилина – это эффективный метод развития мелкой моторики рук. При работе ребенка с пластилином на его ладошках и ногтевых фалангах пальцев массируются зоны нервных окончаний. Эти нер...