Главные вкладки

    Консультация для воспитателей
    методическая разработка по рисованию по теме

    Ярцева Зоя Сергеевна

    Широко использовать нетрадиционные техники исполнения в изобразительном искусстве в детском саду стали совсем недавно. Раньше использовали лишь отдельные приемы.

    Сейчас выяснилось, что их использование в ИЗО вызывает у детей особый, я бы сказала громадный интерес. Почему? Потому что с помощью этих техник ребенок убеждается в быстроте изображения. Образы, которые они создают с помощью этих техник выглядят гораздо красивее, стройнее. Детям почти не надо думать, как расположить рисунок на листе бумаги, это получается само-сабой - это детей очень увлекает. Они стараются с двойным усилием освоить, например, технику исполнения «ниточками», «кляксографией» и др.

    Ведь овладения обычными приемами изображения в детском саду требует много времени, умения и усилий. Детям труднее научиться нарисовать концом кисти, а вот техника изображения, например, «тычком» почти не требует усилий. Изобразить ягоды «пальчиком» гораздо легче, чем кистью, нарисовать гуся или лебедя быстрее и качественнее, можно с помощью «ладошки».

    В своей работе я тоже использую нетрадиционные техники в сочетании с обычными способами изображения. Дети занимаются с удовольствием этим, но я считаю, что широким использованием нетрадиционной техники исполнения в рисовании нужно на специально отведенном для этого занятиях, т.е. в изо студиях или в вечернее время.

    Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так например, начинить работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: «кляксографии», «монотипия»

    На занятиях с использованием нетрадиционных техник рекомендуют использовать музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

     

    1. «Тычок жесткой полусухой кистью».

    Возраст: любой

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет

    Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо выразительный силуэт пушистого и колючего животного

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    2. «Рисование пальчиками»

    Возраст: от 2 - х лет

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    Материалы: кисть, гуашь, плотная бумага любого цвета и формата, небольшие листы, салфетки

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко стирается.

     

    3. «Рисование ладошкой»

    Возраст: от 2 — х лет

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисунок правой и левой руками, окрашенными в разные цвета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    4.      «Оттиск пробкой»
    Возраст: от 3 — х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из точного поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, печатки из пробки.

    5. «Оттиск печатками из картофеля»
    Возраст: от 3 — х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из точного поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, печатки из картофеля.

     

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

    6. «Обрывание бумаги»
    Возраст: от 3 - х лет

    Средства выразительности: фактура, объем.

    Материалы: салфетки и цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех) накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно так же изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего возраста.

    7. «Скатывание бумаги»
    Возраст: от 3 - х лет

    Средства выразительности: фактура, объем.

    Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдца, плотная бумага либо цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (яблочко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    8. «Оттиск поролоном»
    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, кусочек поролона.

     

    Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для измельчения цвета берутся другие и мисочка и поролон.

    9. «Оттиск пенопластом»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, кусочек пенопласта.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Что бы получить другой цвет берутся другие и мисочка и пенопласт.

    10. «Оттиск печатками из ластика»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, печатка из ластика (их воспитатель может изготовить сам прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия).

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие и мисочка и пенопласт.

     

    11. «Оттиск с мятой бумагой»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Что бы получить другой цвет берутся другие и мисочка и пенопласт.

    12. «Восковые мелки + акварель»

    Возраст: от 4 — х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

    13. «Свеча + акварель»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

    Материалы: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается белым.

     

    14. «Печать по трафарету»
    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из прозрачной пленки).

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Что бы изменить цвет берутся другие тампоны и трафареты.

    15. «Монотопия предметная»
    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

    Материалы: плотная бумага любого цвета и любого формата, кисть, гуашь или акварель.

    Способ  получения  изображения:  ребенок складывают лист бумаги

    вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета

    (предметы   выбираются   симметричные).   После  рисования   каждой   части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение украсить так же складывая лист

    после рисования нескольких украшений.

    16. «Знакомая форма - новый образ»

    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

     

    Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно так же обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

    А мы берем различные пластмассовые фигуры для вкладывания в ячейки (квадраты, трапеции, многоугольники, звездочки, овалы и т.д.).

    Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура к стене крепится ватман (обои). Один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

    17. «Черно-белый граттаж»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

    Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши) или зубной порошок мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

    Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист, так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    18. «Кляксография обычная»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятно в произвольном порядке. Затем лист покрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь,  а другой его прикрыть).  Далее  верхний лист снимается,

     

    изображение    рассматривается:     определяется,     на    что    оно     похоже. Недостающие детали дорисовываются.

    19.    «Кляксография с трубочкой»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, что бы ее конец ни касался, ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

    20. «Кляксография с ниточкой»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

    Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

    21. «Набрызг»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: точка, фактура.

    Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика 5x5

     

    Способ получения изображения: ребенок набирает на кисть краску и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

    22.    «Отпечатки листьев»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    23. «Тиснение»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.) простой карандаш.

    Способ получения изображения: ребенок рисует карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами на следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

    24. «Тычкование»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: фактура, объем.

     

    Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2><2, журнальная и газетная бумага (например для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, что бы тот не скользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.25. «Акварельные мелки»

    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

    Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

    Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхания бумаги снова смачивается. 26. «Цветной граттаж» Возраст: от 6 лет. Средства выразительности: штрих, цвет, линия.

    Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочка для гуаши, палочка с заточенными концами.

    Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.27. «Монотипия пейзажная»

    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

    Материалы: бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка, кафельная плитка.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется его отражение в озере, (реке), отпечаток.

    Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того как с него сделан оттиск оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

    Для монотипии так же можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получится размытым.

    Список использованной литературы:

    1. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование)» Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Широко использовать нетрадиционные техники исполнения в изобразительном искусстве в детском саду стали совсем недавно. Раньше использовали лишь отдельные приемы.

    Сейчас выяснилось, что их использование в ИЗО вызывает у детей особый, я бы сказала громадный интерес. Почему? Потому что с помощью этих техник ребенок убеждается в быстроте изображения. Образы, которые они создают с помощью этих техник выглядят гораздо красивее, стройнее. Детям почти не надо думать, как расположить рисунок на листе бумаги, это получается само-сабой - это детей очень увлекает. Они стараются с двойным усилием освоить, например, технику исполнения «ниточками», «кляксографией» и др.

    Ведь овладения обычными приемами изображения в детском саду требует много времени, умения и усилий. Детям труднее научиться нарисовать концом кисти, а вот техника изображения, например, «тычком» почти не требует усилий. Изобразить ягоды «пальчиком» гораздо легче, чем кистью, нарисовать гуся или лебедя быстрее и качественнее, можно с помощью «ладошки».

    В своей работе я тоже использую нетрадиционные техники в сочетании с обычными способами изображения. Дети занимаются с удовольствием этим, но я считаю, что широким использованием нетрадиционной техники исполнения в рисовании нужно на специально отведенном для этого занятиях, т.е. в изо студиях или в вечернее время.

    Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так например, начинить работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: «кляксографии», «монотипия»

    На занятиях с использованием нетрадиционных техник рекомендуют использовать музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.


    1. «Тычок жесткой полусухой кистью».

    Возраст: любой

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет

    Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо выразительный силуэт пушистого и колючего животного

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    2. «Рисование пальчиками»

    Возраст: от 2 - х лет

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    Материалы: кисть, гуашь, плотная бумага любого цвета и формата, небольшие листы, салфетки

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко стирается.


    3. «Рисование ладошкой»

    Возраст: от 2 — х лет

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисунок правой и левой руками, окрашенными в разные цвета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    4.        «Оттиск пробкой»
    Возраст: от 3 — х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из точного поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, печатки из пробки.

    5.        «Оттиск печатками из картофеля»
    Возраст: от 3 — х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из точного поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, печатки из картофеля.


    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

    6.        «Обрывание бумаги»
    Возраст: от 3 - х лет

    Средства выразительности: фактура, объем.

    Материалы: салфетки и цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех) накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно так же изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего возраста.

    7.        «Скатывание бумаги»
    Возраст: от 3 - х лет

    Средства выразительности: фактура, объем.

    Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдца, плотная бумага либо цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (яблочко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    8.        «Оттиск поролоном»
    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, кусочек поролона.


    Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для измельчения цвета берутся другие и мисочка и поролон.

    9. «Оттиск пенопластом»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, кусочек пенопласта.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Что бы получить другой цвет берутся другие и мисочка и пенопласт.

    10. «Оттиск печатками из ластика»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, печатка из ластика (их воспитатель может изготовить сам прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия).

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие и мисочка и пенопласт.


    11. «Оттиск с мятой бумагой»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Что бы получить другой цвет берутся другие и мисочка и пенопласт.

    12. «Восковые мелки + акварель»

    Возраст: от 4 — х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

    13. «Свеча + акварель»

    Возраст: от 4 - х лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

    Материалы: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается белым.


    14.        «Печать по трафарету»
    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: штемпельная подушечка пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и любого формата, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из прозрачной пленки).

    Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Что бы изменить цвет берутся другие тампоны и трафареты.

    15.        «Монотопия предметная»
    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

    Материалы: плотная бумага любого цвета и любого формата, кисть, гуашь или акварель.

    Способ  получения  изображения:  ребенок складывают лист бумаги

    вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета

    (предметы   выбираются   симметричные).   После  рисования   каждой   части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение украсить так же складывая лист

    после рисования нескольких украшений.

    16. «Знакомая форма - новый образ»

    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: линия, штрих, контраст.


    Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно так же обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

    А мы берем различные пластмассовые фигуры для вкладывания в ячейки (квадраты, трапеции, многоугольники, звездочки, овалы и т.д.).

    Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура к стене крепится ватман (обои). Один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

    17.        «Черно-белый граттаж»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

    Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши) или зубной порошок мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

    Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист, так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    18.        «Кляксография обычная»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятно в произвольном порядке. Затем лист покрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь,  а другой его прикрыть).  Далее  верхний лист снимается,


    изображение    рассматривается:     определяется,     на    что    оно     похоже. Недостающие детали дорисовываются.

    19.        «Кляксография с трубочкой»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, что бы ее конец ни касался, ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

    20.        «Кляксография с ниточкой»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно.

    Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

    Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

    21.        «Набрызг»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: точка, фактура.

    Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика 5x5


    Способ получения изображения: ребенок набирает на кисть краску и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

    22.        «Отпечатки листьев»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    23.        «Тиснение»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.) простой карандаш.

    Способ получения изображения: ребенок рисует карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами на следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

    24.        «Тычкование»
    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: фактура, объем.


    Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2><2, журнальная и газетная бумага (например для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, что бы тот не скользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.25. «Акварельные мелки»

    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

    Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

    Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхания бумаги снова смачивается. 26. «Цветной граттаж» Возраст: от 6 лет. Средства выразительности: штрих, цвет, линия.

    Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочка для гуаши, палочка с заточенными концами.

    Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

    Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.27. «Монотипия пейзажная»

    Возраст: от 5 лет.

    Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

    Материалы: бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка, кафельная плитка.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется его отражение в озере, (реке), отпечаток.

    Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того как с него сделан оттиск оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

    Для монотипии так же можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получится размытым.

    Список использованной литературы:

    1. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование)» Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

    Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

    Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

    Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

    Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

    Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

    Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

    Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...