Главные вкладки

    Методическая разработка «Знакомство с костюмом коренных народов Сахалина - Уйльта»
    методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

    Чердынцева Светлана Николаевна

    Методическая разработка по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в области художественно-эстетического развития детей соответствует ФГОС.  На данном занятии используется презентация (использование TV с ноутбуком), музыкальное сопровождение, подвижные игры коренных народов Севера, техника аппликации с элементами рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod.razr_.etno-kult.vosp_.docx37.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПОРОНАЙСКОГОГОРОДСКОГО ОКРУГА

    МБДОУ № 1 «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА» Г. ПОРОНАЙСК

                               Методическая разработка по изобразительной деятельности

    в подготовительной группе

            «Знакомство с костюмом коренных народов Сахалина - Уйльта»

    Выполнила: Чердынцева С.Н.

    Воспитатель МБДОУ №1

    «Дружные ребята»

    г.Поронайск

    Адрес: 694240 Сахалинская обл.

    г.Поронайск, у.Восточная,

    д.125, кв.71

    телефон: 8 924 1933 342

    e-mail: avgust6969@mail.ru

    г.Поронайск

    2016

    2

    «...Самые большие богатства на Севере -

    это даже не нефть и газ, а многообразие

    культур народов Севера».

    В. В. Путин

         За последнее время в нашем современном мире произошло много изменений. У детей искажены представления о доброте, патриотизме, великодушии, этнокультурном воспитании. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Как правило, мы забываем свою историю, свои корни. Соответственно и наши дети не владеют такими знаниями.

         В дошкольном возрасте у детей идёт становление основ его личности. В этом возрасте ребёнок формируется как личность, закладываются основы мировоззрения, его отношение к окружающему миру, происходит становление его характера. Роль детского сада в этом трудном и длительном процессе огромна.

         Одна из главных задач педагогов – научить ребёнка чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает его с детства, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле. Культура, природа родного края должны стать неотъемлемой частью его души. Я считаю, что приобщение детей к народной культуре, обычаям народов Севера (так как мы живём на Сахалине) является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Национальная культура коренных народов Севера (Уйльта) может быть сохранена и продолжена, если будет интересна подрастающему поколению. Поэтому приобщение детей к национальной культуре коренных народов Севера (Уйльта), проживающих на Сахалине, на сегодняшний день становится актуальной. Внедрение

    3

    национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает интеллектуальный уровень ребёнка, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.

         В Сахалинской области проживают 4 тысячи представителей коренных народов Севера. Именно им выпала миссия донести богатый исторический опыт, копившийся веками, до наших дней.

         Издавна предки уйльта проживали в северной части острова Сахалин, где занимались рыболовством, охотой, разведением домашних северных олений. Сегодня потомки уйльта (около 350 чел.),  живут в Поронайском, Ноглинском районах Сахалинской области.

         Отечественные авторы, изучавшие культуру уйльта, пишут об истории, этнографических особенностях, языках и духовных исканиях. Воспоминания простой женщины, жительницы села Вал, являются документом эпохи и свидетельствуют о сложной драматической судьбе уйльта. Культурное наследие сохранилось в устном народном творчеств  и в предметах, выполненные безвестными мастерами в давние времена. Музеи Сахалинской области, в частности краеведческий музей Поронайска, сохранившие наследие уйльта в вещественных памятниках, представляют на страницах издания. Публикуются реконструированные информантами по памяти мужской и женский уйльтинские костюмы, обувь оленеводов, предметы быта, культовые вещи – амулеты, атрибуты шамана, которые свидетельствуют о древней форме мировосприятия, сохранившейся в общинах до настоящего времени.

         Традиционное искусство северян описано в трудах известных советских учёных. Советская эпоха изменила судьбы и жизнь миллионов людей, также повлияла на мировоззрение коренных народов Севера. Среди них сформировалась интеллигенция: писатели, поэты, художники, воспринявшие новые идеи и сумевшие проявить свои таланты и способности. Благодаря этому

    4

    подвижничеству писатели и поэты издают книги, художники пишут картины, рассказывающие о быте и культуре своего народа. Опираясь на вековые традиции предков, самодеятельные мастера принесли новые тенденции и формы в своё творчество.

         В Сахалинском областном  краеведческом музее, а также в краеведческом музее г.Поронайск представлено творчество нивсхих, эвенкийских и уильтинских мастеров в разных видах и жанрах: живопись и графика С.Гурка; декоративное искусство Л.Кимовой; композиции из кожи рыбы В.Осиповой и С.Минато; силуэтные композиции С.Надеина, А.Осиповой.

         Уильтинские мастерицы виртуозно владеют различными приёмами орнаментального декора: вышивкой цветными нитками, бисером, аппликацией на ткани из кожи рыбы и бересты (Л.Кимова, В.Осипова). В этом искусстве прослеживаются их мировоззрение и мироощущение, вызывающее ностальгические воспоминания. Используя традиционные и новые приёмы и формы искусства, коренные народы Сахалина талантливо и самобытно передают свои думы и чаяния, свои представления об окружающем мире. Вот как характеризует развитие бытового искусства у коренных народов этнограф С.В.Иванов: «В области бытового искусства сахалинские аборигены проявили себя как талантливые художники: развили богатый орнамент, вводя в его изображения животных, человека и природу. Отличительной чертой рисунков, изготовленных мастерами и мастерицами в разных техниках и материалах, являются сценки повествовательного характера, в которых особое место занимают охота и рыбалка…»  Именно они рассказывают познавательную сторону искусства, исключительную по остроте наблюдательности исполнителей, их умение подметить и изобразить самое характерное для того или иного сюжета.

         

    5

         Преемственность передачи традиционных и современных знаний, навыков и самобытного таланта не позволяют иссякнуть глубинному источнику народного искусства.

         Этнокультурное воспитание подрастающего поколения через художественное творчество на занятиях изобразительной деятельности также эффективно как и занятия познавательного цикла.

    Сценарий мероприятия   по изобразительной деятельности

    «Знакомство с костюмом коренных народов Сахалина -  Уйльта».

    Цель: Формирование интереса к народной культуре через знакомство с национальным костюмом коренных народов  Уйльта.

    Задачи:

    Обучающие.

    1.Создать условия для творчества, инициировать поиск изобразительно-выразительных средств, для создания композиций в технике аппликация с элементами рисования.

    3.Знакомить детей с историей, стилями и видами одежды, орнаментом коренных народов Сахалина.

    4.Учить видеть черты национального своеобразия в облике людей, одежде, украшениях, предметах быта коренных народов Уйльта.

    Развивающие.

    1.Развивать чувство формы, цвета и композиции, мелкую моторику рук.

    6

    Воспитательные.

    1.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренных народов Уйльта, проживающих на Сахалине.

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    При подготовке к НОД была проведена большая предварительная работа, с использованием разнообразных форм и  методов работы:

    Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; эврестические; продуктивные,

    наглядные; практические.

    • Знакомство с картой России.
    • Экскурсия в краеведческий музей г.Поронайск.
    • Беседа об истории, традициях и обычаях коренных народов Уйльта, Нивхов проживающих на Сахалине.
    • Просмотр презентации «Из истории коренных народов Уйльта, Нивхов», «Национальное своеобразие коренных народов Сахалина – Уйльта».
    • В группе оформлена выставка книг со сказками народов Севера; с национальными костюмами, предметами быта, декоративными украшениями, музыкальными инструментами.
    • Чтение уйльтинских, нивских сказок. Рассматривание иллюстраций.
    • Рассматривание одежды, орнаментов, предметов быта.
    • Разучивание подвижных игр коренных народов Севера.
    • Дети самостоятельно составляют композицию, различные узоры применяя полученные знания.
    • С уверенностью составляют  узоры на основе своих впечатлений, фантазий.
    • Применяют различные техники для создания композиций (аппликация с элементами рисования) используя различные средства выразительности (фломастеры, гуашь, гелевые ручки).

    Материалы и оборудование. Шаблоны одежды, заготовки орнамента, клей, кисти для клея, фломастеры, гуашевые краски, гелевые ручки, кисти, ватные палочки, клеёнки, баночки с водой, салфетки. TV, ноутбук для просмотра презентации «Национальное своеобразие коренных народов Сахалина – Уйльта», аудиомагнитофон для музыкального сопровождения.

    7

    Предварительная работа.

    Беседа с детьми об истории коренных народов Уйльта проживающих на Сахалине, об их традициях и обычаях. Экскурсия в краеведческий музей г.Поронайск. Презентация «Из истории коренных народов Уйльта, Нивхов». Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства коренных народов. Чтение уйльтинских, нивских сказок. Рассматривание иллюстраций. Занятие познавательного характера «Сахалин – мой край родной», НОД по ИЗО рисование сюжетное «На далёком Севере». Разучивание подвижных игр коренных народов Севера. Вырезывание орнамента с детьми в свободной деятельности.

    Ход мероприятия.

    Воспитатель. Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Это заказ для делегации коренных народов Уйльта, которые приедут к нам со всего Сахалина на традиционный праздник народов Севера «Кормление духа хозяина моря». У меня для вас интересное предложение – «открыть ателье

    мод», а мы в нём будем сотрудниками, а именно – модельерами. А заказ заключается в том, чтобы мы создали красивые, нарядные костюмы для праздника. Прежде чем выполнить заказ, я приглашаю вас посмотреть

    презентацию посвящённую коренному народу Уйльта («Национальное своеобразие коренных народов Сахалина – Уйльта»).

    Традиционный обряд «Кормление духа хозяина моря». (слайд 2, 3)

    Воспитатель. Давайте вспомним, что это за традиционный праздник?

    Ответы детей. «Кормление духа хозяина моря».

    Воспитатель. Когда его проводят?

    Ответы детей. Летом, перед началом путины.

    Воспитатель. Для чего?

    8

    Ответы детей. По верованиям коренных народов севера это событие должно принести богатый улов. Дух хозяина моря считался одним из самых могущественных.

    Воспитатель. Этот обряд проводится с древности и до наших дней. Проводят его уважаемые люди – старейшины из числа коренных народов Севера(слайд 4)

    Где в нашем городе проводится этот праздник?

    Ответы детей. На берегу залива Терпения.

    Воспитатель. Дети! На праздник люди одевают самую красивую одежду,

    украшения. (слайд 5,6,7,8)

    После презентации педагог приглашает детей поиграть в народную игру «Хейро».

    Подвижная игра народов Севера «Хейро» («Солнце»)

    Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине

    круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает в стороны руки).

    Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

    Воспитатель. Сейчас я приглашаю вас в наше «ателье мод», где вам предстоит выполнить заказ.

    У вас на столах есть всё необходимое для создания нарядных костюмов.

    Дети приступают к творчеству. Во время творческой деятельности детей звучит музыкальное сопровождение для создания эмоционального фона.

    9

    На первом этапе выполнения работы – приклеивание орнамента. На втором  этапе – прорисовывание мелких узоров, отдельных элементов декора.

    Во время работы  педагог следит за осанкой детей, оказывает помощь, если это необходимо.

    Воспитатель. Ребята! Давайте прервёмся и немного отдохнём.

    Физ.минутка (для пальцев рук):  «Карандаш».

    Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.

    Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

    После физ.минутки дети продолжают работать над созданием костюмов.

    Воспитатель. Ну вот, всё готово! Заказ выполнен. Воспитатель приглашает детей полюбоваться своими работами. Полюбуйтесь, какие красивые, нарядные, яркие получились костюмы. Мы их отправим делегации коренных народов Сахалина Уйльта. Все молодцы!

    После занятия воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру

    «Ловля оленей»

    Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу  «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

    Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

    10

    Библиографический список.

    1.Веракса Н.Е., Т.С.Комарова, М.А.Васильева. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издание 3-е. издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.

    2.Кимова Л.Д. О декоративно-прикладном искусстве нивхов. Одежда //Б.О.Пилсудский – исследователь народов Сахалина. Т.I. Южно-Сахалинск, 1992.С.160-161.

    3.Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. 2-е издание. МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», 1995г.

    4.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание  на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.

    5.Кочешкова Е.В. духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.

    6. Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» / - М.: Педагогическое общество России, 2005.

    7. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» / - М.: Сфера, 2004.

    8.Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Соответствует ФГОС Издательство. Мозаика-синтез, Москва 2014г.

    9.Лыкова И.А. Программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ООО «Карапуз Дидактика» Творческий центр СФЕРА. Москва 2007г.

    10.Прокофьев М.М., Черпакова К.Я. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Уйльта. Эвенки. Отв.редактор Т.П.Роон. Южно-Сахалинск: издательство «Лукоморье» - 2009г.

    11

    11.Прокофьев М.М., Черпакова К.Я. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Нивхи. Отв.редактор Т.П.Роон. М: издательство «Энерджи Пресс», 2011г.

    12.Роон Т.П. Уйльта Сахалина. Историко-этнографическое исследование традиционного хозяйства и материальной культуры XVIII-середины XX веков. Отв.редактор М.М.Прокофьев. Южно-Сахалинск, 1996г.

    13.Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.

    Материалы из Интернета.

    14.Источник:http://bebygarden.ru/znakomstvo-s-ornamentami-narodov-naselyayushhih-poluostrov-taymyir/  @ bebygarden.ru

    15.Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html

    16.Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

    17.Сайт коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

    Ru.wikipedia.org > wiki/Народы_Севера


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Альбом "Коренные народы Сахалина"

    Материал для ознакомления с коренными народами Сахалина. Быт, основные занятия....

    НОД «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

    Знакомство с жизнью и бытом коренных жителей крайнего севера...

    «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

    Организованная  деятельность по  экологии. Цель: дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народ...

    "Знакомство с жизнью коренных народов Севера"

    Познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера....

    Методическая разработка посвящённая Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне в старшей группе ГБДОУ «Детский сад №37» г. Санкт – Петербурга

    Данный проект позволяет познакомить детей дошкольного возраста с историей нашей страны, с подвигом народа в Великой Отечественной войне....

    Этнокультурное образование. «Коренные народы Сахалина, их традиции»

    laquo;Родной край, его история, традиции – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Дмитрий Сергеевич Лихачев.    ...

    Организованная деятельность по экологическому воспитанию Тема: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» Гайфуллина Лилия Хусаметдиновна

    Цель:Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях – «ханты» и «манси».Задачи:  Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, тр...