Главные вкладки

    Опыт работы на тему: "Использование нетрадиционной техники "батик" в развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста"
    материал по рисованию (подготовительная группа) по теме

    Марова Татьяна Владиславовна

    Опыт работы на тему: "Использование нетрадиционной техники "батик" в развитии творческой активности детей дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnika_batik.docx19.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы на тему:

    Использование нетрадиционной техники «батик» в развитии творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

    Автор: Марова Татьяна Владиславовна, педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко»

    Пояснительная записка

    Декоративное - прикладное  искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности. Одним из интересных направлений декоративно - прикладного искусства является роспись по ткани.

    Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном мире. Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Роспись по ткани  формирует в ребенке мировоззрение, отношение к искусству, умение видеть и создавать прекрасное. Это занятие способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук,  воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое до конца. Опыт работы в изостудии свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными технологиями позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дети старшего дошкольного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы с нетрадиционными материалами, поэтому эта работа становится актуальна в наше время. Дети  испытывают необычное чувство радости и восторга, наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребёнок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить.

    Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей  в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, сколько положительных эмоций получает ребёнок, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

    Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

    Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

    В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

    Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

    Основная цель занятий:

    Развитие художественно – эстетического вкуса детей при помощи расписывания ткани.

    Основные задачи:

    1. Знакомство детей с видом декоративно – прикладного искусства – «батик» ( роспись по ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит,  основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты.

    2. Учить расписывать ткань разными способами:

    - Свободная роспись.

    -Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.

    -Холодная роспись.

    3. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать предвидеть результат.

    4. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

    Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

    -  принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
    -  принцип
    научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
    -  принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
    - принцип
    поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
    -  принцип
    динамичности (от самого простого к  сложному);
    -  принцип
    сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
    -  принцип
    выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
    -  принцип
    преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
    -  принцип
    сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
    -  принцип
    интегративности (синтез искусств).

    Материалы и инструменты, необходимые для работы:

    1. Бумага разного формата
    2. Баночки для воды.
    3. Кисти круглые и плоские разного размера.
    4. Салфетки.
    5. Рамы разных размеров или пяльцы.
    6. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
    7. Клей ПВА.
    8. Фен.
    9. Соль, сода.
    10. Аптечный парафин или восковые свечи.
    11. Специальные краски для батика.
    12. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
    13. Кнопки.

    14.Поролоновые тампоны.

    Технология «Батика» для детей.

    Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей  в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, сколько положительных эмоций получает ребёнок, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

    Сегодня на занятии мы использовали  три техники росписи по ткани, хочу рассказать немного о каждой из них.

    1. Трафаретная техника

    Эту технику мы использовали для росписи детской футболки. Для этой цели хорошо подходят футболки белого цвета. Футболка должна быть хорошо выстирана и проглажена. Для того чтобы краска не отпечаталась на другой стороне футболки мы подкладываем картон в целлофановом пакете. Рукава и обе стороны футболки закрепляем сзади скотчем, этим мы предохраняем нашу футболку от ненужных пятен, так как краска по ткани жидкая, так и норовит  капнуть в ненужное место. Так же необходимо подготовить трафарет. Трафарет - это декоративный мотив, вырезанный на бумаге. Трафареты, выполненные из промасленного картона, являются водостойкими и хорошо выдерживают растворители, их можно использовать несколько раз. Преимущество работы с картонными трафаретами заключается в снижении до минимума возможности смазывания краски, так как картон впитывает краску по краям прорезей.   Всю эту предварительную работу проделывает взрослый. Следующий этап работы выполняют дети. Для начала работы дети выбирают трафарет, который хотят перевести на ткань, затем с помощью взрослого закрепляют трафарет на рабочей поверхности   скотчем. Следующий этап - это нанесение краски при помощи поролонового тампона, аккуратно обмакнув его в краску, наносим на трафарет. Завершив работу, можно аккуратно снять трафарет  и посмотреть все ли получилось. Работа должна хорошо просохнуть, после чего прогладить горячим утюгом, чтобы краска закрепилась на ткани. Такую футболку можно стирать и носить, для ребенка эта вещь станет предметом гордости.

     2. Свободная роспись.

    Роспись ткани кистью напоминает удивительный эффект гобелена. Эту технику мы использовали для росписи косынки. Нужно помнить, что ткань, на котором работает ребёнок, должна быть выстирана, проглажена  и закреплен на рабочем месте. Это может быть рамка или пяльцы, в нашем случае это обратная сторона мольберта. Натяжение ткани  требует усилий и определенной последовательности, поэтому эту работу выполняет взрослый, так как ребенок не  может это выполнять по технике безопасности. Дети приходят в изостудию к заранее подготовленным рабочим местам.  Перед началом работы  детям мы надеваем клеенчатые фартуки и нарукавники, так как  краска для батика очень устойчивая,  а при работе можно испачкать  одежду.  Творческая работа детей начинается, и они с удовольствием работают в этой технике. Начинаем  с выбора красок. Для начала  дети отбирают   краски четырех или пяти цветов, которые легко комбинируются друг с другом. Краски наносятся  большими и маленькими мазками, расположенными рядом друг с другом. Соприкасаясь друг с другом,  краски начинают смешиваться, при этом как по волшебству на ткани появляются новые цвета. Эти эффекты приводят детей в полный восторг. Завершив работу, необходимо выждать, когда краска высохнет,  после чего прогладить роспись горячим утюгом. В конце занятия мы выставляем наши работы обсуждаем, что удалось, и конечно же сразу видно , ни одна работа не похожа на другие, они не повторимы.

    3.Роспись методом резервирования («Холодный батик»)


    Эту технику мы использовали для росписи фартука. Так же как и в предыдущей технике, всю предварительную работу проводит взрослый: натягивает ткань на раму, переводит рисунок на ткань и наносит резерв. Резерв играет очень важную роль в этой технике: он наносится на контур, который мы перевели на ткань, линия контура должна быть замкнутой. Это делается для того, чтобы краски не смешивались. Роспись напоминает малайку. После нанесения резерв должен высохнуть. Дети приступают к работе, когда резерв высох. На ткани дети видят  еле заметный бесцветный рисунок, При помощи краски по батику и кисти дети превращают его в произведение искусства. Краска на ткань наносится  по принципу от светлого к темному. При окрашивании больших поверхностей ткань смачивают водой, тогда краска ложится ровно, не оставляя сильно заметной границы.  Завершив работу, необходимо выждать, когда краска высохнет, затем закрепить горячим утюгом и шедевр готов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    «Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

    Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

    Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

    Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

    Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

    Опыт работы по теме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

    Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для  реш...

    Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

    Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...