«Рисование на песке и асфальте»
консультация по рисованию (старшая группа)

Иванова Марина Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

Консультация для воспитателей:

«Рисование на песке и асфальте»

                                                            Составитель: Иванова Марина Николаевна

                                                                             воспитатель

г.Ачинск 2018

Рисование - очень полезное, важное и увлекательное занятие, которое помогает ребенку всесторонне развиваться. Всякий знает, что песочница – излюбленное место игр детей.

Игры и рисование на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы используем песочницу в развивающих и обучающих занятиях летом. Строя картины из песка, рисуем на нём, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира

Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют ребёнку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития ребёнка. Парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Существует даже «терапия песком». Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.  Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. Да и, кроме того, игры в песке и рисование на нём развивают мелкую моторику рук. Пересыпайте песок между руками, зарывайте в него руки. Пусть ребёнок почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Шагайте пальчиками по песку, делайте отпечатки ладошек. Сравните их – вот вам и понятие величины (большой, маленький). Делайте дырочки пальцем – глубокие и мелкие. Рисуйте геометрические фигуры, буквы. Все эти игры не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение.

Игровые занятия с песком начинаются с развития тактильно-кинестетических ощущений и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Ознакомление ребенка с миром неживой природы; игры, занятия и экспериментирование с песком имеют огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Ребенка учит и воспитывает то, что его окружает. Основной принцип игр и занятий на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.

Для того чтобы песок, это необычное место для рисования, привлекал внимание детей, надо искать эффективные методы и приемы. Один из методов - игра. Для изобразительной деятельности детей этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активностью. Ребята откликаются на любое игровое воздействие. Им интересна возможность поиграть.

Интерес к рисованию на песке, у детей этого возраста так же часто определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. Здесь для рисования можно использовать создание изображений с помощью печаток, рисование сухим и сырым песком.

Так же одним из способов использования игровых приемов в обучении детей рисованию на песке может быть игра детей с изображаемыми предметами и различного рода дорисовки.

После отпечатывания ладошек, пальчиков и кулачков, можно использовать печатки (изготовленные из фанеры, бросового материала) – это фигурки зайчиков, медведя, елочек и другие. Можно отпечатывать на песке фигуры, объединяя их в определенные сюжеты, например, звери в лесу, создай то, что хочешь и т.п. В этих играх прекрасно развивается фантазия детей.

Играя с песком, дети, прежде всего, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Пальчики ребят ощущают мелкие частицы песка, его шероховатость и теплоту или прохладность, сухость или влажность. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Именно поэтому, рисование на песке важно и имеет огромную ценность.

Работа на песке, включение детей в образовательно-игровые ситуации позволяют ставить их на позицию субъекта деятельности. Играя с песком, ребенок становится носителем творческого начала, у него есть возможность реализовывать свои замыслы.

Игры и занятия с песком имеют огромное значение для развития ребенка. Он получает знания об окружающем мире, мире неживой природы, узнает о взаимодействии различных природных объектов. Учится экспериментировать. Помимо этого значительно расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика рук, появляется знание о различных тактильных ощущениях. Ребенок приобретает чувство уверенности в себе, своих силах, учится взаимодействовать с окружающими.

Играя с песком, ребенок познает его свойства (сыплется, при смачивании - можно лепить из песка и т.п.), учится играть с детьми, учится общению, происходит его первая адаптация к детскому обществу. Он учится строить внутри коллективные отношения, отстаивать свое право и делиться с другими, учиться играть со всеми.

Удивительный мир песка раскрывает перед детьми многие секреты. И теперь они знают, какие чудеса можно творить с его помощью.

Техники рисования на песке:

- рисование одновременно двумя руками симметричные предметы;

- рисование на мокром песке;

- отпечатывать плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

- рисование пальчиком;

- рисование цветным песком, специально покрашенным гуашевыми красками;

- рисование природным материалом (выкладывание изображения или узора при помощи палочек, камешков, травинок, семечек, листиков, шишек, ракушек);

- печатать на песке ладошками рук или подошвой обуви;

- составлять изображение на песке из разноцветных крышечек или пробочек;

- делать росчерки по песку «С горки на горку»;

- рисование детскими грабельками на песке;

- рисование песком (можно рисовать на песке, получая объёмное изображение или используя коробку из-под конфет с листом тёмного картона в ней);

- дорисовка изображения (взрослый начинает какой-либо рисунок (провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая свой рисунок).

«Песочные» игры.

«Нарисуй лицо». На асфальте или на песке рисуют круг, это контур лица. Дети, используя природный материал, должны изобразить глаза, нос, рот, волосы и т.д.

«Мокрые отпечатки». Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след в обуви разного размера.

«Забавные ладошки». Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение.

«Картины на песке». На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

«Дорожка из песка». Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).

«Читаем и пишем». Можно и нужно писать буквы и цифры на песке, лепить их из песочка.

Цветной песок .Детей, точно так же, как и взрослых, привлекают новые технологии. Уж если взрослые изобрели пульверизаторы, с помощью которых можно изображать на асфальте, траве, земле красивые узоры, то уж, конечно, граффити заинтересует всех малышей без исключения!

 Пульверизаторами будут небольшие пластиковые бутылочки, а наполнителем для них послужит песок. Предварительно намочите его, добавьте туда разведенную пищевую краску или стертый в порошок мел. Потом высушите и наполните им емкости. В безветренный день дети смогут нарисовать очень красивые картины. Ведь это так легко: нужно просто нажать на бутылочку, и песок посыплется сам.

Рисование на асфальте — это не только веселое занятие во время прогулки. Это и творчество, и познание ребёнком окружающего мира. Ведь рисовать асфальтными мелками это совсем не то же самое, что водить по бумаге карандашом или кисточкой. Здесь совсем другие ощущения. А ведь для дошкольников творчество — это не столько результат, сколько процесс. И не так важно на самом деле, какой рисунок в конце концов появится на асфальте.

Итак, захватите на прогулку коробочку с асфальтными мелками. Чем младше ребенок, тем толще и длиннее должны быть мелки. Малышу будет удобно сжимать толстый мелок в кулачке, и он не поранит ручку об асфальт. А детишкам постарше будет удобнее рисовать маленькими мелками. Понятно, что чем больше цветов будет в вашем наборе, тем лучше. Итак, что же рисовать? Пусть решает ребёнок, а вы поддержите его идеи. Ребятишки любят, когда взрослый не просто стоит в стороне и наблюдает, а принимает в рисовании непосредственное участие. Нарисуйте цветы, бабочек и божьих коровок, или гоночные автомобили, или динозавров — одним словом то, что наиболее привлекательно для ребенка в данный момент. Самые маленькие художники любят дорисовывать рисунки взрослых. Воспитатель рисует тучку, а ребёнок дождик. Взрослый изображает ежика, а малыш — иголки у него на спинке. Нарисуйте разные геометрические фигурки и предложите ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. На что похож круг? Это может быть и яблоко, и воздушный шарик, и солнышко, и цыпленок. А во что превратится квадрат? В сумку, телевизор, робота. Предложите ребёнку обвести мелом формочки для песка, листья разных деревьев. Так у вас получатся красивые силуэты. Их можно закрасить, а еще лучше —

заштриховать. Отличное упражнение для развития мелкой моторики!

Если рядом оказалась лужа, вас ждет увлекательная творческая игра. Пусть ребёнок обмакнет мелок в воду и рисует на асфальте мокрым мелом. Он получит совершенно другие ощущения и результат. А еще можно порисовать мелом на камнях, осколках керамической плитки, на деревянном заборе или коре дерева. Не стоит волноваться об оставленных следах. Первый же дождь полностью смоет все ваши художества. А еще интересно рисовать с продолжением. Если вы создавали свой асфальтный шедевр в укромном уголке двора, где его не сотрут ногами прохожие, и если ночью не было дождя, рисунок можно дорисовать на следующий день. А может, к вам присоединятся и другие юные художники. Тогда рисунок станет еще замечательнее.

А вы помните, как мы играли в детстве в классики? Современные ребятишки, увы, в классики почти не играют. А ведь игра эта хороша во многих отношениях. И равновесие развивает, и координацию движений, и чувство здорового соперничества. А не попробовать ли нам сыграть в классики с детьми? Давайте обучим их этой игре. Они, в свою очередь, будут играть в классики со своими друзьями. И, может быть, с нашей легкой руки, такие замечательные и полезные дворовые игры вернутся постепенно во дворы и в жизнь наших детей.

Вместе с мелками можно заниматься математикой, изучать алфавит и массу других полезных вещей. И все это весело и в игре!

А не поиграть ли нам в «крестики-нолики»? Можно ставить крестики и нолики мелом, а можно поиграть чуть иначе. Расчертите игровое поле. В качестве крестиков выкладывайте в клетки, например, камешки, а в качестве ноликов шишки (цветы, желуди и т. п.). Когда игра закончится, соберите фишки и начинайте играть сначала.

А еще можно потренироваться в меткости. Чертим мелом на земле круги, отходим от них на несколько шагов и по очереди с малышом бросаем камешки, стараясь попасть в круг. Кто оказался более метким?

Асфальтные мелки помогут вам организовать веселые подвижные игры с малышом. Нарисуйте на асфальте длинную извилистую линию и предложите крохе пройтись по ней, как будто это узкий мост над пропастью. Для самых маленьких рисуйте «мостик» короткий и прямой. Можно нарисовать дорожку из двух параллельных линий и ходить по ней, стараясь не сворачивать с пути.

Попросите кроху пробежать по этой дорожке, пройтись на носочках, пяточках, задом, попрыгать передом или боком.

Рисунки мелом на асфальте нравятся многим детям. Да, что там говорить, и взрослым тоже. Однако если художники стремятся к совершенствованию своих изображений, делая их объемными и содержательными, то для детей – это прежде всего игра. Детские рисунки на асфальте по-своему красивы и интересны, но самое главное рисование мелками хорошо развивает моторику (которая в свою очередь влияет на речевой аппарат). 

Вам понадобятся:

1. Несколько коробок обычных цветных мелков. Можете попробовать и восковые – они дают более яркие цвета, дольше не стираются. Если гуляет много детей, берите сразу несколько упаковок.

2. Бутылка воды и тряпка. Если у маленького художника возникнет потребность подчистить ошибку, вы сразу придете на помощь. Главное – не налить слишком много воды, а чуть влажная тряпка – как раз то, что надо.

3. Несколько упаковок влажных салфеток, чтобы творцы рисунков потом протерли выпачканные мелом ручки.

4. Тема: чтобы из отдельных рисунков получилось общее «эпическое» полотно, важно придумать тему заранее. Тогда дети выберут себе персонажей, и каждый будет создавать своего героя и его окружение.

На асфальте так же можно рисовать:

- одновременно двумя руками симметричные предметы;

- по трафаретам и шаблонам:

- мокрыми мелками:

- водой из пульверизатора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ."Рисование на песке "

Рисование на песке снимает психоэмоциональную и психозизическое состояние детей  ,развивает твотческий потенциала детей,совершенствует коммуникативные навыки,развивает совместную деятельность дет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ."Рисование на песке "

Песок обладает уникальными свойством - заземляет негативные эмоции,которые "уходят сквозь песок",гармонизирует состояние человека....

Преодоление социально-личностных нарушений у дошкольников методом рисования на песке.

Описание опыта работы с дошкольниками, имеющими эмоционально-личностные расстройства методом песочного рисования....

Рисование "цветным песком".

Данная презентация будет интересна педагогам, занимающимся экопластикой, а также нетрадиционными приёмами рисования....

"Рисование картин песком на стекле" - проект

Песочные картины, их роль в психическом и  творческом развитии детей. В песочных картинах есть возможность созидательного изменения сюжета, событий, взаимоотношений,возможность творческого и...

«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .Рисование цветным песком».

Как рисовать крупойВариант 1  Рисование крупой по готовому трафарету с уже нанесённым клеевым слоем. В этом случае нужно лишь поэтапно отделять защитный слой от трафарета и посыпать пшеном нужног...