Главные вкладки

    Гимнастика для глаз
    методическая разработка по рисованию

    Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gimnastika_dlya_glaz.docx32.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. Чтобы ребёнку было интересно, занятия должно проходить в игровой форме. Отличительная особенность упражнений для дошкольников заключается в том, что она проходит в игровой форме и сопровождается стихами, песенками, поговорками. Зарядка для глаз снимает напряжение,  расслабляет мускулатуру и тренирует мышцы.  

     

    Ах, как долго рисовали

    Ах, как долго рисовали,

    Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

    Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

    Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

    Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

    В классе радугу построим,

    Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

    Вправо, влево повернем,

    А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

    Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

    Бабочка

    Спал цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

    И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

    Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

    Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

    Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

    Волшебный сон

    Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена И расслаблена... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко...

    (Пауза.)

    Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

    Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!

    Часовщик

    Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

    Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

    (С. Маршак)

    Два мяча

    — Послушайте сказку                 И.п.: спина прямая, голова прямая, неподвижно.

    про два мяча. Они большие  

    шалунишки, любят бегать,

    прыгать так быстро, что нам

    их не догнать, поэтому мы

    будем их «догонять» глазками.

    Жили-были у Иринки

    Два мяча в одной корзинке:

    Красный  важный и пузатый,

    Крошка-мячик плутоватый,

    Развеселый игрунок —

    Всем мешал, как только мог!

    Мяч большой и крошка-мяч

    Как-то раз пустились вскачь.

    Вправо-влево мяч большой  (Движения  глазами   вправо-влево)

    Прыгал очень хорошо!   (Повторить 5 раз)

    Раз и два, туда-сюда,

    Не догонишь никогда!

    Крошка-мяч прыгучий очень,  (Движения  глазами вправо-влево.)

    Скачет, скачет, как захочет,  (Повторить 5 раз)

    Вверх-вниз, вверх-вниз,

    Зацепился и повис.

    А как выбраться — не знает.   (Перемещение взгляда по диагонали)

    Мяч большой не унывает.    (Повторить 5 раз)

    Скачет бойко — скок да скок,

    Снизу вверх, наискосок,

    Сверху вниз, наискосок.

    Крошке-мячику помог.

    Крошка-мяч чуть-чуть подумал,   (Перемещение взгляда вдаль- вблизь)

    Вдруг опять пустился вскачь!  (Повторить 3 раза)

    Прыгнул вдаль, опять на место,

    Раз и два туда-сюда.

    Прыгал-прыгал...

    Побежал

    Он искать большущий мяч.

    Покатились друг за другом   (Круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее)

    Кувырком они по кругу.

    Кувырком, кувырком,  (Повторить 3 раза)

    Голова идет кругом!

    Бултыхнулись в корытце,   (Моргание глазами без напряжения мышц) 

    Искупались в водице.     (Повторить 4 раза)

    Вода в глазки им попала,

    Они глазки враз закрыли,

    Раз — открыли, два — закрыли,

    Раз — открыли, два — закрыли,

    И водица убежала.

    Из корытца их достали,    (Поглаживание век от переносицы к вискам)

    Очень долго вытирали.  

    Сухо-сухо, чисто-чисто    (Повторить 4 раз)

    Полотенчиком душистым.

    Вот и снова у Иринки   (Потереть ладони друг о друга, накрыть ими глаза)

    Два мяча лежат в корзинке.  

    Закрывайте, дети, глазки — (Держать ладони в течение   0 с)

    Завершилась наша сказка.

    Ах, как долго мы писали

    Ах, как долго мы писали,

    Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

    Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

    Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

    Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

    В классе радугу построим,

    Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

    Вправо, влево повернем,

    А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

    Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими

    Листья

     

    Прогулка в лесу

    Мы отправились гулять.         (Шагают на месте)

    Грибы - ягоды искать

    Как прекрасен этот лес.

    Полон разных он чудес.

    Светит солнце в вышине,          (смотрят вверх)

    Вот грибок растет на пне,          (смотрят вниз)

    Дрозд на дереве сидит,         (смотрят вверх)

    Ежик под кустом шуршит.          (смотрят вниз)

    Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)

    Справа сосенки - подружки.   (смотрят влево)

    Где вы, ягоды, ау!           (повторяют движения глаз)

    Все равно я вас найду!          (влево - вправо, вверх – вниз0

    Подснежник

    (Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

    В руки вы цветы возьмите,

    И на них вы посмотрите.

    А теперь их поднимите

    Вверх, на них вы посмотрите.

    Вниз цветы вы опустите,

    И опять на них взгляните.

    Цветок вправо,

    Цветок влево.

    “Нарисуйте” круг умело.

    Цветок близко, вот вдали,

    Ты внимательно смотри.

    Вот такой у нас цветок,

    Улыбнись ему, дружок.

    Быстро, быстро вы моргайте,

    И команды выполняйте.

    Радуга

    Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

    Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

    Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

    Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

    В классе радугу построим,

    Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

    Вправо, влево повернем,

    А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

    Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

    Цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

    Спал цветок

    И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

    Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

    Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

    Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

    Дождик

    Капля первая упала – кап!    (Сверху пальцем показывают траекторию движения капли)

    И вторая прибежала – кап!      

    Мы на небо посмотрели    (Смотрят вверх.)

    Капельки «кап-кап» запели,      

    Намочили лица,            

    Мы их вытирали.      (Вытирают» лицо руками)

    Туфли – посмотрите –   (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз)

    Мокрыми стали.    

    И все капельки стряхнем   (Движения плечами)

    От дождя  убежим,              

    Под кусточком посидим    

    Упражнения для глаз

    Повторяем каждый раз.

    Право, лево, верх и вниз,

    Повторяй и не ленись.

    Мышцы глаза укрепляем.

    Напряжение снимаем.

    Часы

    Целый год слышно «тик-так»

    Все часы идут вот так,

    Раз— налево, два— направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

    И мы тоже можем так,

    Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

    Птичка

    Летели птички,

    (Прослеживание глазами за птичкой по кругу.)

    Как они летели, (Вправо-влево.)

    Все люди глядели.

    Как они садились. (Вверх-вниз.)

    Все люди дивились.

     

    Лошадка

    Мы поскачем

    (Прослеживание на лошадке глазами за предметом.)

    Вправо-влево. (Вправо-влево.)

    Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

    Часы

    Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

    Вот так, вот так!  (вправо-влево.)

    Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

    А теперь вверх-вниз.) еще вот так!

    Тик-так, тик-так! (Движения глазами)

    Делай с нами, делай так! (по часовой стрелке.)

    Тик-так, тик-так! (Движения глазами. Стрелки движутся по кругу против часовой стрелки.)

     

    Дождик

    Дождик, дождик, пуще лей.

    Смотрят вверх.

    Капай, капель не жалей.

    Смотрят вниз.

    Только нас не замочи.

    Делают круговые движения глазами.

    Зря в окошко не стучи

     

    Ветер

    Ветер дует нам в лицо.  (Часто моргают веками)

    Закачалось дepевцо.   (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо)

    Ветер тише, тише, тише...  (Медленно приседают, опуская глаза вниз)

    Деревца все выше, выше.  (Встают и глаза поднимают вверх)

     

    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)

    Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.  (Продолжают стоять с закрытыми глазами)

    А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.  (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

    Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву о)

    Вверх поднимем, глянем вниз,  (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

    Вправо, влево повернем,( Глаза смотрят вправо-влево)

    Заниматься вновь начнем.

     

    Снежинки

    Мы снежинку увидали,

    Со снежинкою играли.

    Снежинки вправо полетели,  (Дети вправо посмотрели)

    Вот снежинки полетели,  (Дети влево посмотрели)

    Ветер снег вверх поднимал

    И на землю опускал… (Дети смотрят вверх и вниз)

    Все на землю улеглись.

    Глазки закрываем,

    Глазки отдыхают.

     

    Лучик солнца

    Лучик, лучик озорной,

    Поиграй-ка ты со мной.  (Моргают глазами)

    Ну-ка, лучик, повернись,

    На глаза мне покажись.  (Делают круговые движения глазами)

    Взгляд я влево отведу,

    Лучик солнца я найду.   (Отводят взгляд влево)

    Теперь вправо посмотрю,

    Снова лучик я найду   (Отводят взгляд вправо)

    И глаза вам скажут: «Спасибо!»

    Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть.

    А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?

    Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

    Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером -при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!

    Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»

    Литература:

    Ковалько В.И.    Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя). 

    Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007

    Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М

    Интернет-ресурсы:

    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/24/gimnastika-dlya-glaz


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гимнастика для глаз.

    Упражнения позволяют снять напряжение, усталость с глаз....

    Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

    » ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

    Конспект деловой игры с воспитателями "Технология проведения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз"

    Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

    Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, релаксаци

    Упражнения на дыхание:«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы,  медленный выдох.«Ветер и листья».  После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачива...

    Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)

    Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

    Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол

    Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать  аппликативные умения в приложении к тв...

    «Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

    laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...