Программа "Волшебная кисточка" для дошкольников
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Организация педагоги­ческого процесса с учетом способностей и творческого потенциала  детей.

Создание условий для выявления и развития способностей воспитанников в физкультурно-спортивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Корсаковского городского округа  Сахалинской области

Утверждена:

приказом заведующего

МБДОУ «Детский сад №8»

26 августа 2017 г.

№ 26

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 8

от 26 августа 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

для детей 5 -7 лет

срок реализации 2 года

г.Корсаков

2017г.

Пояснительная записка.

Дополнительная программа кружка «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с программой Т. А. Копцевой. «Природа и художник», полностью придерживается её концепции.

Направленность программы:

Содержание  художественно-экологической программы по изобразительному искусству направленно на формирование  у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» предполагает  развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах  художественно-творческой деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит  эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Цель обучения:

Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы; развитие мелкой моторики и образного мышления.

Задачи обучения:

  1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование  экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
  3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  4. Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

       

Отличительные особенности и методическое обеспечение программы.

  1. Комплексное приобщение детей к миру прекрасного и расширение круга представлений дошкольников об окружающей их действительности.
  2. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания.
  3. Программа отличается инновационными подходами к организации и методике проведения занятий с детьми дошкольного возраста по развитию художественно-творческих способностей,  адаптирована к специфике и особенностям образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №8».

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы. Программа описывает курс подготовки по художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста 5-7 лет  (старшая,  подготовительная группы).

Сроки реализации Программы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы  2 года;

Общее количество занятий – 62  (31 час - в каждой возрастной группе).

Формы и режим занятий.

Форма организации деятельности дошкольников фронтальная (работа по подгруппам) коллективная и индивидуальная (индивидуально-групповая), а так же организуется в виде посещения вернисажа, творческой мастерской, студии, праздника, сказки, экскурсии, ярмарки, занятие - игра, игра - путешествие, наблюдение, встречи с интересными людьми, открытое занятие и др.

Режим занятий.

Программа предполагает проведение художественно-творческой деятельности в каждой возрастной группе один раз в неделю с подгруппой во второй половине дня.

Ожидаемые результаты.

        В процессе изучения изобразительного искусства дошкольник достигнет следующих личностных результатов:

        в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

        в познавательной сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

        в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, декоративно-прикладное искусство), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения.

К концу первого года обучения дети:

  • Научатся простым приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
  • Будут уметь внимательно рассматривать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
  • Будут уметь восхищаться красотой и многообразием цвета в природе;
  • Будут уметь видеть «настроение картины» по цветовому решению;
  • Будут уметь различать тёплые и холодные цвета.

К концу второго года обучения дети:

  • Научатся разным приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
  • Научатся работать в смешанной технике;
  • Научатся смешивать краски для получения новых цветов;
  • будут уметь внимательно рассматривать и анализировать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
  • Научатся приёмам работы акварельными красками в технике «по - сырому»;
  • Будут уметь использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия) для осуществления своего замысла;
  • Будут уметь одухотворять «живую» и «неживую» природу;
  • Будут уметь работать с пластилином и природным материалом;
  • Овладеют способностью чувствовать характер и изменчивость природы и выражать это в рисунке.

Формы подведения итогов  и способы проверки реализации программы:

  • Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
  • Регулярные отчётные выставки.
  • Участие в областных, федеральных и окружных и городских конкурсах и выставках.

Возраст детей

Продолжительность

занятия

Периодичность в неделю раз

старшая группа (5-6 лет)

25 мин.

1 раз

подготовительная к школе  группа(6-7 лет)

30 мин.

1 раз

Учебно-тематический план работы.

Учебно-тематический план работы по развитию художественно - творческих  способностей детей,  включает в себя систему образовательной деятельности с учетом принципов последовательности и систематичности, связи сезонных изменений в природе, интеграции  всех видов искусств, обычаев и традиций.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-тематический план первого года обучения.

ТЕМА

Практика

Теория

Всего

занятий

Октябрь

Цель:        Учить отражать в рисунке признаки осени. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения об осени.

  1. Введение «Природа – волшебница – художница –

 зритель».

  1. Образы неба «Светлые и темные краски».
  2. Образы земли «Разноцветные горы».
  3. Образы деревьев «Семья деревьев».

 «Унылая пора, очей очарованье…».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Ноябрь

Цель: Познакомить с обитателями царства волшебницы Фауны.

  1. Мир животных «Кот Котофеевич».
  2. Образы подводного мира  «Рыбы большие и маленькие».
  3. Образы птиц «Птичье семейство».
  4. Образы насекомых «Бабочки и стрекозы любуются

солнцем».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Декабрь

Цель:         Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, используя различные материалы (сангина, пастель).

  1. Образы диких зверей «Семья белых медведей и бурых».
  2. «Дикие звери наших лесов».
  3. Образы домашних животных «Корова – Бурёнка».
  4. «Добрый пёс».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Январь

Цель:         Опираясь на ранее полученные знания и опыт составлять композицию на зимнюю тематику.

  1. Образы природы в зимний период. Рассматривание и рисование окружающей природы.
  2. Образы фантастических животных в рисовании

(Чудо-зверь).

  1. Образы животных в творчестве художников –

 анималистов (по замыслу).

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

1

1

1

Февраль

Цель: Закрепить знания о холодных и тёплых цветах через образ времени года.

  1. Я – художник.  Рисование по сказке «Двенадцать месяцев».
  2. Образы природы в народных праздниках  «Масленица».
  3. Образы времени года в искусстве «Костюм Зимы, Весны, Лета и Осени».
  4. Дом: «Замок – сосулька», «Терем-цветок».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Март

Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь в выразительной передаче образа мамы.

  1. Весенние праздники: «Мамин праздник».
  2. «Первые цветы».
  3. Любимые сказки: «Волшебная палочка», «Терем –

 теремок».

  1. «Путешествие в сказочную страну на воздушном шаре, волшебном паровозике, паруснике».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Апрель

Цель: Развитие фантазии и воображения через изображения волшебных вещей (по сказкам).

  1. Волшебные предметы по мотивам Городецкой

росписи: «Волшебный сосуд», «Ковер-самолет».

  1. Волшебные предметы по мотивам Городецкой

 росписи:  «Скатерть самобранка»,  «Шапка-невидимка».

  1. «Сказочный торт».
  2. Образы волшебной птицы (по мотивам дымковской

росписи).

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Май

Цель: Передавать, используя композицию и колорит, свое отношение к сказочным существам.

  1. Сказочные герои: «Богатыри», «Варвара краса –

длинная коса», «Русалочка», «Водяной», «Кентавр».

  1.  «Палкан» (по каргопольской игрушке).
  2. «Цветы сказочной красоты», «Цветы весны»,

«Волшебные цветы».

  1. Обобщающее занятие.  Рассматривание репродукций картин  на тему «Весна».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Итого:

31

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-тематический план второго года обучения

ТЕМА

Практика

Теория

Всего

занятий

Октябрь

Цель:         Закрепить знания теплых и холодных цветов в натюрморте, в составлении композиционного плана.

  1. Мир природы. Введение  «Рисунок на свободную тему».
  2. Образы неба и земли «Небесные переливы

 и ковёр из осенних листьев».

  1. Образы деревьев «Деревья согнувшиеся

 от ветра».

  1. Образы цветов «Натюрморт в тёплой и

 холодной гамме».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Ноябрь

Цель: Формирование навыков коллективной работы (согласование общей композиции, оказание помощи друг другу).

  1. Мир животных «Животные наших лесов».
  2. Образы птиц «Перелетные птицы».
  3. Образы насекомых «Букашки – таракашки.

 Мухи. Комары. Бабочки, Стрекозы и т.д.».

  1. Образы подводного царства  «Жители

 подводного мира».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Декабрь

Цель:         Формирование представления об индивидуальной манере творчества некоторых художников.

  1. Образы домашних животных «Кто сказал

 мяу?».

  1. Образы диких животных «У кого на

голове дерево растет?».

  1. Образы экзотических животных «Слоны, жирафы, носороги, бегемоты, львы, верблюды…».
  2. Фантастическое животное «Чудо зверь»

 (рисование по желанию детей).

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Январь

Цель: Развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями посредством рисунка.

  1. Образы животных – символов нового года

 (карнавальная маска).

  1. Мои друзья:  «Семья»,  «Я с другом».
  2. Едем в страну Выдумляндию и  Вообразилию на фантастическом транспорте. (В стране Лилипутии – я великан, а в стране Великании – я лилипут, гном)

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

1

1

1

Февраль

Цель:         Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности.

  1. Холодное царство «Пингвины на льдине».
  2. Тёплое царство «Путешествие на Африканский континент с ребятами - негритятами».
  3. Серебряная рыба.
  4. Чудо - Юдо, рыба кит  (по сказке П.Ершова).

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Март

Цель: Формирование и развитие понятия - контрастные цвета (контрастные образы).

  1. Страна улыбок – царство цветов (контраст теплых и холодных цветов).
  2. Шахматное королевство – королевство графики  (белое на черном, черное на белом).
  3. «Сказочный средневековый замок»
  4. Страна чудес:  «Музыкальная страна»,  «Музыка в красках».

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Апрель

Цель: Познакомить детей с особенностями национальных костюмов пяти континентов.

  1. «Русский сувенир – Матрёшка».
  2. Путешествие по африканскому

 континенту (Египет, пирамиды). Азия –

полет над Великой Китайской стеной.

  1. «Полет над Кавказскими горами».
  2. Американский континент «Ребята индейцы с разрисованными лицами и перьями на голове»

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Май

Цель:         Опираясь на полученные знания, свой опыт составлять, изображать весеннюю природу.

  1. Цветы весной: ландыши.
  2.  Цветы весной: сирень.
  3. Медведица с медвежонком.
  4. Ласточки прилетели.

0.75

0.75

0.75

0.75

0.25

0.25

0.25

0.25

1

1

1

1

Итого:

31

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Старшая группа

ОКТЯБРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Введение «Природа – волшебница – художница – зритель».
  2. Образы неба «Светлые и темные краски».
  3. Образы земли «Разноцветные горы».
  4. Образы деревьев:  «Семья деревьев», «Унылая пора, очей очарованье…».

Цель: Учить отражать в рисунке признаки осени. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения об осени.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Уметь отражать в своих рисунках впечатления, полученные от прогулок по лесу, парку, создавать изображения, соответствующие теме.

 2. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем.

 3. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.

 4. Развивать умение изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.

 5. Предложить передать в рисунках колорит осеннего пейзажа в разную погоду.

 6. Формировать умение, использовать в сюжетных рисунках разные способы рисования деревьев.

 7. Познакомить с различными оттенками цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).

 8. Закрепление технических умений: рисовать концом кисти.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа, рассказ;

- самостоятельная работа над завершением композиции;

- наблюдение за природными явлениями;

- работа с репродукциями.

Используемые средства на занятии:        

- репродукции с живописных произведений;

 - музыкальные произведения;

 - использование пальчиковой гимнастики;

 - физкультминутки;

 - коллективное рисование на доске;

 - стихи.

Материал:         гуашь, акварель, бумага, уголь, кисти разного размера.

Координационная работа с воспитателями:        

- внесение в развивающую среду репродукций картин, изображающих осеннюю природу;

- прогулки и наблюдение за изменением в природе на участке сада.

НОЯБРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Мир животных «Кот Котофеевич».
  2. Образы подводного мира «Рыбы большие и маленькие».
  3. Образы птиц «Птичье семейство».
  4. Образы насекомых «Бабочки и стрекозы любуются солнцем».

Цель: Познакомить с обитателями царства волшебницы Фауны.

Задачи программного содержания занятий         

1. Закрепить умение внимательно рассматривать иллюстрации животных подводного мира, птиц, насекомых.

 2. Отображать в рисунке их характерные особенности.

 3. Упражнять в технических умениях в рисовании.

 4. Развивать творчество в смешивании двух цветов для получения нового.

 5. Закрепить понятие холодные цвета.

 6. Формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу среди участников.

 7. Познакомить с техникой работы по - мокрому.

Формы и методы проведения занятий:        

- игровой момент;

 - беседа;

 - рассматривание иллюстраций рыб, птиц, насекомых;

 - самостоятельный выбор образа для предметного или сюжетного рисования.

Используемые средства на занятии:        

- музыкальные произведения;

 - стихи;

 - загадки;

 - иллюстрации, открытки, фото с изображениями птиц, рыб, насекомых;

 - физкультминутки.

Материал: цветной мел, гуашь, акварель (работа по мокрому), кисти, силуэты аквариумов, бумага.

Координационная работа с воспитателями:        

- беседа о рыбах;

- рассматривание иллюстраций.

ДЕКАБРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Образы диких зверей «Семья белых медведей и бурых».
  2. «Дикие звери наших лесов».
  3. Образы домашних животных «Корова – Бурёнка».
  4. «Добрый пёс».

Цель: Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, используя различные материалы (сангина, пастель).

Задачи программного содержания занятий:          

 1. Закреплять умения замечать, выделять характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.

 2. Совершенствовать умение придавать образам животных выразительность через изображение движений и их позу в рисунке.

 3. Развивать умение, использовать щетинную кисть для передачи фактуры тела животного.

 4. Развивать интерес у детей к совместной деятельности в рисовании – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.

 5. Развивать композиционные умения.

 6. Передача своих чувств и отношений в изображении.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа по картине, иллюстрации (животные);

 - анализ объекта;

 - самостоятельная работа;

 - придумывание названий композициям.

Используемые средства на занятии:        

- фотографии, иллюстрации;

- пальчиковая гимнастика и пантомима;

- коллективное рисование на листе бумаги;

- физкультминутки;

 - сравнение приемов работы кистью и твердыми графическими материалами.

Материал:         гуашь, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров и щетинная, цветной мел.

Координационная работа с воспитателями:        

- дидактические игры: «Узнай по описанию» (про животных);

- внесение в группу книг про животных наших лесов.

ЯНВАРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Образы природы в зимний период. Рассматривание и рисование окружающей природы.
  2. Образы фантастических животных в рисовании (Чудо-зверь).
  3. Образы животных в творчестве художников – анималистов (по замыслу).

Цель: Опираясь на ранее полученные знания и опыт составить композицию на зимнюю тематику.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Закрепить знания о жанре изобразительного искусства пейзажем, учить при рассматривании, выделять,  такие средства  выразительности как композиция и колорит.

 2. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные периоды зимы и разную погоду.

 3. Использование разных приемов рисования щетинной кистью для изображения снега, хвои.

 4. Закрепить знания детей о холодных и теплых цветах, умение осознанно использовать их в рисовании.

 5. Совершенствовать умение смешивать краски для получения нужного оттенка цвета.

 6. Развивать воображение и фантазию в придумывании и изображении чудо-зверя.

 7. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа по картине;

- самостоятельное составление композиции и завершение её.

Используемые средства на занятии:        

- репродукции с живописных произведений;

- физкультминутки;

- музыкальные произведения;

- игры на закрепление знания холодных цветов;

- игры на закрепление знаний о пейзаже;

- скульптуры, статуэтки (чудо-звери – каргопольская игрушка);

 - загадки;

 - стихи.

Материал:         гуашь, цветной мел, кисти, бумага разного формата.

Координационная работа с воспитателями:        

- разучивание стихов про зиму.

- внесение в развивающую среду репродукций картин с зимней тематикой.

ФЕВРАЛЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Я – художник. Рисование по сказке «Двенадцать месяцев».
  2. Образы природы в народных праздниках «Масленица».
  3. Образы времени года в искусстве («Костюм Зимы, Весны, Лета и Осени»).
  4. Дом: «Замок – сосулька», «Терем-цветок».

Цель: Закрепить знания о холодных и тёплых цветах через образ времени года.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков:

- изображать место действия, располагая предметы на широкой поверхности земли, удаленные предметы рисовать меньшей величины;

- передавать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений;

- передавать время года и суток через определенный колорит;

- придавать выразительность сказочным образам через передачу характерной формы, подбор цвета подчеркивания тех или иных особенностей.

2. Развивать фантазию в изображении сказочных построек: терема, дворцы, передавая характерные особенности их внешнего вида.

3. Закрепить знания о холодных и теплых цветах, умение осознанно использовать их в рисовании.

4. Отрабатывать технические приемы в рисовании.

5. Развивать творчество и фантазию.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа (по теме занятия);

- игровая ситуация;

- рассматривание иллюстраций по временам года;

- самостоятельная работа в создании композиции.

Используемые средства на занятии:        

- музыкальные произведения;

 - физкультминутки;

 - иллюстрации;

 - стихи;

 - загадки.

Материал:         гуашь, акварель, восковой мелок, цветной мел, пастель, листы бумаги разного формата, разные кисти.

Координационная работа с воспитателями:        

- дидактические игры на закрепление знаний о времени года.

М А Р Т

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Весенние праздники «Мамин праздник».
  2. «Первые цветы».
  3. Любимые сказки: «Волшебная палочка», «Терем – теремок».
  4. «Путешествие в сказочную страну на воздушном шаре, волшебном паровозике, паруснике».

Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь в выразительной передаче образа мамы.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Познакомить детей и закрепить знания о портрете в играх.

 2. Закрепить овладение композиционными умениями построения сюжетных рисунков.

 3. Познакомить детей с произведениями книжной графики художников В.Конашевича и Н.Кочергина к русским народным сказкам А.С.Пушкина.

4. Развивать творческое воображение и фантазию в выборе сюжета рисования.

5. Закреплять технические приемы в рисовании.

6. Изображение старинной русской постройки, передать характерные особенности их внешнего вида, старинные архитектурные, детали.

7. Продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей: умения оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами.

Формы и методы проведения занятий:        

- сюрпризный, игровой момент;

 - рассматривание иллюстраций к сказкам.

Используемые средства на занятии:        

- иллюстрации к русским народным сказкам;

 - книги-сказки А.С.Пушкина;

 - пальчиковая гимнастика;

 - физкультминутки;

 - веревочки для выкладывания фигур;

 - сказки;

 - загадки.

Материал: по выбору детей: гуашь, акварель, мелки, карандаши, пастель,

Координационная работа с воспитателями:        

- чтение волшебных сказок, сказок А.С.Пушкина (по возрасту).

АПРЕЛЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

        1. Волшебные предметы по мотивам Городецкой росписи: «Волшебный сосуд», «Ковер-самолет».

        2. Волшебные предметы по мотивам Городецкой росписи:  «Скатерть самобранка», «Шапка-невидимка».

        3. «Сказочный торт».

        4. Образы волшебной птицы (по мотивам дымковской росписи).

Цель: Развитие фантазии и воображения через изображения волшебных вещей (по сказкам).

Задачи программного содержания занятий:         

1. Познакомить с новым видом народно-прикладного искусства – городской росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями Городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетания).

 2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: цветков, бутонов, листьев.

 3. Способствовать использованию в узорах цветовую гамму, характерную для Городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.

 4. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.

 5. Предложить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам Городецкой росписи.

 6. Закрепить умение самостоятельно рисовать птиц по мотивам дымковской игрушки.

 7. Воспитывать аккуратность в работе.

Формы и методы проведения занятий:        

- сюрпризный момент;

 - игровая ситуация;

 - беседа.

Используемые средства на занятии:        

- иллюстрации – схемы по мотивам городецкой росписи и дымковской игрушки;

 - стихи;

 - пальчиковая гимнастика;

 - физкультминутка.

Материал:         гуашь, кисти  № 2, 3, силуэты волшебных вещей.

Координационная работа с воспитателями:        

- внесение в развивающую среду деревянных изделий выполненных по мотивам Городецкой росписи;

- закрепление в играх принадлежности того или иного элемента к городецкой росписи.

М А Й

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Сказочные герои: «Богатыри», «Варвара краса – длинная коса», «Русалочка», «Водяной», «Кентавр».
  2.  «Палкан» (по каргопольской игрушке).
  3. «Цветы сказочной красоты», «Цветы весны», «Волшебные цветы».
  4. Обобщающее занятие: рассматривание репродукций картин по теме «Весна». Итоговая выставка детских рисунков.

Цель: Передавать, используя композицию и колорит, свое отношение к сказочным существам.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Закрепить понятие «портрет».

 2. Применить знания и умения, полученные при знакомстве с портретом на практике.

 3.Закреплять умение рассматривать иллюстрации к книгам, находить сходство и различия между сказочными героями и реальными людьми.

 4.Развивать умение изображать в рисунке весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, передавать их характерные особенности.

 5. Закрепить умение строить композицию натюрморта.

 6. Формировать умение передавать в сюжетных рисунках весенний колорит, разное содержание и композицию.

 7. Отрабатывать в рисовании технические умения и навыки.

 8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.

Формы и методы проведения занятий:        

- игровая ситуация;

 - беседа.

Используемые средства на занятии:        

- иллюстрации к сказкам;

 - букет живых цветов;

 - пальчиковая гимнастика;

 - этюды на развитие творческого воображения;

 - стихи;

 - загадки;

 - репродукции: пейзаж, натюрморт.

Материал:         дети выбирают материал самостоятельно.

Координационная работа с воспитателями:        

- игры на развитие чувства цвета.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Подготовительная к школе группа.

ОКТЯБРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Мир природы. Введение «Рисунок на свободную тему».
  2. Образы неба и земли «Небесные переливы и ковёр из осенних листьев».
  3. Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра».
  4. Образы цветов «Натюрморт в тёплой и холодной гамме».

Цель: Закрепить знания теплых и холодных цветов в натюрморте, в составлении композиционного плана.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Закрепить знание о натюрморте, учить составлять натюрморты из предметов нас окружающих и придумывать  названия.

 2. Развивать умение видеть единство средств выразительности рисунка, колорита и композиции – в передаче отношения художника к красоте окружающего мира.

 3. Формировать умение общаться по поводу картин, высказывать свои суждения и доказательные оценки, используя образные эмоционально-эстетические и искусствоведческие термины.

 4. Закрепить приемы изображения деревьев разными способами, передавая характерные особенности деревьев разных парод, различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья, склоненные от ветра.

 5. Закреплять умение использовать в передаче настроения краски теплого и холодного цветов.

 6. Упражнять в технических приемах в рисовании.

 7. Развивать воображение и фантазию.

Формы и методы проведения занятий:        

- самостоятельная работа над завершением композиции;

 - игровые ситуации;

 - беседа: «Как художник составляет натюрморт».

Используемые средства на занятии:        

- репродукции с живописных картин;

 - загадки;

 - стихи;

 - музыкальные произведения;

 - игры (практическое задание «составь натюрморт», «составь красивый букет»;

 - пальчиковая гимнастика;

 - физкультминутки;

 - иллюстрации с изображением цветов и разных пород деревьев;

 - наблюдение на прогулке.

Материал:         бумага разных форматов, гуашь, акварель, кисти, цветные мелки (для тонирования).

Координационная работа с воспитателями:        

- на прогулке понаблюдать какого цвета и оттенков бывает небо в ясную погоду и хмурую, каких цветов бывают осенние листья, рассмотреть кроны деревьев. 

НОЯБРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Мир животных «Животные наших лесов».
  2. Образы птиц «Перелетные птицы».
  3. Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки,

Стрекозы и т.д.».

  1. Образы подводного царства «Жители подводного мира».

Цель: Формирование навыков коллективной работы (согласование общей композиции, оказание помощи друг другу).

Задачи программного содержания занятий:         

1. Познакомить детей с одноцветной книжкой графикой, с её средствами выразительности (линии разной толщины, штрихи разного характера…).

 2. Показать использование в карандашных (угольных) рисунках умение изображать оперение птиц штрихами разного характера, разным нажимом.

 3. Сформировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, рыб, насекомых, понимание, что все птицы, насекомые, рыбы сходны по строению несмотря на различия в окраске, форме и величине частей.

 4. Формировать умения передавать в рисунках характерные особенности разных птиц и изображать птиц в разных позах и движении (сидит, клюёт, летит, оглядывается).

 5. Формировать у детей понимание необходимости обследования предметов перед их изображением.

 6. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.

Формы и методы проведения занятий:        

- обследование предметов;

 - беседа;

 - выбор материала для работы в зависимости от поставленных задач;

 - сюрпризный момент.

Используемые средства на занятии:        

- иллюстрации, книги, открытки, фото с изображением птиц, рыб, насекомых;

 - стихи;

 - загадки4

 - музыкальные произведения;

 - пантомима;

 - пальчиковая гимнастика;

 - сравнение приемов кистью и графическим материалом.

Материал: по выбору детей.

Координационная работа с воспитателями:        

- внести в развивающую среду группы иллюстрации с изображением рыб, птиц, насекомых;

- наблюдение за повадками попугаев, рыбок и их окраской и фактурой тела.

ДЕКАБРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:         

  1. Образы домашних животных «Кто сказал мяу?».
  2. Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?».
  3. Образы экзотических животных «Слоны, жирафы, носороги, бегемоты, львы, верблюды…».
  4. Фантастическое животное «Чудо зверь» (рисование по желанию детей).

Цель: Формирование представления об индивидуальной манере творчества некоторых художников.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.

 2. Закреплять умение придавать образам животных выразительность через изображение движений и позу.

 3. Развивать передачу признаков необычности сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию – при изображении сказочных образов.

 4. Упражнять в умении для передачи фактуры тела животного использовать щетинную кисть.

 5. Закреплять технические навыки в рисовании.

 6. Воспитывать у детей интерес в совместной деятельности в рисовании – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.

Формы и методы проведения занятий:        

- формы;

 - игра;

 - анализ репродукций и иллюстраций книжной графики;

 - самостоятельная работа в разных техниках.

Используемые средства на занятии:        

- иллюстрации с изображением животных;

 - музыкальные этюды;

 - загадки;

 - стихи;

 - пантомима;

 - пальчиковая гимнастика;

 - физкультминутка.

Материал:         по выбору детей: гуашь, уголь, пастель, цветной мелок, щетинная кисть, бумага разного размера.

Координационная работа с воспитателями:        

- внесение в группу изображения животных жарких стран, диких и домашних животных;

- игры на закрепление классификации диких и домашних животных;

- составление описательных рассказов о домашних животных.

ЯНВАРЬ

Основные темы и сюжеты занятий:         

1. Образы животных – символов нового года (карнавальная маска).

2. Мои друзья:  «Семья», «Я с другом».

3. Едем в страну Выдумляндию и Вообразилию на фантастическом транспорте. (В стране Лилипутии – я великан.  В стране Великании – я лилипут, гном).

Цель: Развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями посредством рисунка.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

 2. Обучать приемам создания композиций (расположению изображений на листе бумаги).

 3. Развивать умение изображать в рисунке главное, то есть те предметы, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения.

 4. Отрабатывать передачу в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве.

 5. Направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамике, поз, деталей.

 6. Способствовать восприятию наблюдений явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сложного рисунка.

 7. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении разнообразных средств выразительности: композиции, колорита.

8. Продолжать закреплять в рисовании характерные особенности в изображении человека.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа;

- игра;

- рассматривание иллюстраций (сказочных);

- рассматривание портретов.

Используемые средства на занятии:        

- репродукции с животных и графических произведений;

- книги;

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки;

- современные детские песни;

- пантомима.

Материал:         уголь, простой карандаш, гуашь, акварель, листы формата А3, А4.

Координационная работа с воспитателями:        

- внесение в развивающую среду работ художников (Е.И.Чарушин, В.М.Васнецов,  В.Г.Сутеев);

- игры на классификацию (животные).

ФЕВРАЛЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Холодное царство «Пингвины на льдине».
  2. Тёплое царство: «Путешествие на африканский континент с ребятами -  негритятами».
  3. Серебряная рыба.
  4. Чудо-Юдо, рыба кит (по сказке П.Ершова).

Цель: Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Закреплять понятие холодные и теплые цвета.

 2. Направлять внимание детей на сравнение цветов и оттенков в природе, в предметной среде, развивать умение видеть красивые сочетания цветов.

 3. Выделять теплые и холодные тона и оттенки, видеть богатство оттенков.

 4. Дать детям представления об изменчивости природных цветов в связи с изменением времени года.

 5. Развивать творчество в подготовке цветового фона для рисования, используя разные техники покрывания бумаги цветом (одним цветом ватным тампоном – поролоном или плоской большой кистью, размывка, вливание цвет в цвет, набрызг и др.).

 6. Закреплять умение смешивать два цвета для получения нового.

 7. Закреплять технические приемы в рисовании.

 8. Развивать воображение и фантазию.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа;

 - рассматривание иллюстраций, анализ;

 - игровая ситуация;

 - самостоятельная работа над завершением композиции.

Используемые средства на занятии:        

- использование музыкальных произведений;

 - иллюстрации с изображением обитателей Антарктиды и Африки;

 - пальчиковая гимнастика;

 - загадки;

 - стихи.

Материал: гуашь, цветные мелки, восковые мелки, акварель, кисти (разных размеров), материал для тонирования, листы бумаги разных размеров.

Координационная работа с воспитателями:        

- беседа с детьми об обитателях холодных и теплых стран;

- чтение отрывка из сказки: «Конёк-горбунок» П.П.Ершова про «чудо-рыбу».

М А Р Т

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Страна улыбок – царство цветов (контраст теплых и холодных цветов).
  2. «Шахматное королевство - королевство графики»   (белое на черном, черное на белом).
  3. «Сказочный средневековый замок».
  4. Страна чудес:  «Музыкальная страна»,  «Музыка в красках».

Цель: Формирование и развитие понятия - контрастные цвета (контрастные образы).

Задачи программного содержания занятий:         

1. Закрепить знание теплых и холодных цветов.

 2. Работа под стилем рисунков с контрастными образами, построенных на мягких и угловых линиях.

 3. Обработка точности в движении руки при рисовании волнистых, спиралевидных и ломаных линий.

 4. Знакомство с элементами печатных букв и буквами в штриховых композициях.

 5. Развитие навыков работы над сложными символическими композициями, графическими орнаментами, при рисовании которых движение кисти руки похоже на движение руки при письме.

 6. Развитие взаимосвязи образов, созданных в разных видах искусства, с объектами действительности и со спецификой графики.

 7. Отработка приемов последовательности в работе.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа, игры;

 - анализ репродукций (контраст);

 - работа в свободной технике, по выбору ребенка;

 - придумывание названия работам.

Используемые средства на занятии:        

- репродукции, книги;

 - музыкальные произведения;

 - образы шрифтов и шрифтовых композиций;

 - книги-азбуки;

 - пальчиковая гимнастика;

 - физкультминутки.

Материал:         гуашь, акварель, бумага, уголь, гелевая ручка, кисти.

Координационная работа с воспитателями:        

- игры на закрепления знаний о теплых и холодных цветах;

- игры на закрепление узнавать и называть контрастные цвета.

АПРЕЛЬ

Основные темы и сюжеты занятий:        

Пять континентов.

1. «Русский сувенир – Матрёшка».

2. Путешествие по африканскому континенту (Египет, Пирамиды). Азия – полет над Великой Китайской стеной.

3. «Полет над Кавказскими горами».

4. Американский континент «Ребята индейцы с разрисованными лицами и перьями на голове».

Цель: Познакомить детей с особенностями национальных костюмов пяти континентов.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей.

2. Закреплять знания в группировке цветов: яркие, темные, светлые, использовать эти знания при украшении национальных костюмов.

3. Внимательно рассматривать жителей разных стран, находить общее и различия.

Формы и методы проведения занятий:        

- самостоятельная работа над формой изделия и украшения его;

 - выбор материала для работы в зависимости от задач;

 - беседы;

 - игры.

Используемые средства на занятии:        

- репродукции, игрушки;

 - литературные и музыкальные произведения;

 - загадки;

 - пальчиковая гимнастика;

 - физкультминутки.

Материал: по выбору детей.

Координационная работа с воспитателями:        

- беседа о матрешке, внесение в группу игрушки и иллюстраций;

- роспись силуэтов.

М А Й

Основные темы и сюжеты занятий:        

  1. Цветы весной: ландыши.
  2.  Цветы весной: сирень.
  3. Медведица с медвежонком.
  4. Ласточки прилетели.

 Итоговая выставка детских рисунков.

Цель: Опираясь на полученные знания, свой опыт составлять, изображать весеннюю природу.

Задачи программного содержания занятий:         

1. Формировать и закреплять умения передавать в сюжетных рисунках весенний колорит, разное содержание и композицию.

 2. Познакомить со способом составления сиреневого цвета различных оттенков.

 3. Закрепить умение строить композицию натюрморта.

 4. Изображать характерные особенности.

 5. Закрепить в играх знания жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет.

 6. Развитие воображения, творчества.

 7. Формирование технических умений и навыков в рисовании.

 8. Формировать навыки совместной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).

9. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.

Формы и методы проведения занятий:        

- беседа;

 - игры;

 - рассматривание весенних иллюстраций, фото;

 - самостоятельная работа в разных техниках.

Используемые средства на занятии:        

- репродукции с живописных картин;

 - стихи;

 - литературные произведения;

 - музыкальные произведения;

 - дидактические игры;

 - физкультминутки;

 - загадки.

Материал:         по выбору и желанию детей.

Координационная работа с воспитателями:        

- выучить стихи про весеннюю погоду, цвет;

- игры на классификацию (цветы: садовые, полевые);

- закрепить особенности весны.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Помещение: 

  1. Занятия проводятся в изостудии;
  2. изостудия, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья, мольберты, магнитная доска, компьютер, проектор, экран;
  3. Уголок экспериментирования с различными материалами;
  4. Стеллажи с различными художественными ( акварель,  гуашь ), графическими ( цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, цветные и гелиевые ручки, пастель сухая и масляная, уголь ) и
  5. Библиотека с методической литературой;
  6. Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом;
  7. Технические средства: музыкальный центр + аудиокассеты, диски; телевизор; DVD + диски;
  8. Мини - галерея;
  9. Выставочный комплекс.

Примерный комплект художественных материалов,

инструментов и оборудования:

Бумага, основа для композиций

  1. Листы белой и тонированной бумаги в формате А - 4.
  2. Рулоны обоев.
  3. Белый и цветной картон.
  4. Наборы цветной бумаги.
  5. Салфетки белые и цветные однотонные.

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

  1. Кисти разных размеров (толстые, тонкие, жесткие).
  2. Краски гуашевые.
  3. Краски акварельные.
  4. Цветные и простые карандаши.
  5. Фломастеры.
  6. Восковые мелки.
  7. Ватные палочки.
  8.  Тычок большой.
  9.  Штампики (резиновые, пробковые).
  10.  Штемпельные подушечки.
  11.  Баночки для воды, матерчатые салфетки.
  12. конструктивными материалами ( пластилин, глина, различные виды бумаги, природный материал);

Бытовой и бросовый материал

1. Фантики на бумажной основе.

2. Трубочки для коктейля.

3. Зубные щетки.

4. Маленькие баночки  (для рисования мыльными пузырями).

5. Тарелочки для раздаточного материала.

Дидактическое обеспечение курса:

Список репродукций для рассматривания и бесед.

Натюрморты:

- Врубель М. «Сирень».

- Кончаловский П.: «Персики», «Сирень».

- Машков И.: «Синие сливы», «Две темные розы и тарелка с клубникой», «Снедь московская: хлебы».

- Петров-Водкин К.С. « Бокал и лимон».

- Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка».

- Хруцкий И.: «Букет со свечой», «Цветы и плоды».

Пейзажи:

- Айвазовский И.: «Волна», «Девятый Вал».

- Бакшеев В. «Голубая весна».

- Васильев Ф «Мокрый луг».

- Васнецов В. «Река Вятка».

- Волков Е. «Ранний снег».

- Грабарь И.Э.: «Иней», «Мартовский снег».

- Дубровский Н. «Притихло».

- Жуковский С.Ю.:  «Заброшенная терраса», «Зимний вечер».

- Куинджи А.И.: «Днепр утром», «Зима», «На севере диком», «Ночь над Днепром».

- Левитан И.: «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март».

- Остроухов И.С.:  «Золотая осень», «Осень».

- Поленов В. «Московский дворик».

- Рылов А. «В голубом просторе».

- Саврасов А.: «Грачи прилетели», «Осень».

- Шишкин И.И.: «Березовая роща», «Зимний лес. Иней», «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору».

Портреты:

- Аргунов И. «Портрет русской крестьянки в русском костюме».

- Боровиковский В. «Портрет Лопухиной».

- Васнецов А. «Весна».

- Кипренский О. «Автопортрет».

- Кончаловский П.: «Автопортрет», «Ярмарки на Ильмень озере», «С покоса»

- Крамской И. «Неизвестная».

- Левитан И. «Автопортрет».

- Маковский К.: «Любители соловьев», «Наем прислуги», «Две матери», «Отдых охотника», «Мальчик Вася».

- Перов В.: «Тройка», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Птицелов»

- Серов В. «Девочка с персиками».

- Суриков В. «Портрет балерины Н.Ф. Матвеевой».

- Тропинин В.: «Портрет старика опирающегося на палку», «Кружевница».

Исторический и бытовой жанр:

- Перов В. «Охотники на привале».

- Клодт М. «На пашне».

- Пластов А. «Деревенский март». 

Сказочный (фантастический) жанр:

- Васнецов В.: «Снегурочка», «Богатыри», «Иван – царевич на сером волке», «Алёнушка».

Наглядный материал (комплекты иллюстрации, профессиональных рисунков, репродукций):

  1. времена года (зима, весна, лето, осень);
  2. бабочки и цветы;
  3. ягоды, грибы;
  4. подводный мир;
  5. здания, транспорт;
  6. космос;
  7. человек;
  8. животные (домашние, дикие);
  9. птицы (домашние, дикие).

Изделия декоративно-прикладного искусства:

Народные игрушки: 

1.Русская матрешка.

2.Дымковская игрушка: барыня, водоноска, нянька, лошадка, козел, петух.

3.Каргопольская игрушка: баран, петух, козел.

4.Старооскольская игрушка: медведь, уточка, петушок.

5.Филимоновая игрушка: петух, барыня, лошадь.

6.Славянские лоскутные игрушки: петушок - погремушка, мяч-гремушка, солнечный конь.

Декоративная роспись:

1. Гжель: чайник, ваза.

2. Городецкая роспись по дереву: дощечка, бочонок.

3. Жостовская роспись на металлических подносах: поднос «Цветы», поднос «Розы».

4. Хохломская роспись по дереву: ложки, поднос, ваза.

Л И Т Е Р А Т У Р А.

  1. Т.А. Копцева    «Природа и художник» Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. ( Творческий Центр «Сфера». Москва 2001 год. ).

2. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

3. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»

4. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся»  2002 г.

5. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.

6. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

7. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.

8. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.

Подготовка материала осуществляется с учетом следующих принципов:

- принцип сезонности - построение познавательного компонента определяется  с учетом природных изменений;

- принцип систематичности и последовательности -  решение задач эстетического воспитания и развития детей осуществляется «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности -  построение содержания работы постепенно усложняется и расширяется от «возраста к возрасту»;

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности - воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего;

- принцип естественной радости -  радости эстетического восприятия чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости.

Методика проведения художественно-творческой деятельности предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, поделок, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, участие дошкольников в творческих конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...