Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития творческого воображения именно с привязкой к определенному возрастному периоду. На основании анализа вышеупомянутых наработок, центральным психологическим новообразованием в среднем дошкольном возрасте можем считать творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-statyya-kartasheva.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития творческого воображения именно с привязкой к определенному возрастному периоду. На основании анализа вышеупомянутых наработок, центральным психологическим новообразованием в среднем дошкольном возрасте можем считать творческое воображение.
По утверждению М. М. Подьякова, возраст 4-5 лет является благоприятным возрастом для формирования и развития умений и навыков, способствующих ознакомлению детей с окружающей средой, ознакомлению с предметами и явлениями. Именно в этот период воображение более стойкое, оно изменяется под влиянием внешних условий. В среднем дошкольном возрасте присутствует воображение, которое приобретает активный характер, начинает проявляться творчество в действиях ребенка
Кроме того, у Л. С. Выговского находим четыре основных этапа, которые на протяжении дошкольного возраста (от 2 до - 7 лет) проходит ребенок в развитии творческого воображения.
Первый этап – способность к превращению восприятия, то есть видение в одном предмете другого.
Второй этап характеризуется одухотворением игрушек. Третий этап характерен процессом перевоплощения в играх.
Четвертый этап отличается тем, что во время него появляется творческое воображение, во время которого происходит перекомбинация образов .
В среднем дошкольном возрасте творческое воображение ребенка приобретает более управляемый характер. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образы воображаемых предметов и действия с ними; ребенок пытается контролировать и определять характер воображения. В различных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной) появляется умение планировать.
Дети среднего дошкольного возраста заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Эта способность отчетливо проявляется в сюжетной игре, где дошкольник уже четко подбирает нужные компоненты для игры, а не нужные отвергает. Именно сюжетная игра побуждает к возбуждению воображения. Дети с увлечением занимаются творческой деятельностью.
В игровой среде ребенок моделирует реальную жизнь (роли взрослых, воображаемые ситуации, использует предметы-заменители), апробирует различные схемы выполнения задач или моделирует собственный сюжет.
Процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Рассмотрим самые важные из них.
Рисование обеспечивает возможность воспроизведения представлений и впечатлений об окружающей действительности. Именно благодаря рисованию у детей дошкольного возраста развиваются и совершенствуются все психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, речь, память, воображение и др.). Улучшается взаимодействие между полушариями мозга.
Накопление опыта и знаний – важная особенность развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность (рисование) является одним из ведущих видов изодеятельности, который рано осваивается, особенно в среднем дошкольном возрасте.
В процессе создания рисунка у ребенка среднего дошкольного возраста формируются наблюдательность, сенсорное восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок дошкольного возраста имеет большие возможности к обучению нетрадиционным рисованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Выступление на РМО "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"
Выступление на РМО на тему: "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"...
Развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы над сказками
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последни...
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме выявления особенностей творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста....
Исследовательская работа по выявлению уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Цель исследования – выявить уровень развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста. Для проведения сравнительного анализа, провели констатирующий эксперимент с отобран...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Ученые отводили огромную роль нетрадиционным приемам рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего возраста. Она выражается у ребенка тем, что совершенствуется наблюдат...