Главные вкладки

    Тренинг личной эффективности для воспитателей ДОУ
    методическая разработка на тему

    Телешун Марина Николаевна

    Синдром профессионального выгорания. Как этого избежать? Как педагогу сберечь своё эмоциональное здоровье и наиболее полно раскрыть и использовать в работе свои личностные  и профессиональные качества. Цель данного тренинга: освоение приёмов самодиагностики и способов самораскрытия, осознание своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг личной эффективности для воспитателей ДОУ

    Цель: преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов

    Занятие 1. ЗНАКОМИМСЯ С СОБОЙ

    Цели: создание благоприятных условий для работы, первичное освоение приёмов самодиагностики и способов самораскрытия; осознание участниками некоторых своих личностных  особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

    1. Оформление бейджей.

    1. Информация о цели занятия, процедуре проведения.

    Участникам группы предлагается сообщить о своих мыслях и ожиданиях по поводу предстоящей работы.

    1. Упражнение «Трям – здравствуй!»

    Участникам предлагается свободно ходить по группе и здороваться со всеми участниками,  приветствуя словами «Трям – здравствуй!»

    1. Знакомство с правилами работы тренинговой группы.
    • ИСКРЕННОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ
    • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ
    • НЕ ВЫНОСИТЬ ОБСУЖДАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГРУППЫ
    • ПРАВО КАЖДОГО УЧАСТНИКА СКАЗАТЬ «СТОП»  - ПРЕКРАТИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ ЕГО ПРОБЛЕМ
    • КАЖДЫЙ ГОВОРИТ САМ ЗА СЕБЯ, ОТ СВОЕГО ИМЕН
    • НЕ КРИТИКОВАТЬ И ПРИЗНАВАТЬ ПРАВО КАЖДОГО ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ
    • ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ НА «ТЫ».

    1. Упражнение «История моего имени»

    Каждому  участнику предлагается рассказать историю, связанную  с его именем (настоящую или придуманную), которая поможет группе запомнить имя.

    В завершении тренер спрашивает у участников, что запомнилось и почему.

    1. Упражнение «Минута на разговор»

    Участники круга делятся на  2 команды, садятся в два круга (внутренний круг остаётся неподвижным). Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, пересаживаются к следующим участникам для продолжения разговора. Тема беседы: погода, дети, любовь, работа, начальник, мода.

    1. Упражнение «Театр кабуки»

    Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: Принцессу, Дракона или Самурая. Ведущий показывает командам движения, характерные для указанных персонажей.

    Принцесса: кокетливо делает реверанс. Дракон с устрашающим видом. Поднимая руки вверх, шагает вперёд. Самурай делает движение взмаха саблей.

     После того, как команды выбрали себе роли (так, чтобы не услышали соперники), ведущий сообщает: «Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерными движениями изображают роли, которые выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается выгодной.

    Варианты:

    • Принцесса и Самурай (1 очко получает Принцесса, потому что она очаровывает Самурая).
    • Самурай и Дракон (1 очко получает Самурай, потому что он убивает Дракона).
    • Дракон и Принцесса (1 очко получает Дракон, потому что он съедает Принцессу).
    • Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очки).

    Побеждает та команда, которая набрала больше очков.

    1. Информационная часть «Познавая себя, ты познаешь мир…»

    Древние мудрецы говорили: «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо:  в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т.д.  Никто из нас не знает себя полностью, мнение посторонних и гороскопы тоже не всегда объективны. Кроме того, у нас нет оснований думать, что мы рационально используем знания о себе.

    Изучая себя с ленцой, без напряжения мысли, оставляя размышления о собственной персоне на потом, можно всю жизнь.

     Изучать самого себя нужно добросовестно, скрупулёзно, применяя интуицию  как в этом процессе непосредственно, так и при использовании знаний о себе в жизни.

     Проведите эксперимент: напишите всё, что знаете о себе, в дневнике или просто на листе бумаги и возвращайтесь к написанному  в конце каждого месяца. Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта, забываются, если их не фиксировать и не корректировать.

    1. Упражнение «Двери»

    Закрыв глаза, поочерёдно представлять себе двери разного цвета (красную, голубую, белую,  чёрную, зелёную, оранжевую), при этом отмечая:

    - какой она формы?

    - открыта или закрыта?

    - хочется в неё войти или не хочется?

    - из чего она сделана?

    - что находится за этой дверью?

    Интерпретация

    Красная дверь – детство.

    Голубая дверь – будущее.

    Белая дверь – болезнь, смерть.

    Чёрная дверь – секс.

    Зелёная дверь – родные, друзья.

    Оранжевая дверь – работа, учёба.

    10. Упражнение «На риск»

    Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

    Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

    После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

    Подведение итогов упражнения:

    Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

    Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д.?

    11. Упражнение «Мои недостатки»

    Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

    Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

    В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

    Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

    Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

    С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

    Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

    12. Информационная часть «Формула успеха»

    Знаете, чем отличается неудачник от человека, обречённого на успех? В подходе к ситуации. «Вначале мне дай, а потом я скажу тебе спасибо», т.е. радуется только после того, как получит результат. Это логично! Эффект получен, вера появляется, потом настроение улучшается и, естественно, «мышечный корсет» (осанка, мимика) будет как у победителя. Лицо становится довольным, сияет улыбка.

    Схема поведения типичного несчастливца:

    Вначале результат,

    Потом вера.

    Тогда хорошее настроение,

    «мышечный корсет», свойственный счастливому человеку.

    Вы готовы поставить всё вверх ногами?

    Вначале принимаем мышечный корсет, т.е. распрямляем спину. Расправляем плечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами сознательно создаём осанку и мимику победителя. Затем искусственно вызываем внутреннее состояние радости. Дальше формируем мысленный образ успеха – усилием воли заставляем себя в него поверить.

    При таком поведении результат сам собой, даже не спрашивая вашего разрешения, будет всегда при вас.

    Итак, формула действия человека, который обречён на успех:

    Волевое принуждение.

    «Мышечный корсет».

    Настроение.

    Вера.

    Результат!!!

    Существует центр синхронизации мышц, настроения и мыслей. Что легче: поднять настроение, изменить мысли или удерживать мышцы в определённом положении? Настроение можно сравнить с ртутной каплей, податливой любому движению и такой же ядовитой.  Его можно удерживать несколько секунд. Мыслительный процесс напоминает вокзальную площадь в оживлённый день! Все снуют туда-сюда, всё находится в хаотичном движении. Мыслями управлять очень сложно. Значит, пойдём по пути наименьшего сопротивления. Будем усилием  воли управлять мышцами, т.е. удерживать «мышечный корсет».

    13. Медитация «Создание выразительного образа своего Я»

    Станьте прямо, закройте глаза и сосредоточьте всё внимание на своих телесных ощущениях. Представьте, что все ощущения принадлежат красивому, молодому деревцу.  Ощутите себя этим молодым деревцем.

    Почувствуйте, как жизненная энергия питает всё ваше  тело.

    Живительная сила поступает через ноги, проходит через всё тело…

    И заполняет тело энергией снизу доверху.

    Энергия наполняет каждую клеточку организма свежестью и бодростью.

    Ощутите. Как организм жадно впитывает эту энергию.

    Весь организм оживает, пробуждается от спячки.

    Грудь медленно распрямляется.

    Плечи сами собой опускаются.

    Хочется сделать вдох полной грудью (глубокий вдох и свободный выдох).

    Тело медленно и плавно выпрямляется.

    Позвоночник принимает идеальное положение

    Осанка становится стройной.

    Шея принимает удобное положение.

    Плечи опускаются, голова выпрямляется.

    Деревце всем своим естеством тянется  к солнцу, к теплу, к радости, к насыщенной жизни.

    Ощутите это состояние пробуждения и мысленно произнесите:

    «Я – сильная, активная, целеустремлённая личность.

    Я открыта для новой, яркой и насыщенной жизни.

    Я живу здесь и сейчас, каждую минуту, каждую секунду.

    Я ощущаю как живительная энергия распространяется по всему телу.

    Каждое мгновение я ощущаю новый прилив силы и бодрости».

    Организм пробуждается от спячки! Насладитесь этим пробуждением!

    Сделайте глубокий вдох, затем с выдохом потянитесь всем телом вверх.

    Потянитесь с удовольствием!

    Сделайте ещё один глубокий вдох и ещё раз потянитесь вместе с выдохом.

    Насладитесь бодростью и приятным чувством пробуждения!

    Сделайте встряхивающее движение всем телом! Сделайте это с наслаждением!

    Откройте глаза!

    Посмотрите на лица друг друга. Произошли какие-либо изменения во внешнем образе?. Что вы испытали в процессе игры? Появились ли новые ощущения?

    14. Упражнение «Осанка и улыбка»

    Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове – прямо-таки корона. Научитесь так сидеть, ходить, говорить,  вставать, знакомиться, прощаться.очень короткое задание и очень большая работа. Не расталкивая других – царственно заполнять пространство: собой, своим телом, своим голосом, излучаемым светом и силой энергетики. Самое интересное в этом упражнении – поиск необходимого внутреннего самоощущения.

    Постановке правильной осанки помогает любая прямая стена. Подошли, прислонились к ней затылком, расправили по ней плечи, втянули живот и приблизили к стене поясницу, после чего отошли от стены и походили, стараясь дышать и чувствовать себя естественно.

    Другой хороший способ – перенести вес тела на носки, подобрать ягодицы и поднять диафрагму так, чтобы появилось ощущение поршенька, столбиком распирающего изнутри грудную клетку в опоре на солнечное сплетение. Всё, это держит, а вы можете расслабиться. Плечи свободные, вы энергичны, дыхание свободное.

    Ещё один способ – представьте, что у вас есть три невидимых друга, которые всегда помогают вам при хотьбе. Один из них легонько подталкивает вас в спину  в районе крестца, второй летит на крыльях впереди, где-то на уровне груди, и слегка влечёт вас за собой. Третий летит над головой и слегка тянет вверх.

    Помните. Что идеальное положение тела зависит от идеального положения груди. Сделайте глубокий вдох, на некоторое время задержите дыхание. Медленно выдохните животом, сохраняя положение грудной клетки в положении вдоха. Вот это и есть идеальное положение груди!

    Чтобы голова держалась на гордой, высокой шее, дома положите на голову детский кубик или книгу и походите, чтобы предмет не падал. Когда получится, запомните ощущения. На улице смотрите на третьи этажи и старайтесь оставить взгляд глаз на этом уровне.

    Итак, чуть с юмором. Уберите с лица очень умное выражение. Попробуйте создать утверждение, что вы самый, самый прекрасный в мире человек. Плечи расправьте и опустите, спину  выпрямите, лопатками зажмите грецкий орех и держите его, чтобы он не упал. Так всегда и ходите. Проверьте мимику. Улыбаетесь? Отлично! Правую руку поднимаем над головой, с небес достаём корону и надеваем её.

    Итоговый тест: когда у вас царственная осанка и сияющая улыбка, вы можете свободно идти в толпе, куда хотите, пересекая любые потоки и ни с кем не сталкиваясь, потому что люди уступают вам дорогу. Проверьте!

    15. Рефлексия занятия «Свободный отчёт»

    Литература :

    1. Дошкольная педагогика  август 2009г.

    2. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для  педагогов. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

    Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

    ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

    Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

    «Тренинг родительской эффективности»

    Проект работы с родителями...

    Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников.

    Авторская  программа " Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников"  может использоваться  для коррекционно - развивающей  работы с детьми  5 - 7 лет с ...

    Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

    Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

    Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....