«Игры Деда - Буквоеда». Праздник правильной речи для детей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Богданова Наталья Васильевна

Данный праздник правильной речи проводился мной и моей коллегой-логопедом для детей, которые успешно занимались и выпускаются в школу. Представленные  в конспекте игры и упражнения можно использовать как часть занятия, в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_rechi.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры Деда - Буквоеда».

Праздник правильной речи для детей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности

(разработали и провели учителя-логопеды МБДОУ № 5 «Улыбка» Карасукского района Новосибирской области

Богданова Н.В. и Попова Л.А.)

    Зрители (дети, которые еще продолжат заниматься с учителем-логопедом) сидят в зале. Звучит торжественная музыка.

Ведущий (логопед): Дорогие ребята, сегодня мы собрались в этом праздничном зале, чтобы поздравить тех ребят, которые упорно занимались с логопедом, научились правильно и четко говорить и теперь они – наши выпускники. Поприветствуем их!

      Дети входят в зал под весёлую музыку. Становятся полукругом. Дети читают стихи:

1._______________
Не могли  понять  мы Дашу

Ведь во рту у Даши каша

Но не гречка и не плов –

Эта каша то из слов

2._________________

Чтоб в порядок пришел речевой аппарат
У взрослых людей, и, конечно, ребят,
Чтобы четко вели вы беседу,
Нужно просто придти к логопеду.

3.______________

Депутату и певцу

Быть картавым не к лицу

Нужно было им стараться

С логопедом заниматься

4._________________

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

5____________

Каждому из нас приятно,
Когда речь звучит опрятно,
Лишних звуков нет, смешных,
Пауз лишних и пустых —

6._______________

Должен каждый офицер

Говорить отлично ЭР

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд

 Команды (по порядку)

Смирно!   Ровняйся! Стройся!

Рассчитайся по порядку!

Три наряда вне очереди!

7.__________________

Букву Эр мы учим дружно

Букву Эр знать очень нужно,

Чтобы правильно на пять

Имя Родины  сказать

Все: Россия

     Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку

Тараторка (его роль исполняет второй логопед): Тары – бары, тары – бары, тары – бары, тару – ра.Тараторю без умолка, прямо с самого утра.Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!Надеюсь, я не опоздала?

Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!

Тараторка: Мне не до веселья. Я пришла к вам за советом, за помощью.

Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь

Тараторка: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю, что у меня во рту каша, а у меня во рту никакой каши не. А самое страшное, что из – за   этого   меня не возьмут в школу. А мне так хочется в школу!

Логопед:  Наши дети, Тараторка, тоже  не умели произносить некоторые звуки, но они усердно занимались и смогли исправить эту ситуацию.

Тараторка:  Как здорово, а как нужно заниматься я ведь не знаю.

Логопед обращается к детям: Что ребята делать?

Ответы детей. Приходят к выводу, что нужно ей помочь.

Тараторка: Ой, как громко вы кричите! Сейчас сделаем вот что: каждый подойдёт ко мне, возьмёт из мешочка одну фишку. Фишки двух цветов: синие и зеленые. Вот и у нас будет две команды: синие и зеленые.

Логопед: Вспомните ребята, чем  мы долго и упорно занимались перед зеркалом.

А зачем мы это делали?

  • Проводится артикуляционная гимнастика

Логопед

Дети  показывают

– Толстые внуки приехали в гости.

«Толстячки» надули щёки.

– С ними худые, лишь кожа да кости.

«Худышки» втянули в себя щёки.

– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

«Улыбка»

– Поцеловать они всех потянулись.

«Трубочка».

- Внуки в саду на качелях качались,

«Качели»

- По сторонам они все разбежались

«Маятник»

– Утром проснулись – почистили зубы.

«Чистим зубы»

 - Вот и блины испекла баба Люба.

«Блинчик»

– Блинчик горячий- подуем все вместе.

«Дуем на лопаточку»

- Чайные чашки стоят уж на месте.

«Чашечка»

- Губы в варенье, мы их облизнули.

«Облизываем губки по кругу»

– Вкусный был завтрак – спасибо бабуле.

«Улыбка»

 

 Тараторка: Я так старалась, что у меня даже чеса заголовилась (чешет голову). Дергаз заглазился, а заплетык языкаться стал.

Логопед: Ребята, а что нужно делать, чтоб язык не заплетался?

Ответы детей. Приходят к выводу, что нужно проговаривать скороговорки.

Достают кубик со скороговорками.

  • Скороговорки
  1. У маленькой мышки большие штанишки.
  2. Белые бараны били в барабаны.
  3. Кошка на окошке ловит лапой мошку.
  4. Свинья тупорыла весь двор перерыла
  5. У киски в миске суп и сосиски
  6. Жаба жабе говорит: «У меня живот болит»

Логопед:   Ребята, обратите внимание, почему у нас команды синего и зеленого цвета. Нам эти цвета помогали на логопедических занятиях учиться грамоте. Что они обозначали?

Ответы детей.

1.  Какие бывают звуки?

2. Чем звук отличается от буквы?

1. Из чего состоят слова?

2. Из чего состоит предложение?

Обращается к Тараторке: Запомнила?  У тебя ручка есть? Лучше запиши.

Показывает руку. Убегает за дверь и приносит дверную ручку.

Логопед:  Глупая ты, Тараторка. Не знаешь, что слова могут быть многозначными.

  • Многозначные слова (что обозначает слово)
  1. ЛИСТ
  2.  НОЖКА.
  3. Логопед проводит игру со зрителями «Доскажи словечко»


Жук упал, и встать не может,
Ждёт он кто ему … (поможет).

Подводной лодке не страшна 
Океанская … (волна).

Съел сластёна в воскресенье
Всё вишнёвое … (варенье).

На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит … (глазки).

Закрывают дети глазки,
Детям будут сниться … (сказки).

Итак, команды готовы? (ответы детей).

Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?

(предположения детей слов на звук «В») Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)

Логопед: Как ничего? Ты говорила, на звук «В»?

Тараторка: Воздух!

 Я найду слова везде: 

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

  • Игра:  «Шляпка».  Наполняют словами, которые начинаются на «Ш». Дети становятся в круг, передают шляпу по кругу. По окончании мелодии ребенок, у которого шляпа в руках, называет слово.

Тараторка: Ой, какие молодцы! А еще одну интересную игру знаю. Называется «Ай, дили-дили –дили..» А вы такую знаете?

Дети отвечают, что такая игра им знакома.

Игра «Ай, дили-дили –дили..»

После игры входит Дед – Буквоед (его роль исполняет воспитатель).

Логопед: А это кто такой к нам пожаловал?

Тараторка: Да это и есть мой дедушка.

Дед- Буквоед: Ах, вот ты где, Тараторка! Все-таки решила вместе с ребятами пойти в школу? А я говорю, что рано тебе, да и ребятам рано. Не готовы вы еще к школе. Недаром я мешал вам всем. Вот вы и не могли красиво и правильно говорить, ведь меня так и зовут: Дед- Буквоед!

Тараторка: Дедушка, дети умеют правильно произносить все звуки, они много и упорно занимались, и я с ними пойду.

Дед: Не пойдешь!

Тараторка: Пойду! Вот так, ребята всегда мы с дедушкой спорим.

Ему скажу я «далеко»,

Он отвечает «близко».

Ему твержу я «высоко»,

Он говорит, что низко. И так всегда.

Логопед: В таком случае я всем предлагаю поиграть в игру «Антонимы», то есть слова, противоположные по значению.

Участники команд получают по одной карточке. Необходимо найти картинку с противоположным значением у команды соперников.

Дед – Буквоед: Что ж, справились, вижу. А вот мое задание не выполните. Нужно на этих карточках  найти правильно и неправильно написанные буквы.

Дети получают по одной карточке. Первыми выходят те, у кого буквы написаны правильно, вторыми – те, у кого неправильно.

 

Тараторка: Вот видишь, дедушка, ребята все умеют и много знают.

 

Логопед: Да, и даже умеют читать и составлять слова. Сейчас они это нам докажут.  А вы Тараторка и Дед  Буквоед поучитесь вместе с ребятами.

 И запомните. С заданием должна справиться вся команда. Поэтому, если кто-то из вас затрудняется, помогите ему.

Дети составляют слова по первым буквам слов на карточках.

Пока участники готовятся, проводится игра со зрителями

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки-

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

    Лечит бабочек, шмелей,

    Лечит птиц он и зверей.

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый доктор … (Айболит)

 Толстяк живёт на крыше,

 Летает всех он выше.

 Кто это?

(Карлсон)

Она умна, добра, красива и мила,

А имя её от слова «зола».

(Золушка)

    Носик круглый пятачком,

    Им в земле удобно рыться.

    Хвостик маленький крючком,

    Вместо туфелек – копытца.

    Трое их… И до чего же

     Братья дружные похожи…

     (Три поросёнка)

Участники команд рассказывают о выполнении своего задания.

Тараторка: Дедушка, а что у тебя за коробочка? Что в ней лежит?

Дед-Буквоед: А вот секрет. У этой коробочке кодовый замок. Он откроется только тогда, когда все ячейки будут заполнены.

      Тараторка: И что нужно для этого сделать.

     Дед: Нужно сказать про меня добрые, ласковые слова.

Дети  называют слова, дед наклеивает  шкатулка открывается. В ней – медали.

 Дед – Буквоед  и Тараторка награждают детей–участников игры.

Под музыку дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник "Зимушка - зима" для детей старшей и подготовительной к школе группы.

Спортивный праздник основанный на зимних видах спорта и проведенный в форме "Веселых стартов"....

Картотека гимнастик для детей с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности по лексическим темам

Картотека гимнастик для детей  с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности по лексическим темам  на 2018-2019 учебный год МБДОУ ДС КВ №7 с. Кухаривка МО Ейский район...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности....

Спортивный праздник «День здоровья» для детей старших и подготовительных к школе групп

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! Игры в снежки, подви...