Главные вкладки

    «Мы идём колядовать». Сценарий совместной досуговой деятельности с детьми старшей группы и подготовительной к школе группы.
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Самойлова Елена Владимировна

    Цель: Формировать желание активно участвовать в народных играх; пробуждать интерес к изучению культуры и исторических традиций родного края, к русским национальным праздникам (обрядам); воспитывать культуру общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл my_idyom_kolyadovat_-stsenariy_samoylova_e_v.docx26.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самойлова Елена Владимировна

    воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6»

    г. Назарово Красноярского края

    «Мы идём колядовать».

    Сценарий совместной досуговой деятельности

    с детьми старшей группы и подготовительной к школе группы.

    Цель: Формировать желание активно участвовать в народных играх; пробуждать интерес к изучению культуры и исторических традиций родного края, к русским национальным праздникам (обрядам); воспитывать культуру общения.

     Материал: костюмы для ряженых (10штук), «звезда», мешок под угощение, угощение, зерно, музыкальные шумовые инструменты, лента со снежинкой, магнитофон, запись «Метелица», «Старушка-завидушка» - шарик, разрисованный в платочке, иголка, горшочек для гадания с предметами.

    (Колядующие стучат в дверь группы)

    Ведущий: Пришла коляда – отворяй ворота.

    Колядующие (дети подготовительной группы):

    Эй, дома ли хозяева?

     На улице мороз подмораживает,

    не велит он стоять, замораживает.

     Хозяйка (воспитатель): Кто там?

    Колядующие (дети подготовительной группы):

    Пустите в дом, колядовщики пришли!

    Хозяйка: Милости прошу, проходите!

    Колядующие заходят в группу, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки).

    Хозяйка: А почему вы такие ряженые, ведь новогодние утренники уже закончились?

    Ведущий: Как говорили на Руси в старину, «Зима за морозы, а мы за праздники!». Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки, а название такое, потому что, народные гуляния попадают на святые дни – священные праздники — Рождество и Крещение. Длится он две недели, с 7 по 19 января.

    1 ребёнок: Праздник этот самый длинный,

     Он веселый и старинный,

    Наши дедушки и бабушки

    Веселились две недели,

    От Рождества и до Крещения

    Приготовив угощение.

    2 ребёнок: Пели разные колядки,

    По дворам ходили в святки,

    Наряжались и шутили,

    Праздник ждали и любили.

    Ведущий: На святках было принято рядиться. Ряженые, ряженье – это наш древний обычай. Рядились, обходили соседние дворы, шутили, пугали прохожих. Ряжеными были молодые люди, дети. В кого же рядились? Коза, баран, медведь, цыганка, разбойник. Надевали маски, выворачивали шубы наизнанку. Старались, чтобы другие их не узнали. Колядование - это ещё один обычай. Несколько человек собирались вместе, выбирали того, кто несёт мешок (мехоноша), ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, пели специальные коротенькие песенки-колядки, в них желали богатого урожая, здоровья, согласия в семье, шутили, выпрашивали угощение. Люди радовались, если к ним приходили колядовщики, это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и сладостями.

    3 ребёнок: Мы пришли вас прославлять да хозяев величать!

    Ой, коляда, коляда, всем здоровья принесла!

    4 ребёнок: Коляда – коляда, уродилась молода.

    Кто подаст пирога, тому двор живота.

    А мелкой скотинки числа бы вам не знать!

    5 ребёнок: Колядин, колядин, я у мамки один,

    По колено кожушок, подай, тетя, пирожок!

    Открывай сундуки, подавай пятаки!

    Что есть в печи – в мешок мечи!

    Хозяйка: Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления (угощает конфетами, пряниками, а колядующие складывают в мешок).

    Дети хвалят хозяйку.

      6 ребёнок: Кто нам дал пирога – тому рожь густа

      7 ребёнок: Кто нам дал мяска – тому двор живота.

      8 ребенок: А хозяйке дорогой – наш поклон земной!

     Ведущий: Во время Святок все любили веселиться и играть в разные игры. И мы давайте поиграем в русскую народную подвижную игру «Пирог».

    Игра «Пирог»

    Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

    Да экий он высокинький,

    Да экий он широкинький,

    Да экий он мякошенький,

    Режь его да ешь.

    Во время пения при словах «высокенький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

     Ведущий: Есть такое поверье: Когда коза в дом пришла, она хозяевам жизненные силы придала, считалось, что появление козы принесет в наступающем году удачу.

     

    Коза (ребёнок): (говорит и пляшет)

    -Ой, скачу, скачу, скачу

    Я капусты хочу,

    Раз имеешь сына, дай головку сыра.

    Раз имеешь дочку, дай мне меда бочку.

    Я скачу, скачу, серебра хочу!  (пляшет, спотыкается и падает)

    Хозяйка: Что случилось, почему коза упала? Может ей помочь подняться.

    Колядующие (дети подготовительной группы):

     Эта коза - особенная. Она встанет только тогда, если ей подарок подарят или угостят на славу.

    Хозяйка: А что же она любит?

    Колядующие (дети подготовительной группы):

     Нашей козе немного надо:

     Ведерко гречки, да горшок овса,

     Поверх него - колбаса, да три кусочка сала.

    Хозяйка: Чтобы коза встала? Ещё и сала! Ну и коза! Ты здесь Ваньку не валяй, поскорей давай вставай и лучше с нами поиграй!

     Ведущая: А коли пожадничают хозяева, и не дадут вкусного угощения, тогда поют колядку грозную.

    9 ребёнок: (нарочито страшным голосом)

     Кто не даст ватрушки — завалим окошки,

    Кто не даст пирога – сведем корову за рога,

     Кто не даст хлеба – уведем деда,

    Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

    10 ребёнок: 

    Ой, спасибо тебе хозяюшка на плохом подаянии,

    дай тебе бог подольше прожить,

    да побольше нажить - вшей, мышей и тараканов из ушей. (Все смеются)

    Ведущий: Ох и грозные обещания, даже мороз по коже. Люди верили, что после таких слов не будет удачи в доме. Поселится в нем Старушка – завидушка. Посмотрите, какое лицо злое, того и гляди лопнет от зависти. Дети, поиграйте с ней, перебрасывайте друг другу, пока она не лопнет.

    Игра «Старушка - завидушка».

    На воздушном шарике изображено хмурое лицо в платочке. Дети перебрасывают шар из рук в руки. В конце ведущая незаметно протыкает шарик иглой.

     

    Ведущий: Ой, Старушка – завидушка от жадности лопнула! Вот что с жадными людьми бывает.

    Хозяйка: Прости коза, прими угощение, да поиграй с детьми.

    Игра «Шалунишки»

    Дети встают в два круга, под русскую народную мелодию «Ой вы сени мои сени»‖ двигаются в хороводе. Коза перебегает из круга в круг, приплясывая. По окончании музыки дети, стоящие в кругу, в котором окажется Коза, придумывают и выполняют задания: пищалки, кричалки, хохоталки, обнималки, поскакалки.

     

    Хозяйка: Молодец, Коза! А чем вы нас еще потешите?

    Ведущий: Ещё один обычай был – гадание. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в группе.

    Гадание на горшочке.

     Ведущий внутри круга с горшочком в руках. Девочки идут по кругу и поют:

     Горшочек с вершочек,

    Скажи нам, дружочек:

    Что сбудется, станется?

    Плохое пусть останется.

    Девочки по очереди достают из горшочка вещицы (ведущий комментирует).

    - Колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

    - Пуговица. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

    - Лента - к долгой счастливой жизни;

    -Колокольчик - к хорошим новостям;

     -Картошина - ждет большое счастье;

     -Монета - к богатству;

     -Гвоздь - на пороге гость;

     -Зеркальце - быть красивой;

    -Карандаш - к хорошим успехам в школе;

    -Погремушка - к веселой жизни;

    -Две сцепленные скрепки - к появлению новых друзей;

     -Бусы – к подаркам;

    -Конфета – весь год сладости есть будешь;

    -Нитки – чему-то полезному научишься;

    -Свечка – работящая будешь, до поздна работать будешь;

    Ведущий: А теперь игра - не развлеченье, а с большим, большим значеньем. На Руси считалось: чем выше прыгнешь, тем больше доход и богатство, тем лучше будет урожай. Засиделись наши мальчики, выходите, свою ловкость покажите. Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.

     

    Игра с лентой и снежинкой.

     Взрослый раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривая:

    Чтоб был долог колосок,

    Чтобы вырос лес высок,

    Прыгайте как можно выше,

    Можно прыгать выше крыши!

    Дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задела.

    Ведущий: Заводи, честной народ, развесёлый хоровод.

    Хоровод: песня «Вдоль по улице метелица метёт».

    1.Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)

    Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)

    Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

    Скоро все она дороги заметёт.

     2. Запряжём-ка, мы в сани лошадей—

    - В лес поедем за дровами поскорей---(друг за другом - за плечи)

     Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

    В лес поедем за дровами поскорей.

    3.Рысью, рысью друг за другом поспешим

    И скорехонько до лесу докатим.

    Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

     И скорехонько до лесу докатим.

    4. Топорами мы ударим дружно в лад---(две ладошки – от плеча)

    Только щепочки по лесу полетят---(фонарики)

     Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит

    Только щепочки по лесу полетят---(хлопать в ладоши)

     5. А из леса мы тихонечко пойдём---(хоровод)

    А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)

    Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

    А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)

    6. Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)

    Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)

    Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

    Скоро все она дороги заметёт. (2 раза)

     Хозяйка: Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье!

    Ведущий всех осыпая: Сеем, веем посеваем

    На Новый год на ново счастье,

    Пусть у вас уродится и пшеничка и картошечка

    На поле копнами, на столе пирогами.

    Колядовщики вместе: Мир и счастье вашему дому,

     А мы пойдем к другому.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий проведения совместной досуговой деятельности с детьми средней группы."Чей сегодня день рожденья"

    В стихотворной форме и сюрьпризным моментом поздравление "С днем рождения"....

    Сценарий проведения совместной досуговой деятельности с детьми средней группы."Чей сегодня день рожденья"

    В стихотворной форме и сюрьпризным моментом поздравление "С днем рождения"....

    Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Берегите пернатых друзей!»

    На занятии с  детьми использовались загадки, скороговорки, поговорки, стихи о зимующих птицах; пальчиковая гимнастика, совесные игры, серия картинок по развитию речи "Зимующие птицы"  Нищево...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

    Конспект совместной досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (развлечение) Тема: « В царстве Снежной Королевы»

    ЗАДАЧИ:Образовательные – Закрепить знания детей об эмоциях. Продолжать упражнять в передаче заданного эмоционального состояния. Закреплять знания музыкальных инструментов и их видов.Развивающие ...

    КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Доходы и расходы»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19719174","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1971...

    Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет). Проект «Строим дом»

    Конспект совместной образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).Проект  «Строим дом»...