проект "повышение ИКТ -компетенции педагогов"
материал по теме

Дронова Светлана Викторовна

Курсовой проект, разработанный с целью создания условий, способствующих повышению ИКТ - компетенции педагогов "Путь к успеху".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovoy_proekt_v_vipkro.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовой проект

«Путь к успеху»

Дронова Светлана Викторовна,

заведующий МБДОУ – детский сад №34  с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому направлению развития детей д. Тургенево

 Меленковского района Владимирской области

2012 год

Оглавление

  1. Введение                                                                         3
  2. Цель                                                                                4
  3. Задачи                                                                             4                                                                
  4. Ожидаемые результаты                                                4
  5. Содержание проектной деятельности                         4
  6. План реализации проекта                                             9
  7. Ресурсное обеспечение проекта                                 11
  8. Риски и предупреждение рисков                                12
  9. Жизнеспособность проекта                                         12
  10. Заключение                                                                   14
  11. Список используемой литературы                             14

Введение

  Обращаясь с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», президент Российской Федерации отметил, что новая школа должна стать институтом, соответствующим целям опережающего развития. Чтобы вовлечь детей в исследовательские проекты и творческие занятия, педагог должен быть сам открыт ко всему новому. Принципиально обновлены и квалификационные требования, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности.

Преобразование и развитие системы дошкольного образования требует внедрения в практику новейших научно – технических достижений, в том числе и информационного обеспечения. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры. Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет  интенсифицировать и облегчить его труд. Для этого необходимо создать такие условия, когда воспитателям было бы выгодно повышать свой ИКТ-уровень. В соответствии с «квалификационными характеристиками должностей работников образования»,   современный педагог должен владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.  С внедрением ИКТ появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно – методической деятельности, педагогического мастерства и информационной компетентности. К сожалению, к тому времени, как я приступила к работе заведующим ДОУ, ни один педагог не владел даже первоначальными навыками пользователя. В связи с этим повышался  уровень тревожности по прохождению аттестации. Наш детский сад не оснащен компьютерами, поэтому первоочередная задача, стоящая перед руководителем – создание условий, способствующих  повышению ИКТ – компетенции педагогов. Этот проект является для меня одним из самых актуальных.

                                                            Цель

Создание условий, способствующих повышению ИКТ – компетенции педагогов.

Задачи

  1. Изучить уровень ИКТ - компетенции и потребности педагогов в его повышении.
  2. Мотивировать педагогов на повышение ИКТ – компетенции.
  3. Разработать индивидуальные планы повышения ИКТ – компетенции педагогов.
  4. Организовать взаимодействие с социумом по реализации индивидуальных планов повышения ИКТ – компетенции педагогов.
  5. Проанализировать  использование полученных знаний и навыков в педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня  ИКТ – компетенции педагогов.
  2. Повышение самооценки педагогов.
  3. Снижение уровня тревожности по прохождению аттестации.
  4. Повышение рейтинга воспитателя среди родителей, детей, педагогов.

Содержание проектной деятельности

  Шаг первый – изучение уровня и потребностей педагогов.

Педагоги нашего ДОУ не владеют навыками работы на компьютере. Но все отчётливо понимают необходимость этих знаний. Старший воспитатель, вступив в должность, поставила перед собой задачу – научиться создавать документы средствами Microsoft Word. Воспитатель средней группы  - научиться самостоятельно пользоваться множительно – копировальной техникой для использования материалов в работе с детьми. У остальных педагогов перспектива обучения вызывала неподдельный страх.

    Шаг второй – мотивация.

Изучив уровень и потребности педагогов, я  пришла к выводу о необходимости сформировать мотивацию педагогов на повышение ИКТ – компетенции.   Владение информационно-компьютерными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции.

В настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации ДОУ появляется действенный механизм стимулирования педагогов, развивающих свою профессиональную информационную культуру, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. Учитывая, что навыки у взрослых людей вырабатываются труднее, чем у детей, а забываются быстрее, педагог должен  постоянно использовать компьютер дома или на работе.

Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Это- требование времени.  Профессионализм учителя –это  синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Исходя  из новых квалификационных характеристик, педагогу предъявляется требование к информационной компетентности.

И согласно новому положению об аттестации, если педагог не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогу можно
участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ; участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
применять текстовые редакторы, программы обработки изображений, программы подготовки презентаций, табличных процессоров;
обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Каждый человек стремиться стать успешным, повысить свой профессиональный статус, значит, он будет стремиться соответствовать требованиям времени.

Шаг третий – индивидуальный план.

Преодоление трудностей и  обучение работы на компьютере малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий, а также с теми, кому можно адресовать уже складывающийся опыт (как необходимый элемент тренинга). Происходит преобразование педагогической направленности, профессиональной компетентности педагога, которое осуществляется как процесс преодоления трудностей, ликвидации «разрывов» в педагогической деятельности, который приводит к тому, что педагог становится способным самостоятельно решать новые задачи, опираясь на «присвоенные» знания, технологии, средства. Таким образом, воспитатель имеет возможность:

  1. объективно оценить уровень своей готовности к использованию средств ИКТ;
  2. выбрать наиболее подходящий для себя путь повышения квалификации на основе самообразования; научиться видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования средств ИКТ.

В результате обучения воспитатель сможет:

1.   Создавать документы средствами Microsoft Word;

2.   Овладеть навыками работы в Microsoft Excel;

3.   Создавать мультимедийные презентации в Microsoft PowerPoint;

4.   Стать активным пользователем сети Интернет.

Шаг четвёртый – сотрудничество с социумом. 

В течение года  были проведены, например, такие обучающие занятия, как  «Подготовка заданий в  текстовом редакторе WORD», «Знакомство с программой «POWER POINT», «Возможности Интернета. Поисковые системы».

В сельской библиотеке установлен персональный компьютер, имеется сканер, принтер, выход в интернет. Библиотекарь обучен работе на компьютере с соответствующим программным обеспечением.

Шаг пятый – анализ промежуточных результатов

Апрель

2011

Апрель

2012

Общее количество педагогов

10

10

Имеют компьютер дома

6

7

Имеют выход в интернет

4

6

Умеют пользоваться  Microsoft Office Word

0

10

Умеют пользоваться  Excel

0

0

Умеют пользоваться  PowerPoint

0

4

Являются пользователями сети интернет

0

4

 Таким образом, большинство воспитателей имеют дома компьютер, значит смогут отрабатывать навыки работы. Год назад педагоги не пользовались компьютером. За год все получили  первоначальные навыки  работы с текстовым редактором, но относятся к слабым пользователям: умеют только вводить текст, не могут его форматировать, работать с таблицами, диаграммами, рисунками. Педагоги учатся использовать  возможности  Microsoft Office Word для оформления конспектов занятий, самоанализа, уголков для родителей, конкурсных работ.

Четыре педагога начали осваивать программу PowerPoint, пробовали создавать презентации, которые используют на родительских собраниях, методических объединениях, в конкурсных работах.

  Научившись пользоваться сетью интернет, педагоги могут быстро найти нужную информацию, расширяется поле для саморазвития и совершенствования  учебно – методической деятельности.

План реализации проекта

Направление деятельности.

Мероприятия, организационные действия по обеспечению данного направления деятельности

Планируемые результаты. Индикаторы эффективности

Трудности, риски

Организационные (управленческие) мероприятия, обеспечивающие результативность. Мотивация  персонала.

Детский сад

Партнеры, организации, оказывающие помощь

Приоритетные направления деятельности администрации.

Автоматизация управленческой деятельности.

Автоматизация планирования и организации деятельности

Консультационная помощь методиста управления образования

Доступ к информации всех участников педагогического процесса.

Устаревший компьютер

 Облегчение труда

Автоматизация административно-финансовой и хозяйственной деятельности

Ведение эффективного электронного документооборота по финансовой и хозяйственной деятельности.

Ведение мониторинга качества образования

Компьютерный мониторинг качества образования

Консультационная помощь методиста управления образования

Осуществляется развернутый мониторинг

 Низкий уровень навыков работы на компьютере

 Развернутый мониторинг

Организация подготовки педагогических кадров через работу творческой группы

Создание системы обучения сотрудников начальным умениям работы на ПК

Сотрудничество со школой, сельской библиотекой

Овладение  педагогов элементарными навыками работы с компьютером

Затруднения в овладении навыками у педагогов

Организация постоянно действующего семинара по обучению педагогов  работе на компьютере и умению использовать другие технические средства.

Электронный документооборот.

Создание  банка данных для информатизации управления ОУ.

Переход ДОУ на электронный документооборот.

Максимальное использование всех имеющихся ресурсов.

Выбор и эффективное использование программного продукта.

Необходимость вести двойной документооборот.

Приоритетные направления деятельности воспитателя.

Создание документов средствами 

Microsoft Word

Консультации, отработка практических навыков.

 

 

 Компьютерный класс школы, сельская библиотека.

Создание электронного портфолио педагога

Отсутствие компьютеризированных рабочих мест

 Подготовка  к аттестации

Создание мультимедийных презентаций в Microsoft PowerPoit.

Консультационная помощь учителя информатики

Демонстрация презентаций на педсоветах, родительских собраниях, МО района.

Отсутствие мультимедиапроектор и экрана 

Поощрение воспитателей, разрабатываю-щих собственные презентации. + баллы к аттестации

Активный пользователь сети Интернет.

Сельская библиотека, компьютерный класс школы

Повышение уровня информационной культуры

Отсутствие необходимой техники

Развитие и саморазвитие педагога, совершенствование его учебно – методической деятельности, педагогического мастерства и информационной компетентности.

Приоритетные направления деятельности родителя.

Повышение ИКТ – компетенции родителей

Получение информации о проводимых меро-приятиях

 

 

 

 

Участие родителей в реализации проекта

Родители получают информацию о деятельности ДОУ http://dou.melenky.ru/ dou34/

 

 

 Недостаточный материальный уровень  семей

 

 

 

 Быстрый доступ к информации

 

Оказание посильной помощи, в том числе и спонсорской для внедрения ИКТ

Проведение презентации для родителей о работе ДОУ по проекту

 

Участие родителей в реализации проекта

 

Разработка механизмов привлечения родителей, рассматривая их не только, как источник финансовых поступлений, но и активных участников проекта информатизации ОУ

 

 

     Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

  1. разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами.

Научно-методические:

  1. функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;
  2. внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта.

Кадровые:

  1. привлечение необходимых специалистов извне;
  2. формирование творческих групп.

Материально-технические

  1. оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийным проектором,  экраном, ноутбуком.

Финансовые:

  1. план финансово-хозяйственной деятельности;
  2. спонсорская и благотворительная помощь.

Риски и предупреждение рисков

Недостаточное оснащение материально – технической базы ресурсами

Использование мобильного оборудования школы

Отсутствие у педагогов навыков работы на компьютере

-Организация мини – курсов

- Моральное и материальное поощрение

Отсутствие поддержки со стороны административных органов

Помощь общественности, социума

Жизнеспособность проекта

                     Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. 

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

       Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.


Заключение

Современные информационные технологии играют большую роль во всех сферах деятельности человека – социальной, образовательной, экономической и др. С их помощью происходит не только общение людей, но и образовательная работа.

Информационные технологии порождают новые знания. Недостатки образовательной среды, отсутствие необходимой методической литературы компенсируются организацией самообразовательной деятельности внутри информационного пространства.

Произошли позитивные качественные изменения в области информатизации можно сделать вывод, что начальный этап развития информатизации мы прошли. Дальнейшее развитие информатизации возможно лишь при условии качественных изменений процесса, - превращения стихийного развития информатизации в хорошо продуманную систему. 

Список используемой литературы

  1. Менщикова Л.Н., Баранова С.В.  Рабочая тетрадь слушателя курсов руководителей ДОУ.  Владимир 2011
  2. Образование и XXI век: информационные и коммуникативные технологии. – М.: Наука.1999.
  3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: МПСИ 2002
  4. http://ito.su/main.php?pid=26&fid=8929

               5.    http://roshca.ru/p46aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»

Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."

Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...

Мастер-класс для педагогов на тему «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ»

Обмен опытом работы педагогами. Через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения. Познакомить с современными игровыми формами в работе с детьм...