деловая игра с педагогами "Вопрос-ответ" "Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно-образовательного процесса"
методическая разработка по теме

Зосимова Анастасия Владимировна

В связи с тем, что в нашем ДОУ более 60% молодых специалистов(5 из которых только закончили педакадемию) возникла необходимость еще раз поговорить о ФГТ. Данная деловая игра направленна на активизацию и систематизацию имеющихся знаний у педагогов,  а также способствует возникновению педагогического диалога как содной их форм самообразования.  К текстовому материалу предложена презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос: Уважаемые коллеги,  скажите, пожалуйста, какие нормативные документы на данном современном этапе определяют дошкольное образование?

Ответ:  слайд №2

Всем  нам хорошо известен приказ о новых стратегических ориентирах в развитии системы дошкольного образования.   Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,   и приказ Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Данные документы являются первыми в истории российского образования, которые на федеральном уровне предъявляют требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям организации образовательного процесса в ДОУ.

Вопрос: Как определялась  цель образовательной  работы  до введения ФГТ и после их ведения?

Ответ:

    На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). 

Слайд №3

Вопрос: как вы думаете,  в чем заключается существенная разница  в новом видении образовательного процесса в ДОУ?

     Ответ: 

 1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам (перечислить), то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.

 Слайд №4

 Вопрос:  как вы думаете, как предлагается решать поставленные выше цели и задачи (определенные ФГТ)?

Ответ:  слайд №5

 - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. за счёт интеграции образовательных областей;

 - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). 

    Отказ от учебной модели в детском саду, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. 

Вопрос: На ваш взгляд, что определяют ФГТ в первую очередь?

Ответ:

    В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

   Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

Реализация ООП и, как следствие, ФГТ  обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд №6

Вопрос: Говоря о ФГТ, нельзя умолчать и о требованиях, предъявляемых к педагогам. Каковы они на ваш взгляд?

Ответ:

   Реализация ФГТ в воспитательно-образовательном процессе требует от педагогов ДОУ строгой направленности  на: 

 - формирование общей культуры дошкольников,  

 - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

 - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, 

 - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, 

 - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Слайд №8

Вопрос: Какие факторы и принципы обязательно должны учитываться при планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ?

Ответ : слайд №9

При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными. Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.

Вопрос: До введения ФГТ, какая форма работы  являлась традиционной,  и что изменилось на современном этапе?

Ответ. Слайд №10
Основным элементом образовательной деятельности традиционно являлось
занятие. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. НОД не должна быть единственной приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и в процессе НОД), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. 

Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

Коротко: ФГТ по дошкольному образованию

   Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

   «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления (какие?), соответствующие основным линиям развития ребенка:   

 Направления развития (4)  

Образовательные области (10):

 1. Физическое развитие     

(физическая культура, здоровье)

 2. Познавательно-речевое развитие         

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

 3. Художественно-эстетическое развитие           

(музыка, художественное творчество)

 4. Социально-личностное развитие         

(социализация, труд, безопасность)

    Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»); 

-игровая («Социализация»)-ведущий  вид  деятельности!

-трудовая («Труд»);

-восприятие художественной литературы  («Чтение художественной литературы»);

-коммуникативная («Коммуникация»);

-познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»);

-музыкально-художественная («Музыка»);

-продуктивная (Художественное творчество»).

Здесь умышленно не достает 2 образовательных областей, попробуйте назвать их  и отнести к какому- либо виду детской деятельности.

ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного  процесса:

1) "Совместная деятельность взрослого и детей";

2) "Самостоятельная деятельность детей"

   ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – первичные, промежуточные и  итоговые.

Что, по-вашему, означает данное деление,  и когда вы проводите диагностику?

Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация Федеральных государственных требований в условиях организации воспитательно - образовательного процесса. Подготовил ст.воспитатель МБДОУ №41 Зосимова А.В.

Слайд 2

Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 20.07. 2011г . N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Нормативная база:

Слайд 3

Цель образовательной работы:

Слайд 4

Совокупности 10 образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»). Акцент на развитии «качеств, формирующих предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» Новые представления о содержании и организации дошкольного образования.

Слайд 5

Максимально приближаясь к разумному «минимуму» Акцент на совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей Решение поставленных целей и задач:

Слайд 6

ООП – это модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП)

Слайд 7

Реализация ООП

Слайд 8

- формирование общей культуры дошкольников, - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств , - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста , - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Требования к педагогам в условиях реализации ФГТ:

Слайд 9

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей . практико-ориентированный характер предлагаемых ребенку заданий. положительное эмоциональное отношение программных тем. При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ необходимо учитывать :

Слайд 10

Образовательные задачи режимные моменты совместную деятельность детей с педагогом самостоятельную деятельность детей совместную деятельность с семьей

Слайд 11

Коротко: ФГТ к дошкольному образованию

Слайд 12

Двигательная деятельность (активность) «Физическая культура» -Игровая «Социализация» ведущий вид деятельности! -Трудовая «Труд» -восприятие художественной литературы «Чтение художественной литературы» -Коммуникативная « Коммуникация» -Познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная «Познание» -Музыкально-художественная « Музыка» -Продуктивная « Художественное творчество» Виды детской деятельности:

Слайд 13

ФГТ определяют как 2-х частную : 1 ) Совместная деятельность взрослого и детей 2) Самостоятельная деятельность детей. Модель организации образовательного процесса:

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».

Методические  рекомендации   на тему:       «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях ре...

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.

Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....

"Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно - образовательного процесса"

Являюсь руководителем семинара для педагогов ДОУ г.Армавира "Формирование привычки к ЗОЖ", в рамках которого решили еще раз обсудить и разобрать ФГТ. именно поэтому педагогам была предложена деловая и...

Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГТ»

План Инновационные формы и методы работы  в ДОУ.Концепция воспитательно – образовательной системы.Пути реализации интегрированного подхода.Взаимоотношения детей.Взаимоотношения с окружающей ...

« Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС »

В материале освещается организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...