Главные вкладки

    Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением
    статья по теме

    Макарова Лариса Вячеславовна

    Материал может представлять интерес для начинающих руководителей, не уверенных в своих возможностях. Имеет пуликацию и сертификат "Русановских чтений" 2010 г. Всероссийский уровень.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ д/с №10 «Теремок» г.Оса  Макарова Лариса Вячеславовна «Русановские чтения 2010 г»

    Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением

    Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и методах управления ими. Отношения управления отличаются динамичностью, поэтому множество проблемных ситуаций, возникающих при этом в образовательных учреждениях, могут быть разрешены только квалифицированными профессионалами.

    Развитие системы дошкольного образования определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление и происходит внедрение в практику ДОУ новейших научно - педагогических достижений в области управления.

    Направленность всей системы «внутрисадовского управления» (Третьяков П.И., Белая К.Ю.) на конечный педагогический результат предполагает не только особую мотивационно - целевую ориентацию руководителей ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

    В системе дошкольного образования сформировались поколения управленцев, в совершенстве владеющих искусством управления в условиях административно - командной системы. И говорить о низком уровне квалификации руководителей ДОУ было бы некорректно. Вместе с тем приходится констатировать, что руководителей образовательных учреждений, умеющих работать в условиях модернизации системы российского образования и перехода к рынку образовательных услуг, недостаточно.

    Многие проблемы современной системы дошкольного образования вызваны недостаточным уровнем персональной компетентности руководителей образовательных учреждений и отсутствием технологии ее развития. Несмотря на смену прежних приоритетных ориентаций в образовании, переход с государственных целей на личностные, в современных педагогических работах практически не рассматриваются проблемы сущности, структуры, подходов к развитию персональной компетентности руководителей, соответствующей новым условиям деятельности ДОУ и требованиям, предъявляемым к их должности.

    Руководитель ДОУ рассматривается, как правило, в качестве инструмента для принятия управленческих решений, и обязанность руководителя - нести ответственность за конечный результат деятельности учреждения. Поэтому приобретает особое значение проблема развития персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ, которая обусловлена современным социальным заказом, целями системы дошкольного образования, измененным функционалом деятельности руководителей, новыми способами управленческой деятельности и профессионального поведения.

    В основу моей управленческой деятельности положена следующая гипотеза - развитие персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ обеспечивается, если:

    • научно обоснована необходимость развития персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ;
    • дана оценка уровню потребности системы дошкольного образования в профессиональных достижениях руководителя в управлении ДОУ;
    • выявлены сущности, структуры и подходы к развитию персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ;
    • определены профессионально-функциональные знания, умения, навыки и качества, составляющие основу персональной компетентности руководителя ДОУ;
    • изучены профессиональные запросы и возможности руководителя ДОУ;
    • осуществлен анализ уровня персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ, который предусматривает выявление уровней, показателей деятельности руководителя дошкольного учреждения;
    • установлены несоответствия между нормативным и фактическим уровнем персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ;
    • определена совокупность методов и форм развития персональной компетентности руководителя в управлении учреждением;
    • обеспечен обмен опытом деятельности, что позволяет осуществлять рефлексию собственного опыта деятельности как руководителя

    Таким образом, в практике моей работы возникла необходимость изучить состояние и степень разработанности проблемы персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ в педагогической теории и практике управления образованием. Далее определить сущность, структуру и теоретические подходы к развитию персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ. Апробировать методы и формы развития персональной компетентности меня, как руководителя в процессе управлении ДОУ.

    Программа моей деятельности была реализована при использовании следующих методов:

    1. Анализ психолого-педагогической и управленческой литературы, изучение и анализ исследований, выполненных в области педагогики и управления дошкольным образовательными учреждениями;
    2. Повышение уровня квалификации на курсах ПКИПКРО «Управление ДОУ на современном этапе» и «Управление ДОУ по результатам» (дистанционные курсы г. Москва).
    3. Ежегодный публичный отчёт перед общественностью. Создание Сайта ДОУ. Личное участие в профессиональных конкурсах.
    4. Методическое руководством районным профессиональным объединением руководителей ДОУ.
    5. Диагностирование результативности своей работы через анкетирование сотрудников и родителей воспитанников, самооценка, самотестирование уровня своих знаний, умений и навыков как руководителя в сфере управления образованием.

    Благодаря системному подходу к развитию своей управленческой деятельности в должности руководителя ДОУ мной был уточнен нормативный уровень персональной компетентности руководителя в управлении на основании целей системы дошкольного образования, социального заказа, коллектива учреждения, определены профессионально-функциональные знания, умения, навыки, качества, позволяющие определить нормативный и фактический уровень собственной персональной компетентности, определена совокупность методов и форм развития персональной компетентности руководителя.

    Значимость проведённой мной работы можно обозначить тем, что обоснована необходимость развития персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ, апробированы методы и формы развития персональной компетентности руководителя.

    Выводы:

    1. Потребности системы дошкольного образования, социальный заказ, специфика учреждения определяют нормативный уровень персональный компетентности руководителя в управлении ДОУ.
    2. Эффективное управление ДОУ и достижение педагогического результата деятельности ДОУ обеспечивается реализацией комплекса управленческих условий, адекватных современной образовательной ситуации.
    3. Для создания управленческих условий деятельности ДОУ необходима трансформация профессионального поведения руководителя, а именно, изменение содержания и способов управленческой деятельности, овладение объемом профессионально-функциональных знаний, умений, навыков и качеств, составляющих основу персональной компетентности руководителя в управлении ДОУ.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфика управления процессом адаптации слабовидящих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Проблема адаптации детей является междисциплинарной и чрезвычайно актуальной в связи с тем, что в последнее время резко изменились социально-культурные услов...

    Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.

    В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...

    Развитие персональной компетентности руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением

    Меняющаяся социальная среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего на образование. Меняются целевые установки и соответственно происходят изменения в образовательных системах и метод...

    ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовле...

    Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением как условие повышения его качества

    Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением - функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его п...