Главные вкладки

    Семинар-практикум по теме: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
    консультация по теме

    Минибаева Ирина Николаевна

    Цель семинара-практикума: Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_po_logich_igram_.docx60.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

    Центр Развития Ребенка – детский сад

    «Медвежонок»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Старший воспитатель

    Казанцева Н.В.

    _____________

    Семинар-практикум

    по теме:

    «Развитие умственных способностей

    детей дошкольного возраста

    посредством логико-математических игр».

    Выполнили:

    Педагог-психолог Минибаева И.Н.

    2013г

    Цель семинара-практикума: Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр. 

    План семинара-практикума

    Теоретическая часть

    1. Значение логико-математических игр в умственном развитии детей
    2. Характеристика головоломок, логико-математических игр Никитина, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.

    Практическая часть

    1. Методика обучения логико-математическим играм Никитина «Собери узор», «Кубики для всех», игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, головоломки «Монгольская игра», «Вьетнамская игра» «Колумбово яйцо» и «Танграм».
    2. Показ приемов работы с играми и дидактическим материалом к ним.

    Домашнее задание для воспитателей

    1. Изучить литературу по математическому развитию в своей возрастной группе и составить поквартальный перечень логико-математических игр  и необходимого методического и раздаточного материала к ним.
    2. Изготовить и представить 2 логико-математических игры второго квартала своей возрастной группы.  

    Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

                  Логико – математические игры развивают у  детей: самостоятельность,   способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.   

              Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

               Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.   

              Осознав  важность выше изложенного, мы решили организовать в нашем ДОУ постоянно-действующий семинар-практикум на тему «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

    На сегодняшнем семинаре-практикуме мы представим вам характеристику некоторых логико-математических игр предусмотренных программой «Детство» и покажем, как можно применять их в работе с детьми.

    Проработав технологию «От трех до семи» Михайловой за первый квартал мы сделали выборку основных логико-математических игр каждой возрастной группы. Которые прослеживаются во всех возрастных группах , но отличаются разными уровнями сложности в зависимости от возраста детей и сегодня мы поговорим об этих играх.

    Скажите, какие логико-математические игры вы применяли в первом квартале?

    Ответ воспитателей

    Да правильно одними из таких игр является игра «Сложи узор» и «Кубики для всех» автором которых является семья Никитиных.

    Бори́с Па́влович Ники́тин - один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. В 1958 организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт Макаренко.

    Лена Алексеевна Литвинова  коллега, жена, единомышленник

    Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

    Девиз семьи Никитиных звучит так: "Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму". 

    Сегодня мы познакомимся с двумя играми Бориса Павловича Лены Алексеевны Никитиных «Сложи узор» и «Кубики для всех»

    «Сложи узор» (технология Б. П. Никитина)

    Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

    Практическая часть

    Игра «Придумай подружку»

    Игра «Собачка из кубиков»

    Игра «Мы строители»

    "Кубики для всех"

    Игра Кубики для всех - это не совсем обычные кубики. Точнее, фигуры этой игры состоят из обычных кубиков, только склеенных определенным образом. Как ни странно у взрослых задания этой игры вызывают существенно больше трудностей, чем у детей. Самым простым заданием обычно оказывается сложить обычный куб, используя все семь входящих в комплект фигурок. Ребята постарше не только быстро решают задания к игре кубики для всех, но самостоятельно придумывают новые задания. Дети помладше предпочитают сооружать более простые модели из двух-трех фигурок.

    Описание игры Кубики для всех

    Для того чтобы сложить в игре "кубики для всех" интересную модель можно довольно долго провозиться с этими кубиками. Поэтому каждая удачная модель вызывает всеобщий восторг детей и взрослых.

    Практическая часть

    А сейчас Наталья Владимировна  расскажет вам сказку.

    Сказка про хозяйку, собачку и туфельку

    Однажды женщина - хозяйка собачки - вернулась домой, поужинала, почистила зубы, помылась и легла спать в свою кроватку.

    Но, прежде чем лечь, она сняла с себя... что? Одежду. А еще? Конечно, обувь, точнее, туфельки. И, пока она спала, собачка утащила одну туфельку и спрятала ее.

    А теперь давайте отыщем в квартире спрятанную туфельку. Мы знаем, что в комнате стоял стол

    и два кресла.

    Так куда же собачка спрятала туфельку?


    Ответ для родителей: под стол.

    Наиболее частыми логико-математическими играми встречаются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

    Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества.

     Логические блоки Дьенеша- это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

    Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, в частности для реализации познавательного и речевого развития. 

    А сейчас давайте поиграем.

    Практическая часть

    Сложи «Пароход»

    «Мимо улья проходил косолапый ….»

    Джордж Кюизенер бельгийский педагог.

    Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек (в основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия). Кюизенер использовал их при обучении арифметике.

    Плюсы методики Кюизенера:

    - Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.

    - Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

    - Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

    Описание комплекта

    Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком.

    В состав комплекта входят:

    белая - число 1 - 25 шт.

    розовая 2 - 20 шт.

    голубая 3 - 16 шт.

    красная 4 - 12 шт.

    жёлтая 5 - 10 шт.

    фиолетовая 6 - 9 шт.

    чёрная 7 - 8 шт.

    бордовая 8 - 7 шт.

    синяя 9 - 5 шт.

    оранжевая 10 - 4 шт.

    Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3, 6, 9 – "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.

    Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

    В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.

    А сейчас давайте поиграем с палочками Кюизенера.

    Практическая часть

    Две-три игры с палочками Кюизенера.

    Головоломки для детей - потрясающе интересные развивающие игрушки! Не зря их любят и взрослые, и дети. Детские головоломки - это не просто развивающая задачка, но еще и увлекательное времяпрепровождение.

    Игра «ТАНГРАМ»

     Танграм - «семь дощечек мастерства» — древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.


      
         Практическая часть


       Для на чала ребенка следует познакомить с танграмом, дать ему рассмотреть их. Затем научить его составлять простейшие фигуры из 2-4 частей танграма, например, домик, ёлочку, квадрат.
       При знакомстве с игрой можно использовать рифмовку и легенду о Танграме.

    Как три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
       Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. 

    А сейчас предлагаем вам поиграть с Танграмом.
       

    Следующая игра «Монгольская игра»

    Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. Лучше всего изготовить такую головоломку из двустороннего картона или пластика.

     

    Суть игры - собирать фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

    Практическая часть

     «Вьетнамская игра»

    Вьетнамская игра-головоломка состоит из семи замысловатых обтекаемых деталей, получившихся при делении круга на 7 частей. 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части - разные по форме и размеру.

    Суть игр заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.

    Практическая часть

    На этом наш семинар-практикум подходит к концу, но прежде чем закончить его мы хотим предложить вам Домашнее задание:

    1.  Изучить литературу по математическому развитию в своей возрастной группе и составить поквартальный перечень логико-математических игр  и необходимого методического и раздаточного материала к ним.
    2. Изготовить и представить 2 логико-математических игры второго квартала своей возрастной группы.  

    В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

    Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

    Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

            Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....

    Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

    Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

    "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"

    Передо мной стоит задача -  развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают свое­образный микроклим...

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

      Одна из актуальных проблем современности - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современно...

    Презентация на тему:"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".

    В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогическ...

    "Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр."

    Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий....