Методические рекомендации по организации консультативного пункта в ДОУ
материал на тему

Короткова Елена Михайловна

Данный материал поможет спланировать действия при организации вариативных форм работы в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области

Методические рекомендации  «Организация и содержание деятельности вариативных форм дошкольного образования. Консультативный пункт в ДОУ»

Короткова Е.М., воспитатель

 1-й квалификационной категории

Староюрьево 2013год

В связи  с изменением социально-экономической ситуации, повышением рождаемости, недостатком мест в дошкольных образовательных учреждениях, руководителю учреждения дошкольного образования необходимо планировать работу с детьми,  не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Это позволяет расширить спектр предоставляемых услуг,  реализовать идею «пошаговой доступности» дошкольного образования и способствует решению задачи обеспечения всем детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Для решения этих задач  создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР), Консультативные пункты для родителей и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (КП), Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП).

Наибольшее распространение в настоящее время получили Консультативные пункты, которые организуются в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Деятельность Консультативных пунктов осуществляется  в соответствии с нормативно-правовой базой:

1. Международная Конвенция "О правах ребенка" (1989)

2. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.                                      

   Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ

3. Семейный кодекс Российской Федерации.

    Федеральный закон РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ

4. Закон РФ "Об образовании" в редакции Федерального Закона от 29 декабря 2004 года.
    Опубликован 23.01.2005.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001    

г. № 1756-р.

8. Концепция дошкольного воспитания.
   Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. № 7\1.

9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
    Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666.

10. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий.

      Письмо Минобразования России от 02.06.98 № 89/34-16

11. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении.
    Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96, № 448.

12. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного  учреждения.

      Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6.

13. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе     дошкольного образования.
      Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.04.1999 № 70/23-16.

14.  Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии.
      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 "

15. О программе развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.

    Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2000 №106/26-16

16. О направлении пакета документов "Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации».
     Письмо Минобразования России от 31 июля 2002 г. N 271/23-16.

Консультативные пункты создаются для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, и их родителей (законных представителей).

Цели создания Консультативных пунктов - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Настоящие методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих в Консультационном пункте.

Известно, что  организация работы с родителями (законными представителями) имеет свои особенности. Я постараюсь  в настоящих рекомендациях определить необходимую последовательность организации этого взаимодействия.

Во-первых, необходимо обеспечить обучение педагогов на курсах повышения квалификации по соответствующему направлению.

Во-вторых, необходимо вместе с детской поликлиникой составить список детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Составить возрастную и проблемную характеристики данного контингента и обобщённую характеристику их семей. Для этого необходимо провести социологическое мини-исследование и анкетирование родителей (законных представителей) (см. Приложение1рр). Результаты исследований позволят наметить план работы консультационного пункта, скорректировать формы и методы предоставляемых образовательных услуг. Предварительная беседа с родителями (лицами, их заменяющими) до записи на консультацию к специалисту либо зачисления в одно из структурных подразделений учреждения осуществляется по телефону или при их личном посещении учреждения с целью выяснения причин обращения. Данную беседу осуществляет сотрудник, отвечающий за организацию работы структурных подразделений (чаще всего заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе). Далее производится запись на первичную консультацию специалиста в Консультативном пункте. Родители могут получить информацию о целях и задачах структурных подразделений через информационный стенд.

В-третьих, руководитель образовательного учреждения составляет график работы консультационного пункта и педагогов (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра).

В-четвёртых, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает дополнительное информирование населения через средства массовой информации о графике работы в ДОУ консультативного пункта и о представляемых образовательных услугах.  

В зависимости от образовательных потребностей родителей организуются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

       В Консультативном пункте организуются лектории, консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей), диагностические обследования дошкольников специалистами ДОУ (см. Приложение2). Вот примерные вопросы для  консультации родителей (законных представителей):

- непослушание и упрямство;

- «плохие» познавательные процессы (память, внимание);

- неорганизованность;

- неусидчивость, непоседливость, импульсивность;

- медлительность;

- леность;

- слабоволие и т. д.;

          - готовность ребенка к обучению в школе

Консультативный пункт осуществляет:

 - просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей, воспитывающихся на дому. С этой целью проводятся подгрупповые консультации и мастер-классы с привлечением специалистов;

- информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье.  В данной ситуации помогут индивидуальные консультации и групповые тренинги с педагогом-психологом;

  • консультирование – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций. Работа по этому направлению осуществляется интегрировано (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра).

    Правильно организованная работа Консультативного пункта помогает родителям (законным представителям) подготовить ребёнка к социализации в обществе,  обеспечить  равные стартовые  возможности  при поступлении в школу.

   Педагоги, работающие в Консультативном пункте должны  иметь  и вести необходимую документацию:

- Положение о Консультативном пункте ДОУ;

- График работы специалистов;

- Журнал регистрации родителей (законных представителей), посещающих консультативный пункт в ДОУ;

- Договор о сотрудничестве;

- План работы Консультативного пункта на год;

- Журнал регистрации обращений;

  • Журнал учета работы Консультативного пункта ДОУ .

     Ежегодно в конце учебного периода руководитель Консультативного пункта составляет отчёт о проделанной работе, совместно со специалистами анализирует свою деятельность и вносит коррективы в план работы на следующий год.

                                                                                             

  Приложение1

Анкета для родителей  «Давайте познакомимся» 

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут нам познакомиться с вашей семьей и в дальнейшем сотрудничать на благо ребенка (конфиденциальность информации гарантируем).

Расскажите  о своей семье

1. Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________________

2. Дата рождения (число, месяц, год) ______________________________________________________

3. Домашний адрес ___________________________________________ телефон__________________

4. Жилищные условия (отметить):   ‪ снимают       ‪собств.дом   ‪ 1-комн.    ‪ 2-х комн.  

                                                              ‪ 3-х комн.   и более

5.  Материальные условия (отметить):      ‪  хорошее     ‪  удовлетвор.    ‪  неудовлетвор.

6.  Сведения о родителях

МАТЬ:  

Ф.И.О. _______________________________________________________________________________

Возраст _______________Образование____________________________________________________

Место работы _________________________________________ тел.____________________________

Должность ____________________________________________________________________________

Увлечения, интересы ___________________________________________________________________

О Т Е Ц:    

Ф.И.О. ___________________________________________________________________________    

Возраст ____________ Образование _______________________________________________________

Место работы ________________________________ тел._____________________________________                         Должность ____________________________________________________________________________

Увлечения, интересы ___________________________________________________________________

6. Другие члены семьи (Ф.И.О., возраст, место работы, учебы)                                                

дети

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

бабушки и дедушки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Каковы традиции вашей семьи (совместные походы, экскурсии, празднование праздников и дней рождений, посещение театров, выставок, вечерние чтения, совместные занятия, совместные решения проблем ребенка и др.)__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Кто преимущественно в вашей семье занимается воспитанием ребенка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Ваш взгляд на воспитание ребенка (качества, которые вы хотели бы у него     развить) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Принципы воспитания в семье (строгое, требовательное, мягкое, демократичное, пользуетесь уговорами, исполняете желания ребенка, разрешаете ему поступать так, как он хочет)

 меры наказания _______________________________________________________________________

меры поощрения _______________________________________________________________________

11. Необходимы ли Вам и вашему ребенку консультации психолога, логопеда, педиатра, педагогов? (нужное подчеркнуть и указать интересующие вас темы консультаций) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Нуждаетесь ли вы в дополнительных платных услугах образования? Если да, то в каких? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Что Вам больше всего нравится в вашем ребенке? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Что Вас больше всего огорчает в вашем ребенке?      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Какую роль в воспитании, обучении и развитии ребенка вы отводите семье? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Какую помощь вы ждете от детского сада? _____________________________________________________________________________                

                                               

Благодарим за искренние ответы!

 

Приложение2

Примерный план работы Консультативного пункта  на год

Месяц

Основные мероприятия

Ответственные

Сентябрь

1. Разработка плана работы консультативного пункта

2. Индивидуальная работа по запросу родителей

3. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся»

Руководитель Консультативного пункта

Октябрь

1.Ккруглый стол «Характеристика  процесса адаптации детей в рамках дошкольного учреждения»

2.Консультация. «Показатели адаптации ребёнка в условиях образовательного учреждения. Как надо родителям готовить ребёнка в детский сад».

3. Консультация. «Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении». « Какие игрушки необходимы для ребёнка 3-х лет.»

4. Опрос. «Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов.»

Руководитель,

Педагог-психолог, воспитатель

Ноябрь

1. Круглый стол. «Правильное воспитание ребёнка.»

«Роль семьи в воспитании ребёнка»

2. Консультация. «Самообслуживание – кто обучает в семье навыкам самостоятельности. Самообслуживание детей».

3. Консультация. «Как воспитывать хорошие привычки». Анкетирование родителей. «Какие методы в воспитании ребёнка вам близки»

4. Индивидуальная работа по запросу родителей. «Как приучить ребёнка к горшку»

Руководитель, педагог-психолог, воспитатель

Декабрь

1. «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками». Физическое развитие ребёнка-дошкольника.

2.Оздоровительная работа в течение дня. Подвижные игры с детьми на прогулке.

3. «Нетрадиционные методы укрепления здоровья». Комплекс ОРЦ для часто болеющих детей.  Некоторые приёмы закаливания.

4.  Закаливание организма посредством использования упражнений и игр на воде. Индивидуальная работа по запросу родителей.

Руководитель медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель.

Январь

1. Игровая деятельность. Круглый стол. «Воспитание игрой. Роль игры в формировании звукопроизношения ребёнка».

2. Тренинг. «Пальчиковые игры.  Использование развивающих игр  от 1,5 до 3-х лет».

3. Консультация. «Боремся со страхами при помощи игры». Родителям о детских играх и игрушках. Индивидуальная работа по запросу родителей.

Руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель

Февраль

1. Круглый стол. «Воспитание культуры. Нравственное воспитание детей в современном мире».

2. Беседа. «Формирование этико-нравственных отношений в семье»

3. Консультация. «Мать – отец – ребёнок. Влияние родительских установок на развитие детей»

4. Консультация. «Роль отца в воспитании ребёнка». Индивидуальная работа. «Что такое этикет?»

Руководитель, воспитатель, педагог-психолог

Март

1. Семинар для родителей. «Познавательно-речевое развитие. Развитие речи дошкольников. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет».

2. Консультация. «Несовершенство речи, связанное с возрастными особенностями развития ребёнка».

3. Игры и занятия по развитию речи.

4. Индивидуальная работа. «Гиперактивность детей». «Как нельзя поступать с ребёнком»

Руководитель, учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог

Апрель

1. Семинар «Роль сказок в жизни дошкольников. Сказка как  источник творчества детей. Сказка как средство социализации ребёнка».

2. Консультация. «Сказка в жизни ребёнка. О чём рассказывает сказка. Сказочные помощники человека в природе».

3. Ролевая игра «Путешествие в сказку».

4.Индивидуальная работа по запросу родителей.

Руководитель, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель

Май

1. Круглый стол. «Мы и природа. Экологическое воспитание детей».

2. Мастер-класс. «Наблюдения и эксперименты весной»

3. Консультация. «Почему дети разные?» «Читайте детям стихи».

 4. Составление памятки для родителей  «Игры и развлечения с детьми летом»

Руководитель, воспитатель

Информационные ресурсы.

24.rospotrebnadzor.ru/directions/InfAnMat/85225

www.pedcollege.ru/docs/Resursno-Metod Centr/ppt

nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sistema-metodicheskoi-raboty-v-dou

doshvozrast.ru/doc/inovacionnue_formu.doc

omszo.org/publ/15

http://www.ds353.ru/node/33

[


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Методические рекомендации к организации методического кабинета в ДОУ

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабин...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»

Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 &nda...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...