Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ
статья (подготовительная группа) на тему

Рычкова Марина Романовна

Согласно действующему нормативному право­вому обеспечению системы дошкольного образо­вания Российской Федерации, а именно федераль­ным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования (далее - ФГТ), утв. прика­зом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, основ­ные общеобразователь­ные программы дошколь­ного образования должны "предполагать построе­ние образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Согласно действующему нормативному правовому обеспечению системы дошкольного образования Российской Федерации, а именно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ), утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, основные общеобразовательные программы дошкольного образования должны "предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми".

Данное положение ФГТ до сих пор вызывает недоумение у части практических работников системы дошкольного образования: что понимается под "адекватными возрасту формами" и "отменяется ли привычная и детально разработанная прежней дидактикой форма "занятие".

Отвечая на эти актуальные вопросы практиков, можно сказать, что "занятие" как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду действительно отменяется. Но процесс обучения (так же, как и процессы воспитания и развития) остается. Педагоги продолжают "заниматься" с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между "старым" обучением и "новым". Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности, представлены в приложении. Из текста видно, что меняется позиция взрослого по отношению к ребенку; основной деятельностью являются так называемые детские виды деятельности; используются опосредованные методы обучения и т. д.

Отдельно следует сказать о формах работы. Педагоги-стажисты зачастую недоумевают: рассматривание, наблюдение, беседа и др. - это хорошо знакомые практикам методы, а не формы работы с детьми. И с этим утверждением нельзя отчасти не согласиться. Никто не отменяет существующие в современном дошкольном образовании классификации методов обучения дошкольников. Остановимся на понятии "форма".

Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, способ существования данного содержания. Формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Например, содержание дошкольного образования в части приобщения детей к музыкальному искусству может быть реализовано в детском саду с помощью следующих форм работы:

  • совместное слушание произведений;
  • рассматривание (портретов композиторов, произведений изобразительного искусства, "иллюстрирующих" музыкальные образы, и др.);
  • беседа и (или) рассказ воспитателя;
  • импровизация на ту или иную музыкальную тему и т. д.

Другой пример: содержание дошкольного образования в части развития познавательно-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как:

  • экспериментирование;
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • реализация проекта и т. п.

И это лишь малая толика накопленных и апробированных в современном дошкольном образовании России форм работы с детьми. Главное, чтобы они помогали воспитанникам с удовольствием и интересом осваивать предлагаемое педагогами содержание дошкольного образования.

Приложение

Различия процесса обучения в детском саду,
организованного в виде учебной деятельности
и через организацию детских видов деятельности

Процесс обучения в детском саду

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок - объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит и управляет ребенком

1. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый "много" говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели

3. Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности.
"Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие дошкольнику виды деятельности... общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность"¹.
"Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких норм и правил"².
Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков - побочный эффект этой активности

4. Основная модель организации образовательного процесса - учебная

4. Основная модель организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми - занятие

5. Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредоанные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. "Удерживает" детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится "украшать" занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь "подлинная цель взрослого - вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний"³

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные "вход" и "выход" детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора - участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изенений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как "готовый образец" образовательного процесса


_____________________________________

1 Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.
2 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
3 Модина И.А. Хроники удивительных событий, происходящих на планете Детства: методическое пособие для педагогов и психологов дошкольного образования. - Барнаул: ИД "Парус-Медиа", 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ

Организация образовательного процессав соответствии с ФГТ...

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Согласно действующему нормативному право­вому обеспечению системы дошкольного образо­вания Российской Федерации, а именно федераль­ным государственным требованиям к структуре основной общеобразователь...

Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление "Применение игровых технологий в образовательном процессе во 2 мл. группе"...

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

В презентации представлены принципы построения НОД в соответствии с ФГОС ДО...

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Организация образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и в...

Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС»....