Консультация для воспитателей Тема: «ФГОС ДО - условия и механизмы перехода ДОО на новые образовательные ориентиры и требования»
консультация ( группа) на тему

ФГОС ДО новые требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «ФГОС ДО - условия и механизмы перехода ДОО на новые образовательные ориентиры и требования»

В системе дошкольного образования конца 90-х годов прошлого тысячелетия наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Кроме этого, современная образовательная политика очертила круг вопросов, связанных с исполнением международных стандартов, на основе которых должен строиться образовательный процесс в детском саду, а именно: на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах - Резолюция 2200 Генеральной Ассамблеи ООН (ст.13); Декларация прав ребенка - Резолюция 1386 Генеральной Ассамблеи ООН:

…«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
Внимание педагогов, таким образом, обращено нате формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.
          Разработанные с этой целью ФГОС поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования см. Приказ Минобрнауки России «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 30 января 2013 г., Решение Совета министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам от 28 августа 2013 года об утверждении ФГОС дошкольного образования, Приказ Минюста от 14.11.2013 г. «Об утверждении ФГОС ДО»).
Данные ориентиры и требования ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.
         В этой связи, актуальной проблемой перехода ОУ на ФГОС ДО является организация или совершенствование условий, позволяющих решать качественно образовательные и социальные задачи, обеспечить возможность совместного пребывания ребенка и родителей в организуемом педагогами образовательном процессе. Поиск новых форм организации образовательного взаимодействия, в рамках которых возможно осуществлять задачи воспитания и обучения ребенка (в т.ч. ребенка с ОВЗ) и его законных представителей – родителей, стал одним из ключевых направлений обеспечения ( удержания) качества дошкольного образования в переходный период его модернизации.
         На наш взгляд такой образовательный процесс должен проектироваться на основе следующих важнейших ориентиров (принципов).
Первый из них- индивидуализация образовательного процесса, рассматриваемая, в первую очередь, как учет интересов, возможностей и социальной ситуации развития воспитанника. В связи с этим, образовательными приоритетами педагогами могут быть следующие постулаты:
-качество дошкольного образования во многом можно рассматривать как результат индивидуализации образовательной работы с детьми в учреждении,
- индивидуализация предполагает обеспечение образовательных маршрутов каждого воспитанника, реализуемых в полном объеме только в случае активизации роли семьи, а также эффективного взаимодействия педагогов с воспитанниками на основе игры как приоритетного вида детской деятельности,
- индивидуализация образовательного взаимодействия позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка,
-социальное взаимодействие и партнерство важно сориентировать на оптимизацию традиционных и поиск новых форм предоставления услуг дошкольного образования.
         Данные приоритеты позволяют выстроить работу в дошкольных организациях в направлении развития и расширения социальных связей учреждения и форм социального взаимодействия с семьей, как одним из основных заказчиков образовательных услуг в интересах ребенка, в направлении формирования консалидированного заказа на дошкольное образование в микрорайоне или в муниципальном образовании, в целом.
         
Второй важный ориентир проектирования образовательного процесса в условиях введения ФГОС - рассмотрение «качества образования» как важнейшего фактора становления человека, влияющего на изменение качества его жизни и общества в целом.
Основываясь на этой предпосылке, можно утверждать, что современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.
         Идея саморазвития, на наш взгляд, есть краеугольный камень построения в каждом образовательном учреждении педагогического процесса, способствующего развитию компетентности ребенка, прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом, ибо одним из ключевых критериев готовности к школе традиционно рассматривается социальная, мотивационная готовность ребенка.
         Известно, что социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ.
         
Третий существенный принцип проектирования образовательного процесса в условиях введения ФГОС - социализация ребенка с опорой на семью путем повышения ее педагогической компетентности и качества взаимодействия «педагоги – дети – родители».
Известно, что детство, в особенности дошкольное, время установления базовых отношений ребенка с окружающим миром, время формирования интуитивной уверенности ребенка в том, что «жизнь хороша и жить хорошо, а если станет плохо, ему помогут, его не бросят». Каждый ребенок в сотрудничестве с миром взрослых «работает» над проблемой моделирования мира, творчески постигая законы и закономерности его развития. Причем в традиционной педагогике, ориентированной на формирование знаний, проблемы эмоционального взаимопроникновения мира взрослых и детей решаются крайне редко, как на уровне содержания, так и на уровне методов и приемов.
          Современный взгляд на сущность процессов воспитания и развития, нашедший отражение в ФГОС ДО, выдвигает организацию отношений мира взрослых и детей как одну из важнейших, фундаментальных целей образования. Многочисленные исследования в области социальной и детской психологии (А.Г.Асмолов, Ф. Дальто, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский, В. Оклендер, М.В. Осорина, В.И. Слободчиков, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) обнаруживают прямую зависимость между характером взаимодействия субъектов педагогического процесса и эффективностью решения взрослыми задач содействия развитию ребенка, его воспитания и обучения.
           Признание главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, необходимость обеспечения преемственности социального развития ребенка на основе учета сложившихся в семье межличностных отношений при проектировании эффективного образовательного процесса обуславливают необходимость построения педагогического процесса в учреждении на основе инновационных образовательных подходов – игры, социальных практик, технологий индивидуальной поддержки.
Учет этих (и др.) ориентиров (принципов) позволяет выявить их эффективность, оптимизировать меры и совершенствовать условия организации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.
             
Ключевыми задачами, обеспечивающими переход ДОУ на новые образовательные требования, таким образом, являются:
-апробация вариативных моделей введения ФГОС ДО в ОУ разных типов и видов, с учетом направлений федеральной «дорожной карты»,
-апробация вариативных условий удовлетворения индивидуальных запросов семьи, реализации индивидуальных маршрутов образования воспитанников, поддержка новых форм предоставления дошкольного образования (в т.ч. нормативных, материально-технических, методических, кадровых),
-оптимизация мер по совершенствованию образовательного процесса в контексте развивающего и системно-деятельностного подхода в образовании и построение образовательного процесса в ДОО, ориентированного на интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанника,
- обеспечение преемственности форм и методов воспитания и обучения ребенка в семье и ОУ, в т.ч. на этапе раннего-дошкольного и начального школьного возраста,
-использование современных технологий обучения и воспитания ребенка, реализуемых в рамках игрового взаимодействия «педагог – воспитанник - родители» (социокультурные проекты, ИКТ, электронный образовательный ресурс)
-конструирование и апробация нового развивающего социо-культурного ориентированного пространства (среды развития) ДОУ в целях интеграции форм и средств работы с детьми (мультицентрум, лекотека, студия и др.),
- подготовка педагогических кадров ОУ к переходу на ФГОС ДО, в т.ч. на основе сетевого и дистанционного ресурса,
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках реализации системного информирования об особенностях ФГОС и формирования социального заказа на дошкольное образование в образовательной организации и территории.

        Обобщим все вышесказанное. Сегодня важнейшими условиями реализации ФГОС ДО в каждом детском саду являются: дифференцированный учет новых задач, связанных с гибким реагированием на имеющиеся социальные запросы в сфере образования, а также их формированием; проектирование в ОУ такой образовательной системы, которая позволит сохранить сложившиеся традиции и, в то же время, изменить уклад, обеспечив необходимый уровень гуманизации и гуманитаризации образования; системная подготовка педагогов к работе в новых условиях, требующих мобильности, умения поддерживать и развивать разнообразные социальные связи и отношения.
Кроме этого, перед ОУ стоит конкретная задача - спроектировать свою модель образовательной деятельности, отобрав содержание, методы и формы, наиболее сообразные потребителю услуг, выстроив на каждой ступени образования гибкую систему обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.

Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания  воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.                 ...

Консультация для воспитателей.тема: «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения».

Консультация для педагогов и родителей раскрывает понятие адаптации, виды адаптации......

«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...

Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...

Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций воспитателя как необходимое условие качества образовательного процесса»

Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный...