ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья на тему

Бережинская Татьяна Владимировна

Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовлечь в управленческую деятельность всех участников образовательного процесса и прежде всего педагогов, включение исполнителей в процесс выработки и принятия решений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ВЫПОЛНИЛА

Бережинская Т.В.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Государственное управление системой образования – легитимное, организующее и регулирующее воздействие государства (органы управления образованием федерального, регионального, муниципального уровней) на систему образования, направленное на обеспечение, гарантирование права личности на получение образования определенного уровня, по определенному направлению.

Государственно-общественное управление в сфере образования – управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной составляющей, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.

Общественная экспертиза качества образования – проводимая общественными экспертами процедура оценки качества образования и условий его осуществления при установлении их соответствия законодательству и нормативным документам, выявление проблемных зон и выработка рекомендаций по разрешению проблем образования, воспитания и развития детей.

Общественное наблюдение – участие представителей общественного управления образованием в деятельности образовательных учреждений, аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий.

Общественное управление системой образования – продуктивная деятельность общественности, заключающаяся в активном проявлении гражданской инициативы и социальной ответственности в управлении системой образования.

Общественность – организованные структуры (советы, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, профессиональные педагогические, родительские и детские объединения и т. п.), отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием.

Общественный контроль – участие представителей органов самоуправления образовательных учреждений, профессиональной, деловой и родительской общественности, общественных объединений и организаций, органов ученического и студенческого самоуправления в оценке качества образования, в отстаивании прав участников образовательного процесса.

Орган государственно-общественного управления в сфере образования – создаваемый исполнительными органами государственной власти коллегиальный (или совещательный) орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования.

Орган государственно-общественного управления в сфере образования области – коллегиальный орган, обладающий определенными управленческими полномочиями в сфере образования, формируемый посредством процедур выборов, назначения из представителей участников образовательного процесса, органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления в сфере образования, из представителей граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования.

Органы государственно-общественного управления в сфере образования муниципальных районов и городских округов – коллегиальные органы, формируемые собраниями, конференциями представителей участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования, посредством выборов, назначения на уровне муниципального образования, общеобразовательных учреждений.

Система государственно-общественного управления в сфере образования области – единая система организационных форм и органов на уровне региона, муниципальных образований, обеспечивающих взаимодействие и совместную деятельность по вопросам компетенции в сфере образования органов государственной власти, органов управления образованием области по вопросам определенной законодательством компетенции образовательных учреждений с объединениями юридических лиц, общественными и государственно-общественными объединениями, иными юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовлечь в управленческую деятельность всех участников образовательного процесса и прежде всего педагогов, включение исполнителей в процесс выработки и принятия решений.

Социальный механизм государственного управления – организованное взаимодействие людей, их сообществ, социальных групп и необходимость соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Субъекты государственного управления системой образования – Министерство образования и науки РФ, региональные Министерства и Департаменты образования, управления образованием муниципальных районов, учреждения образования.

Управляющий совет – коллегиальный орган, состоящий из избранных и назначаемых членов, имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. В последние десятилетия в российском обществе образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп и общественных структур.

Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью.

Включение государственно-общественного управления в систему управления дошкольной образовательной организации является одной из наиболее актуальных задач современного отечественного дошкольного образования. Поэтому образование развивается с учетом всех изменений и тех тенденций, которые происходят в обществе, и получает социальный заказ на новое качество образования.

Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2020 года «..активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

Концепция определяет условия, принципы, формы взаимодействия государства и общества в целях удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства.

В системе дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием происходит заметно медленнее, чем в общем образовании.

Современное дошкольное образование находится сегодня в процессе модернизации  и соответствует процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни. Во всех ключевых стратегических документах в качестве приоритета образовательной политики  рассматривается открытость системы дошкольного образования – это, прежде всего,  его ориентация не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, других образовательных и культурных организаций. Происходит  процесс преодоления традиционной ведомственной закрытости, создания условий для построения отношений диалога и партнерства с обществом.

Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни, именно, поэтому современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным.

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в Российской федерации” образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления.

Под государственно-общественным управлением дошкольной организацией следует понимать - управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.

Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и государства. Содержание государственно-общественного управления составляет деятельность субъектов по двум направлениям:

1. Обеспечение функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие государственных и общественных органов, способствующих гармонизации и гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов образования.

2. Развитие системы образования: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на его модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, принятие и введение в действие документов по мерам стимулирования деятельности учреждений образования и органов управления им и др. Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в образовании заявлено в качестве приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 г. и др.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.

Именно поэтому в большинстве дошкольных образовательных организаций в структуре управления появились органы с общественным представительством, такие, например, как Управляющие и Попечительские советы, комиссии по общественному контролю и т.д. Но  при этом распространенной является ситуация, когда орган управления есть, а его эффективной деятельности – нет, т.е. созданные и формально представленные в структуре управления органы государственно-общественного управления уже существуют, реальные участники включенные в состав того или иного органа государственно - общественного управления, а вот эффективной реализации задач в деятельности новых управленческих структур нет.   Руководствуясь тем, что государственно-общественное управление – это реальная потребность, обеспечивающая механизм повышения качества образования и условий деятельности дошкольной образовательной организации, необходимо, чтобы руководители и педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования были компетентны в вопросах проектирования, организации и оценки эффективности государственно-общественного управления.

Первоначально важно выбрать наименование органа государственно-общественного управления. Формы участия общественности в управлении ДОУ могут именоваться по-разному.  Возможными формами на основании закона «Об образовании» является – «…совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».

Так как, вопрос терминологии является достаточно важным. Так, понятие «попечение» в соответствии с российским законодательством не может использоваться в отношении юридического лица. Другие названия органов управления явно имеют неподходящую коннотацию. Лучшим вариантом является наименование «управляющий совет», введенный в педагогическую терминологию А.А. Пинским.

Под управляющим советом А.А. Пинский подразумевал коллегиальный представительный орган, формируемый посредством процедур выборов, назначения и кооптации. К составу Управляющего Совета и к процедурам его формирования также существуют вполне определенные требования. Управляющий совет состоит из избираемых членов, представляющих: а) родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования; б) работников ОУ; в) обучающихся, как правило, третьей ступени общего образования (уставом общеобразовательного учреждения может быть предусмотрено введение в управляющий совет учащихся второй ступени).

Ясно, что относительно к ДОУ третий пункт неприменим.

Данное название окончательно определяет суть происходящего, которая заключается в том, что у заведующего ДОУ, с согласия учредителя, изымаются права управления учреждением и передаются Управляющему совету, у которого появляются полномочия принятия решений по определенным достаточно значимым вопросам из перечня компетенции и ответственности ОУ, предусмотренного ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

Для того, что правильно понимать функции управляющего совета, и его отличия от других форм управления (наблюдательного совета, родительского комитета и др.), рассмотрим его отличительные особенности.

1. Управляющий совет – коллегиальный орган управления ДОУ, за которым в соответствии с уставом закреплен перечень управляющих полномочий.

2. Решения, принятые управляющим совет носят императивный характер, и обязательны для исполнения руководителем и работниками учреждения.

3. Решение, принятое руководителем учреждения и не утвержденное учредительным советом не имеет юридической силы.

4. В составе совета обязательно должен входить руководитель учреждения как представитель учредителя.

5. В составе совета обязательно должны входить представители общественности.

6. Учредитель может оспорить решение управляющего совета только по признакам нарушения процедур его избрания или кооптации.

7. Управляющий совет может быть распущен по решению учредителя.

Таким образом, управляющий совет ДОУ создается иначе, чем родительский комитет, попечительский совет или другие формы управления. Инициатором создания управляющего совета в детском саду могут быть и родители, и заведующий и педагоги.  Но окончательное решение о его создании может принять только учредитель – орган местного самоуправления города или сельского района. В большинстве случаев начальник муниципального органа управлением образования может решить этот вопрос самостоятельно, но может потребоваться согласие и главы местной администрации. Лишь после получения от ответственного лица принципиального согласия имеет смысл планировать дальнейшие действия.

На данном этапе целесообразно легализовать рабочую группу по созданию Управляющего совета посредством приказа заведующего ДОУ или начальника муниципального органа управления образованием.

Далее следует разработать новый устав. Наиболее важным изменением в его содержании должно быть описание изменений полномочий представителей учредителя и раздел, касающийся полномочий представителей общественности.

Так как все характерологические особенности Управляющего совета в уставе описать, скорее всего, не получится по причине большого объема информации, целесообразно ограничиться только его управляющими полномочиями, а все остальные немаловажные подробности вынести в отдельный документ, например «Положение об управляющем совете ДОУ». Подобных документов может быть несколько, и информация, касающаяся Управляющего совета должна быть в них тематически распределена. Главное, включить созданные документы в перечень локальных нормативных актов детского сада и описать в уставе порядок утверждения этих положений, определить, кто вправе утверждать такие положения своим решением: учредитель, заведующий детским садом, управляющий совет или иной управляющий орган.

Если на муниципальном уровне вопрос о процедуре создания Управляющего совета никак законодательно не фиксируется, важно создать собственное Положение «О выборах и формировании управляющего совета», и утвердить его у представителей учредителя. Это позволит в дальнейшем более оперативно создать Управляющий совет, не дожидаясь утверждения устава.

Следующий шаг в создании управляющего совета – принятие детским садом новой редакции своего устава. Порядок этой процедуры должен быть определен действующим уставом. Именно им и следует руководствоваться, планируя этот этап работы по созданию Управляющего совета.

После того как проект новой редакции устава принят соответствующим органом управления или самоуправления детского сада, как это предусматривает действующий устав, его можно передать учредителю для утверждения и направления на государственную регистрацию.

Учредитель вправе по закону изменить перечень управленческих полномочий Управляющего совета или предложить иную формулировку отдельных полномочий. Если рабочая группа, представляющая школьное сообщество, в чем-то принципиально не согласна с учредителем, ей необходимо провести с ним переговоры.

Если на момент создания Управляющего совета  уже принято и действует региональное или муниципальное примерное положение об управляющем совете, то учредитель не вправе предлагать перечень компетенций совета меньший, чем это предусмотрено таким примерным положением.

После завершения согласований и утверждения учредителем новой редакции устава, его направляют на государственную регистрацию. Это – стандартная, определенная законом процедура, которая длится, как правило, один месяц.

Но, если Положение «О выборах и формировании управляющего совета» было уже утверждено учредителем, это время можно потратить на формирование Управляющего совета. Таким образом, выборы членов управляющего совета и в последнем случае будут легитимными даже до даты регистрации новой редакции устава.

Количественный состав избираемых, назначаемых и кооптируемых членов Управляющего совета определяется в новой редакции устава детского сада. Желательно использовать формулировки такого рода: «от 7 до 11 члена», «не менее 7 членов». Это позволит избежать проблем с численностью и составом Управляющего совета в дальнейшем.

Выборы первого состава Управляющего совета могут быть назначены приказом заведующего детским садом. Впоследствии они будут обусловливаться решением заканчивающего свой срок полномочий управляющего совета. В приказе определяются сроки выборов и назначается избирательная комиссия по организации их проведения.

Избирательная комиссия, в состав которой входят представители от всех групп избирателей, работники ДОУ и законные представители, должна организовать проведение выборов в полном соответствии с порядком положения о выборах управляющего совета. Избирательная комиссия обязана работать гласно, постоянно предоставляя информацию всем желающим по организации выборов.

Голосование за кандидатов необходимо организовать по категориям избираемых членов путем либо тайного, либо открытого голосования. Учитывая, что ДОУ в целом небольшая организация, выборы целесообразно проводить на общем собрании родителей путем открытого голосования.

В выборах в управляющий совет представителей от родителей имеют право участвовать все родители воспитанников, зачисленных на момент выборов в образовательное учреждение по принципу: одна семья – один голос, независимо от количества детей данной семьи.

Важно также в ходе выборов сформировать резерв на замещение всех категорий избираемых членов управляющего совета, выбывающих из его состава по тем или иным причинам до окончания срока полномочий. Это позволит не проводить промежуточных выборов на освобождающиеся места.

Когда управляющий совет детского сада окончательно сформирован, зарегистрирован учредителем и новая редакция устава ДОУ прошла государственную регистрацию, он приступает к своей постоянной управленческой деятельности в детском саду.

Процедура создания управляющего совета в ДОУ проста и прозрачна. Таким образом, формально перейти к государственно-общественному управлению несложно.

В заключение приходится констатировать, что государственно-общественное управление в сфере дошкольного образования пока не получило должного распространения. Кроме очевидных и понятных каждому причин, таких, как более краткий временной срок пребывания ребенка в ДОУ по сравнению со школой, количественно меньший состав детей в детском саду, существует и ряд других причин:

- действующее сегодня законодательство не запрещает, но и не предписывает учредителю нормативно закрепить в уставе государственного и муниципального образовательного учреждения совет образовательного учреждения с управленческими полномочиями, управляющий совет не только как орган самоуправления, но и как орган управления образовательным учреждением, орган, реализующий принцип государственно-общественного управления;

- несмотря на практическую актуальность и востребованность исследований и разработок в области государственно-общественного управления ДОУ, в настоящее время  отсутствует необходимое для развития практики государственно-общественного управления образованием количество инструктивно-методических материалов по указанной тематике;

- внедрение государственно-общественного управления становится возможным лишь при наличии законодательной базы регионального уровня;

- необходимо активнее включать руководителей образовательных учреждений и педагогических работников в практическую деятельность по развитию государственно-общественного управления, применяя, в том числе, курсы повышения квалификации работников ДОУ.

- требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного предполагают наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешной взаимодействия с различными социальными институтами.

Изучение состояния педагогической практики выявляет низкий уровень компетенций педагогов в указанной сфере.  

Значительная часть педагогов, не владеет определенным рядом компетенций, необходимых для выполнения функций воспитания и развития детей дошкольного возраста в контексте современного понятия качества образования. У работников системы дошкольного образования должны быть сформированы четкие представления о роли, нормативно-правовых основах и ключевых особенностях государственно-общественного управления дошкольной образовательной организации; компетенции в области построения, реализации и развития моделей государственно-общественного управления в ДОО с учетом требований Стандарта профессиональной деятельности педагога и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Реальная жизнь не раз доказывала, что институт образования ни в коем случае не может существовать отдельно от государственных институтов экономики, права, массовой коммуникации, демографического развития. Это продиктовано рядом существенных факторов, среди которых ведущим является возрастающая роль общественного мнения о качестве деятельности дошкольных образовательных организаций и желание участников образовательного процесса реально влиять на организацию и результаты деятельности образовательного учреждения.

Система государственно-общественного управления призвана способствовать расширению общественного участия в управлении образованием, росту влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, открытости системы образования как приоритетного социального института XXI столетия.

Список литературы

1. Агранович М., Константиновский Д., Логинова О. Мониторинг образования, оценка качества и статистика. – М.: ВШСЭН, 2002.

2. Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях: информационно-справочные материалы.– М.:МГПИ, 2010. – 56 с.

3. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Мерцалова Т.Н. и др. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. – М.: Сентябрь, 2011. – 192 с.

4. Денякина Л.М. Педагогическое мастерство // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 7.

5. Майер А. Публичный доклад о жизнедеятельности ДОУ // Управление ДОУ. – 2009. – № 3.

6. Образовательная программа обучения общественных управляющих / сост. А. М. Моисеев. – М.: Рособразование, 2005. – 92 с.

7. Тарасова, Н.В., Пьянкова, Н.И. Правовые основы разработки примерной основной образовательной программы в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, г. Сочи, 26–27 сентября 2013 г. / Под общ. ред. В.В. Крыловой – Сочи: СГУ; 2013. – С.16–21.

8. Акинфеева Н.В. Государственно-общественное управление образовательными системами / Н.В.Акинфеева, А.П.Владимирова. – Саратов, 2001.

9. Вальдман И.А. Школа на пути к диалогу: информационная открытость образовательного учреждения / И.А.Вальдман // Открытый информационный доклад школы: рабочие материалы российско- британского проекта «Управление качеством образования на основе взаимосвязи внешних и внутренних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы». – СПб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Опыт работы старшего воспитателя по  повышению квалификации педагогов...

Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях

Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населени...

Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

Стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Общая стратегия деятельности задается государством, социумом, учредителем и является отправной точкой для определения стратегии каждого учреждения, в том числе и детского сада. На основе общей стратег...

Роль информации в управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

В данной статье проанализирована основная роль информации в процессе управления дошкольным образовательным учреждением.  Автор выделяет характеристики управленческой информации, от которых зависи...

Статья на тему: "Стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях"

В статье описывается деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения...