Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Современные подходы к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ"
    консультация на тему

    Ковалева Елена Анатольевна

    Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как способствует активизации, развитию творческой личности педагога.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные подходы к организации методической работы

    по повышению профессиональной компетентности

    педагогических кадров ДОУ

    Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как способствует активизации, развитию творческой личности педагога.

    Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным в ее содержании является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Сегодня традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Поэтому важно использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:

    1. иметь практико-ориентированный характер;

    2. интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;

    3. обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;

    4. способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;

    5. оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;

    6. обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.

    Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.

    Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому обучение строится с учетом следующих требований:

    1. реализации вариативности образовательных запросов;

    2. овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;

    3. ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;

    4. ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

    5. проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;

    6. использование таких форм и методов учебной работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.

    При организации методической поддержки педагогов используются разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные.

    Среди групповых наиболее часто встречаются такие формы, как теоретические семинары, семинары – практикумы, консультации, коллективный просмотр педагогического процесса, работа с литературой, документами и др., при помощи которых совершенствуется когнитивный компонент профессиональной компетентности. Эти формы давно известны, их применение на практике отработано.

    Наиболее эффективным путем профессионального совершенствования и самосовершенствования педагога является его участие в специально организованных методических мероприятиях. Рассмотрим некоторые из видов профессиональных объединений педагогов, наиболее значимых, интересных и эффективных для повышения их профессиональной компетентности.

    Цель творческой лаборатории – сформировать у педагогов потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном совершенствовании. Работа лаборатории построена по принципу создания оптимальных условий для творческого развития личности каждого педагога с учетом его внутренних ресурсов и возможностей. Особенность педагогической лаборатории состоит в том, что она работают в течение длительного времени, предоставляя возможность максимально проявить способность к исследовательскому творчеству. Педагоги объединяются в творческие группы, на базе которых создаются условия для успешной совместной деятельности. Особенностью взаимодействия членов такой группы является сотрудничество. Поскольку уровень методической подготовки педагогов, работающих в лаборатории, как правило, различается, приоритетные направления деятельности реализуются через пошаговую разработку различных образовательных проблем. Одной из задач творческой лаборатории является обмен передовым педагогическим опытом. Для этого используются такие формы работы с педагогами, как мастер-классы, открытые просмотры передового практического опыта с взаимо- и самоанализом и др. Результатом работы таких лабораторий являются модифицированные образовательные программы разных видов, авторские программы, учебно-методические пособия, сборники методических материалов, посвященные той или иной психолого-педагогической проблеме, дидактические материалы для занятий, положения о творческих конкурсах и др.

    Творческие группы – это добровольное, нередко стихийно возникающее содружество небольшого числа педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Организуются они по функциональному принципу: наставничество и исследовательские микрогруппы. Наставническое движение является основополагающим. Его актуальность объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, а с другой – начинающим педагогам оказывается методическая и психологическая помощь.

    Выделяют три основания, на которых педагоги объединяются в группу для осуществления какой-либо формы взаимного творчества:

    1. единство интереса к проблеме;
    2. компенсаторные возможности;
    3. взаимная симпатия, психологическая совместимость.

    Общий интерес к проблеме позволяет педагогам учиться друг у друга на равных, оказывать необходимую помощь, а также создавать новый продукт (методику, технологию, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и пр.). Огромный потенциал несет в себе объединение на основе компенсаторных возможностей. Один педагог – выдумщик, легко и быстро генерирует идеи, но не любит (или не умеет) облекать эти идеи в форму разработки, алгоритма и т.д. Другой слаб по части фантазии, но зато мастерски владеет искусством технологизировать, описывать идеи.

    Методические секции – это объединения педагогов, участвующих в совершенствовании методических умений (деятельностного компонента профессиональной компетентности) по содержательным вопросам основных направлений развития детей дошкольного возраста. Деятельность методических секций нацелена на знакомство и овладение педагогами методами, средствами организационными формами взаимодействия с детьми. Отличительной чертой методических секций является включенность всех субъектов методической службы в совместную деятельность по передаче и освоению методических умений, практического опыта.

    Широкие возможности для реализации педагогического творческого потенциала обеспечиваются также благодаря возможности предоставления дополнительных услуг. Педагоги, участвующие в работе кружков и студий, создают авторские программы, методические материалы по различным направлениям развития дошкольников.

    Не каждый педагог способен подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения, но можно создать в ДОУ такую атмосферу, которая обеспечивала бы приобщение педагогов к творчеству, непременным следствием чего становится повышение их профессионального мастерства. К условиям, создание которых видится как главные направления методической поддержки коллектива педагогов, относятся следующие:

    • отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний, заданных норм;
    • активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (проведение педагогических советов, разработке годового плана, программы развития учреждения и др.);
    • ориентация педагогов на кооперацию, а не конкуренцию; формирование отношений, предлагающих доступность педагогического опыта;
    • атмосфера профессионального успеха.

    Таким образом, современная методическая служба ДОУ выполняет свою основную цель, заключающуюся в повышении профессиональной компетентности педагогов, в их стимулировании к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

    Консультация подготовлена по материалам книги Т.Б. Веселовой «Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с. (Серия «Методический кабинет»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований.»

    В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки....

    Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров

    Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективнос...

    Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении

    Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...

    Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

    Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...

    «Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».

    laquo;Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО»....

    Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ

    В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...