Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
консультация на тему
Мастер-класс для педагогов:
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».
Вопрос – ответ с педагогами
«Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_dlya_pedagogov.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов:
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».
Вопрос – ответ с педагогами
«Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».
- Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека.
- Что развивает мелкая моторика?
Чем лучше развита моторика у ребенка, тем лучше будет у него память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.
- В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?
Развивать мелкую моторику рук нужно во всех возрастных группах детского сада. В младшем возрасте с помощью специальных игр и упражнений. В старшем возрасте – готовить руку к письму.
- Где можно применять мелкую моторику?
В дошкольном возрасте дети развивают мелкую моторику на занятиях, в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе с детьми, в режимных моментах и дома с родителями.
- Как вы считаете, развивать мелкую моторику нужно? Почему?
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений.
- Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
- Сколько времени можно играть в пальчиковые игры?
Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут.
- Какие способы развития мелкой моторики вы знаете?
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно.
- Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой. Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.
- Игры-шнуровки - такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя. Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любой педагог. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие ребенка.
- Пальчиковые краски. Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками. «Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг.
- Конструкторы. Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению.
Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам. Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.
- Упражнения с бумагой - мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния), рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.
делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка).
- Сортировка мелких предметов. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.
- Вырезание ножницами. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.
Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми упражнениями по развитию мелкой моторики.
- Скручивание лент.
- Раскатывание карандаша или ручки между ладонями, по столу.
- Скручивание ниток в клубок.
- Игры с резиночками.
Детям старшего возраста можно предложить рисунки для штриховки, дорожки. В этом вам поможет недорогая книжица «Развиваем мелкую моторику», которую можно разрезать и заламинировать. Дети рисуют фломастером задания, а затем можно их просто вытереть.
Хочу также вам предложить несколько дидактических игр, которые можно сделать в группе:
- Игры с прищепками.
- Игры с пробками.
- Игры с лентами.
- Игры из ниток.
- Игры с пуговицами.
- Игры с бусинами.
- Игры из макарон.
А сейчас я предлагаю сделать всем вместе дидактическую игру «Почини одежду». Для работы нам понадобится основа, шаблоны одежды, карандаши, ножницы, канцелярский нож, краски, кисточки и вода.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания, усидчивости".
Материал по играм и игровым упражнениям для развития внимания, памяти и усидчивости для детей дошкольного подготови возрастательного возраста....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...
Мастер - класс для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен родителям и педагогам....
Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"
Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"...
Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения ...