Главные вкладки

    Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста 2019-2020
    методическая разработка

    Мигунова Наталья Васильевна

    Время не стоит на месте, и мы  наблюдаем массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в т.ч. и в  дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог обязан идти в ногу со временем, использовать новейшие технологии в воспитании и образовании.

    Использование инновационных педагогических  технологий открывает  новые  возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных в наши дни, стал метод проектов с использованием ИКТ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное  общеобразовательное учреждение

    «Каменский детский сад»
    Богородского муниципального района Нижегородской области

    Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Мигунова Наталья Васильевна,

      воспитатель

    стаж 14 лет

    высшая квалификационная категория

    с.Каменки, 2019


    Мы часто сталкиваемся с тем, что наши дети мало знают о своей малой родине, стране, особенностях народных традиций. Часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.  Главная задача для нас, взрослых, как можно раньше пробудить в детях интерес к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, улице, развить интерес к доступным для ребенка, явлениям общественной жизни. Идея патриотического воспитания в наше время, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Слайд 1,2

    Слайд 3 Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Одна из главных целей работы с дошкольниками в рамках проектной деятельности – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки.

    Время не стоит на месте, и мы  наблюдаем массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в т.ч. и в  дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог обязан идти в ногу со временем, использовать новейшие технологии в воспитании и образовании.

    Использование инновационных педагогических  технологий открывает  новые  возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных в наши дни, стал метод проектов с использованием ИКТ.

    Слайд 4 Моя  система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организована по принципу: «От простого к сложному. От близкого – к далекому. От малого  - к великому».

    Слайд 5 Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, найти необходимый материал, по итогам деятельности создать «Продукт». Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

    И, конечно же, ни один из проектов не обходится без использования ИКТ. Применение электронных технологий в работе, позволяет развиваться  педагогу, привлекать  родителей к образовательному процессу, в котором они становятся непосредственными участникам, ну и, конечно же, заинтересовывать детей данным процессом. При использовании ИКТ (компьютер, проектор, экран, программы: Microsoft PowerPoint, Google Презентация) проводим тематические родительские собрания, мастер – классы «Создаем проект», где в системе обучаем родителей азам проектной деятельности с детьми. Слайд 6

    Слайд 7

    Создав группу в Вайбере, мы обсуждаем с родителями возникающие вопросы реализации проектной  деятельности. Здесь, а так же на сайте педагогов, родители могут ознакомиться с планами проектов, ходом их реализации и посмотреть фотоотчеты по итогам проектов. Оставить отзывы и вопросы, сделать запрос на получение интересующей информации.

    Мы обмениваемся информацией через Вайбер, электронную почту, Флеш-накопители. Ведем электронную переписку.

    В данной форме охват родителей составляет 100%. Этот  вид общения позволяет своевременно реагировать педагогам на запрос родителя и сокращать время получения родителями необходимой информации, независимо от места нахождения родителя или педагога.

    Слайд  8

    Мы используем Google  Формы и Генератор QR-кода для анкетирования родителей по темам проектов, чтобы узнать, их готовность принять данный проект и помочь ребенку.

    Слайд 9

    Сервис Canva богат информацией для создания наглядного материала: для родителей  - наполнение буклетов, папок-передвижек, памяток-рекомендаций, для ребят –  содержательные и познавательные  плакаты  по теме проекта.

    Каждый проект имеет свои этапы.

    Слайд 10

    Любой проект начинается с постановки проблемы перед детьми. На этом этапе мы используем следующие «цифровые» формы взаимодействия, которые повышают познавательную активность детей:

    - электронное письмо;

    - видеообращение, аудиообращение (педагога, персонажа, ребенка);

    - видеозагадка (озвучивает ребенок, педагог, персонаж).

    Приход анимированного озвученного персонажа, созданного с помощью мульмедиа комплекса, повышает интерес и мотивацию ребенка к идеям по темам проектов, стимулирует возникновение проблемных вопросов, гипотез у детей.

    Слайд 11, 12 Видео

    При разработке проекта – плана деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью; в каких источниках можно найти информацию), конечно же, дети отправляют нас  к компьютеру, телефону, планшету, электронной книге, тем самым решая следующие задачи: какими предметами пользоваться, с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.

    При выполнении практической части - поиске информации в различных источниках, необходима помощь взрослого. Педагоги, родители совместно с детьми ищут  информацию,  в т.ч. и в сети Интернет.

    Слайд 13, 14

    При подборке материала используют планшеты, телефоны, компьютеры, сканеры, принтеры. Родители с детьми ездят на экскурсии, общественные мероприятия, где использую фото- и видеоаппаратуру.

    Слайд 15

    Педагоги, родители с детьми подбирают дополнительный «цифровой» материал: мультфильмы, презентации, игры, электронные книги (тексты).

    Создаем обучающие презентации, игры в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми. Так с помощью мультимедийного комплекса, посредством компьютерных презентаций, игр дети получают дополнительные знания по темам проекта.

    Слайд 16

    В своей работе используем Онлайн-сервисы: Pinteres thttps://www.pinterest.ru/ (поиск картинок), Google Презентация для создания презентаций, редактирования ее в совместном доступе с родителями, где родителям оказываем помощь. Обмениваемся идеями.

    Слайд 17

    В работе с детьми используются как традиционные презентации о тех или иных событиях, героях и т.д., так и современные формы - «Виртуальный музей», «Виртуальная экскурсия», которые позволяют дать воспитанникам более широкое представление о важных моментах в истории нашей страны. «Виртуальные музеи» широко используются педагогами ДОУ, и активно пропагандируются аудитории  родителей воспитанников.

     Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями и достопримечательностями нашей Родины.

    Слайд 18

    При создании семейных проектов «Великая отечественная война в истории моей семьи», в получении информации о военной истории семьи (военные фотографии членов семей, имеющиеся награды и выписки о награждениях, о местах службы),  кроме семейных архивов, педагоги и родители активно использовали возможности всемирной компьютерной сети: сайты «Мемориал» и «Подвиг народа». Многим семьям воспитанников  удалось найти неизвестные ранее факты о военной истории своей семьи, создать альбомы, которые стали семейными реликвиями. Семьи воспитанников  с помощью ИКТ возможностей восстановили и отредактировали фотографии и документы из семейных архивов.

    Слайд 19

    На заключительном  этапе проекта оформляются результаты -  «Продукт деятельности» и идет его презентация. В ходе презентации полученного «Продукта», рассказывая о своей работе, наши воспитанники испытывают чувство гордости за полученные достижения, осмысливают результаты, совместной со взрослым, деятельности.

    В какой форме будет представлен «Продукт проекта», зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работал. Продукты одного и того же проекта представляются в виде:

     -мультимедийного продукта: видеофильма, видеоролика, электронного альбома или  книги;

     - презентации в программе PowerPoint.

    Слайд 20

    В ходе проводимой работы родители помогли создавать в группе медиатеку по различным  темам проектов:  «Мое село», «День Победы», «Наша Родина», «Театр», «Космос», «ВОВ»  и др., которая представляет интерес не только для детей педагогов, но и для всех участников образовательного процесса.

    Слайд 21

    Удачно зарекомендовал себя в нашем ОУ, в том числе, такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных тематических праздников, развлечений. Это позволяет делать мероприятия эмоционально окрашенными, привлекательными, современными. Фишкой каждого такого мероприятия является презентация «Продукта проекта» по теме с участием воспитанников, родителей, педагогов.

    Слайд 22

    На  оценочно-рефлексивном этапе мы активно используем электронные игры, разработанные самостоятельно или родителями воспитанников, с помощью которых дети проверяют, закрепляют  свои знания по темам проекта.

    Использование ИКТ в проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ данной работы являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России.

    Слайд 23

    Возможности использование ИКТ в образовательном процессе постепенно расширяются благодаря укреплению материальной базы нашего учреждения, оснащению  групп стационарными экранами,  созданию отдельного рабочего места ПК для педагогов в группе и в методическом кабинете. В нашем учреждении имеется  wi-fi, что помогает педагогу работать, не выходя из группы, не отрываясь от детей и насыщать образовательный процесс, используя цифровые технологии.

    Слайд 24

    Наши педагоги повышают свои ИКТ-компетенции на дистантных курсах повышения квалификации,  интернет-образовательных порталах и вебинарах.

    Использование ИКТ в проектной деятельности позволяет вовлечь в образовательный процесс всех участников, сделать его более увлекательным, эффективным и продуктивным.

    Литература:

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
    2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез,  2013.
    3. Кравец Е.А., Филонова Я.Ю. Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания.// Инновации и эксперимент в школе. №3 2015г.
    4. Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011
    5. Комратова Н.Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников: [опыт работы над краеведческими проектами в Нижнем Новгороде] / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.
    6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010
    7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:            Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

    В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

    Организация проектно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Организация  проектно – исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста.Скачать...

    Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

    Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

    В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

    расписание нод по образовательной деятельности физическое развитие для детей дошкольного возраста 2019-2020

    сетка занятий НОД  инструктора по физической культуре В ДОО за 2019-2020 г...