Главные вкладки

    2019 - 2020 Сообщение на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» в рамках педсовета по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Практика и перспективы».
    материал

    Багаутдинова Адиля Максумовна

     

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

              Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.

    Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

    «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,

    говорил Аристотель.

             Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.  

    Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах  о народных праздниках. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической  деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

    Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

    Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.   Широко используется  многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях. Дети играют на детских музыкальных инструментах русские народные мелодии, играют в русские народные игры.

         Заключительным этапом в развитии нравственно-патриотического воспитания путем приобщении к народному творчеству являются народные праздники и развлечения. В нашем детском саду во всех возрастных группах традиционно проводится   Масленница, проводились мероприятия, рассказывающие детям о праздновании  Рождества и Пасхи.  Народным праздникам предшествует разучивание народных, тематических песен, закличек, народных танцев и игр (песня «Блины», танцы «Масленница», «Подойди и поклонись», игра «Воротики», «Блинок»).

    Для более полного ознакомления с русским народным творчеством я составила аудио подборки в папке «Музыкальное воспитание» :

    - «Русские народные песни для детей»

    - «Масленица, весна»

    - Печатные сборники русских народных игр для разных возрастов.

    Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

    Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.

    Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, папа, близкие родные люди, окружающие его.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственно – патриотическое  воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

    Заключительным этапом по формированию нравственно патриотических чувств при ознакомлении с образом  Родины в музыкальном воспитании в нашем детском саду являются праздники  во всех возрастных группах , где дети поют песни о маме, папе, бабушке, дедушке. Рассказывают стихи, исполняют танцы.

    Сюда же входит и репертуар, который разучивается и исполняется на мероприятиях, посвященных Дню флага, Дню защиты детей.

             Музыкальным материалом для воспитания любви к родине и семье послужило составление музыкальных  аудио сборников :

    - «Про Родину»

    - «Песни для мамы»

    - «Песни о папе»

    Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников по данным темам.

    Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

    Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и темы Сталинградской битвы и  Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Детям очень полюбились песни, такие как «Три танкиста», «Когда ветераны идут на парад».

    На тему «Защитники отечества» мною были составлены печатные сборники

    - «Сталинградская битва»

    - «23 февраля»

    - «9 мая»

    Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников по данным темам.

    Концерт к 9 мая помогает детям прочувствовать всю серьезность,  преданность и любовь российского народа к своей Родине.

             Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства, через восприятие музыкальных образов, которые  вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания,  чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы животных.

    Великий композитор П.И. Чайковский в своих музыкальных циклах «Детский альбом» и  «Времена года» передает все величие русской природы, что не может оставить равнодушными юные сердца маленьких патриотов.

    Собранные аудио сборники «Весна-красна», «Осенние песни» и «Сад и огород» так же помогают понять детям родную природу, учат ухаживать за ней и беречь ее.

    Осенний праздник – праздник касания души родной природы – ежегодно радует детей , воспитывая тем самым маленьких патриотов своей Родины.

    Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

    Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_muzyki_v_patrioticheskom_vospitanii.docx274.89 КБ
    Файл buklet.docx270.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Сказка» города Николаевска Волгоградской области

                                                                                                  Утверждено:

                                                                     Заведующий МДОУ «Сказка»

                                                                ______________ Т.В. Меденцова

    Сообщение на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом

    воспитании детей дошкольного возраста»

    в рамках педсовета по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Практика и перспективы».

    C:\Users\Админ\Desktop\фото педсовет\IMG_9893.JPG

    Подготовила:

    музыкальный руководитель

    Багаутдинова А. М.

    27.02.2020 год

    Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

            Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

              Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.

    Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

    «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,

    говорил Аристотель.

             Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.  

    Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах  о народных праздниках. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической  деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

    Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

    Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.   Широко используется  многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях. Дети играют на детских музыкальных инструментах русские народные мелодии, играют в русские народные игры.

         Заключительным этапом в развитии нравственно-патриотического воспитания путем приобщении к народному творчеству являются народные праздники и развлечения. В нашем детском саду во всех возрастных группах традиционно проводится   Масленница, проводились мероприятия, рассказывающие детям о праздновании  Рождества и Пасхи.  Народным праздникам предшествует разучивание народных, тематических песен, закличек, народных танцев и игр (песня «Блины», танцы «Масленница», «Подойди и поклонись», игра «Воротики», «Блинок»).

    Для более полного ознакомления с русским народным творчеством я составила аудио подборки в папке «Музыкальное воспитание» :

    - «Русские народные песни для детей»

    - «Масленица, весна»

    - Печатные сборники русских народных игр для разных возрастов.

    Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

    Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.

    Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, папа, близкие родные люди, окружающие его.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственно – патриотическое  воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

    Заключительным этапом по формированию нравственно патриотических чувств при ознакомлении с образом  Родины в музыкальном воспитании в нашем детском саду являются праздники  во всех возрастных группах , где дети поют песни о маме, папе, бабушке, дедушке. Рассказывают стихи, исполняют танцы.

    Сюда же входит и репертуар, который разучивается и исполняется на мероприятиях, посвященных Дню флага, Дню защиты детей.

             Музыкальным материалом для воспитания любви к родине и семье послужило составление музыкальных  аудио сборников :

    - «Про Родину»

    - «Песни для мамы»

    - «Песни о папе»

    Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников по данным темам.

    Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

    Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и темы Сталинградской битвы и  Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Детям очень полюбились песни, такие как «Три танкиста», «Когда ветераны идут на парад».

    На тему «Защитники отечества» мною были составлены печатные сборники

    - «Сталинградская битва»

    - «23 февраля»

    - «9 мая»

    Составление и ежегодное дополнение текстовых сборников по данным темам.

    Концерт к 9 мая помогает детям прочувствовать всю серьезность,  преданность и любовь российского народа к своей Родине.

             Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства, через восприятие музыкальных образов, которые  вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания,  чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы животных.

    Великий композитор П.И. Чайковский в своих музыкальных циклах «Детский альбом» и  «Времена года» передает все величие русской природы, что не может оставить равнодушными юные сердца маленьких патриотов.

    Собранные аудио сборники «Весна-красна», «Осенние песни» и «Сад и огород» так же помогают понять детям родную природу, учат ухаживать за ней и беречь ее.

    Осенний праздник – праздник касания души родной природы – ежегодно радует детей , воспитывая тем самым маленьких патриотов своей Родины.

    Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

    Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.



    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Админ\Desktop\im1g0.jpg

    C:\Users\Админ\Desktop\im2g0.jpg

    C:\Users\Админ\Desktop\Patrioticheskie_kartinki_8_04174625-1024x514.jpg

         C:\Users\Админ\Desktop\img0.jpg

    НАРОДНАЯ МУЗЫКА

    АУДИО СБОРНИКИ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП:

    Детские народные песни

    Песни на Масленицу

    ПЕЧАТНЫЕ СБОРНИКИ:

    Сборники русских народных игр

    Пасхальные песнопения

    Песенка Нового года

    (по возрастным группам)

    ОБРАЗ РОДИНЫ

    АУДИО СБОРНИКИ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП:

    Поцелую маму

    Песни про папу

    Песни о Родине

    ПЕЧАТНЫЕ СБОРНИКИ:

    Песни о Родине

    Песни к 8 марта и ко Дню Матери

    (по возрастным группам)

    C:\Users\Админ\Desktop\im11g0.jpg

    C:\Users\Админ\Desktop\img0.jpg

    ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

    АУДИО СБОРНИКИ ДЛЯ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП:

    9 мая

    Сталинградская битва

    ПЕЧАТНЫЕ СБОРНИКИ:

    23 февраля

    Песни Победы

    РОДНАЯ ПРИРОДА

    АУДИО СБОРНИКИ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП:

    П. И.  Чайковский «Детский альбом»

    Весна - красна

    Музыкальный календарь природы

    Песни о весне

    Осенние песни

    ПЕЧАТНЫЕ СБОРНИКИ:

    Песни осени

         C:\Users\Админ\Desktop\im11g0.jpg

               :

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

    Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

    Обобщение опыта работы на тему: «РОЛЬ МУЗЫКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

           Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его  личности,поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта о...

    Сообщение на тему: «Требования ФГОС и Программы к организации ролевых игр» в рамках педсовета на тему: «Ролевые игры как средство социально-коммуникативного развития»

    Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.  Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских...

    Сообщение для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в рамках проекта «Мой город».

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, место где человек родился или живет с рождения....

    Доклад на педсовете Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

    Доклад на педсовете Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

    Консультация "Участие детей дошкольного возраста в тематических акциях как средство нравственно-патриотического воспитания"

    Что такое тематические акцииЦель их проведенияПримеры тематических акций в детском саду...