Главные вкладки

    «Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» 2020
    методическая разработка

    Мигунова Наталья Васильевна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каменский детский сад»

     Богородского муниципального района Нижегородской области

    «Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

    воспитатель высшей кв.категории,

    Мигунова Наталья Васильевна

    Слайд 1, 2

    Мы часто сталкиваемся с тем, что наши дети слабо владеют знаниями о своей малой родине, стране, особенностях народных традиций. Часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.  

    Главная задача для нас, взрослых, как можно раньше пробудить в детях интерес к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, улице, развить интерес к доступным для ребенка, явлениям общественной жизни.

    Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.

    Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

    Слайд 3

    В нормативно – правовую основу педагогического процесса по нравственно – патриотическому воспитанию наших воспитанников были взяты следующие документы:

    1. Государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»(утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015г. №1493)

    Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015г. №1493, которая сохраняет непрерывность процесса к дальнейшему формированию патриотического сознания и ориентирована  на все социальные слои и возрастные группы граждан России)

    2. ФЗ  №273 «Об образовании»

    Принципы  ФЗ  №273 «Об образовании» предполагает воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма. (глава 1,  ст. 3. п.1.3)

    3. ФГОС ДО

    В ФГОС ДО обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (часть Iп.1.4.6)( Требования ФГОС ДО (часть II п.2.6) предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего  народа, об отечественных традициях и праздниках.)

    А требования к условиям реализации ООП «…предполагает использование проектной деятельности,..» (часть III. п. 3.2.5)

    Слайд 4Фото ученых

    Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольниковисследовались специалистами различных областей науки: философами,педагогами, психологами (К.Д.Ушинский, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский и др.).

    Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н.В.Алешина,Н.Ф.Виноградова,Л.Н.Воронецкая,А.Д.Жариков,Р.И.Жуковская,Е.А.Казаева,С.А.Козлова,Л.В.Кокуева,Н.Г.Комратова и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по

    патриотическомувоспитаниюдетейвучрежденияхдошкольногообразования.

    Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных психологов, ученых (А. Валлон, А. В.Запорожец, А. Н. Монтоев, О. М.Дьяченко, , Н. Н.Поддъяков,Е.Г.Кагаров, М.В.Крупенина, Н.Е.Веракса, Л.А.Венгер), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, я увидела целесообразность внедрения предложенной модели проектно-исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками.

    Практически все ученые считали,  что  метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать нравственные качества дошкольников, дает возможность изучить интереснейшие страницы в истории русской культуры и приобщать детей к культурным и общечеловеческим ценностям на разныхпримерах.

    Слайд 5

    Поэтому целью моей работы стало:

    Цель:

    Сформировать нравственно-патриотические чувства дошкольников в процессе проектной деятельности

    • Для достижения данной цели были поставлены задачи
    • Вовлечь детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну.
    • Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, поселку, стране, ее культурному наследию на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.
    • Развивать познавательный интерес к изучению родного края, родной страны, умение видеть прекрасное, гордиться этим.
    • Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, сделать их активными участниками воспитательно-образовательного процесса

    Система работы

    Работа  по созданию проектов проходила в несколько этапов и в разных направлениях:

     - работа с педагогами,

     -работа  с детей

     - взаимодействие с родителями,

     - обогащение РППС.

    Была  подобрана и  изучена литература по темам проектов

    Разрабатывался методический инструментарий: перспективные планы, конспекты НОД, бесед, экскурсий, игр; родительские собрания, консультации, буклеты  для родителей и педагогов.

    Работа над проектом предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, постоянного саморазвития и самообразования работников ДОУ.

    Поэтому с педагогами в ДОУ систематически проводятся консультации, теоретические и практические семинары, индивидуальные беседы, открытые просмотры, ознакомление с опытом работы педагогов («Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Особенности проектной деятельности в ДОУ»).

    Слайд 6

    Мы активно взаимодействуем с социальными партнерами: Домом народного творчества с.Каменок, краеведческим музеем с.Каменки, местной библиотекой,  МБОУ «Каменская школа», Каменским сельским советом.

    Слайд 7

    Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. А особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, найти необходимый материал, по итогам деятельности создать «Продукт». Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

    С родителями воспитанников проводили анкетирование по теме «Умею ли я создавать проект», «Уровень заинтересованности темой».

    Для реализации проектов были проведены родительские собрания по теме:  «Создание условий для  проектно-исследовательской деятельности дошкольников», «Патриотическое воспитание дошкольников», на которых родители ознакомились с основными направлениями нашей работы,так же для них были подготовлены консультации, беседы, оформлены стенды  «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», разработаны памятки, буклеты по патриотическому воспитанию и проектной деятельности дошкольников.

    Проводим мастер –классы «Создаем проект», а в дальнейшем и родители нам показывали мастер –класс. Родители охотно участвуют в наших мероприятиях (выставки, конкурсы, открытые встречи, праздники, экскурсии, творческих заданиях).

    Создав группу в Вайбере, мы обсуждаем с родителями возникающие вопросы реализации проектной  деятельности. Здесь, а так же на сайте  педагога, родители могут ознакомиться с планами проектов, ходом их реализации и посмотреть фотоотчеты по итогам проектов. Оставить отзывы и вопросы, сделать запрос на получение интересующей информации.

    Мы обмениваемся информацией через Вайбер, электронную почту, Флеш-накопители. Ведем электронную переписку.

    В данной форме охват родителей составляет 100%. Этот  вид общения позволяет своевременно реагировать педагогам на запрос родителя и сокращать время получения родителями необходимой информации, независимо от места нахождения родителя или педагога.

    Слайд 8

    Для  успешного решения поставленных задач совместно с родителями  мы обогатили РППС по темам проектов патриотической направленности:

    - оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;

    - уголок «Русская изба»

    - подобрали дидактические игры: «Моя семья», «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос»  и др.;

    - оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый поселок», «Нижегородская область и её достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края» и др..

    - макеты «Улица моего села», «Родная природа»

     - лэпбуки разной тематики

    - родители помогают в изготовлении атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр, праздников.

    - подобрали методическую, художественную литературу, видеофильмы, презентации, мультфильмы патриотической направленности, через которые дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о Российской армии,о природе, о родном крае, семье, России в целом, и др.

    - кроме того РППС обогащалась и на прогулочных участках групп.

    Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

    Слайд 9

    Формы работы с детьми

    В процессе создания проектов мы используем такие формы работы с детьми:

    - занятия-путешествия;

     -  просмотр фильмов, презентаций.

    - беседы с использованием ИКТ

    - продуктивная деятельность

    -сюжетно-ролевые, дидактические, народные игры

    - рассматривание иллюстраций

    - встречи с интересными людьми по темам проектов

    - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии

    -организация выставок детских работ

    -сбор материалов по темам проектов

    Слайд 10

    Фото слайда с треугольниками

    Свою систему работы по проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу: «От простого к сложному. От близкого – к далекому. От малого  - к великому». Система работы

    состоит из следующих тематических блоков: 
    Тематический блок: «Моя семья. Мой дом»,  блок «Детский сад»,  блок«Родной свой край люби и знай!»,  Блок «Моя Родина – Россия.

    Слайд 11

    В тематический блок «Моя семья. Мой дом»вошли следующие проекты: «Моя семья»: «Моя мама самая-самая», «Военные профессии в моей семье»,

     «Папывсякие нужны, папы всякие важны», «Традиции моей семьи», «Увлечение моей мамы».

    Каждый проект заканчивается защитой. Представление проектного продукта происходит в виде таблицы, плакаты, макета или компьютерной презентации. Дети приобретают опыт публичной защиты, учатся излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями.


    Слайд 12

    В блок «Родной свой край люби и знай!» вошли такие проекты:

    Достопримечательности села. Мой дом, моя улица.

    У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей села Каменки, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

    Слайд 13

    Проект «Как помочь птицам зимой?».

    Природа  доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края (растительность, животный мир) дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

    Слайд 14,15

    Проект «Традиции и быт русского народа»
    Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем детей к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков. В рамках данного проекта в группе был создан мини-музей «Светелка»

    Слайд 16

    Кроме малой Родины дети должны знать историю  своего государства (герб, гимн, флаг, национальности, столицу страны, разные города, исторические события)  

    Блок «Моя Родина - Россия»: проекты «Богатыри земли Русской», «Города России», «Будем Родине служить», «Космос», «Великая Отечественная война в истории моей семьи»,

    Слайд 17

    Наиболее интересным в нашей работе стал проект «Великая отечественная война в истории моей семьи». История каждой семьи тесно связано с историей страны и в т.ч. с военной историей.

    Совместно с родителями наши ребята занимались исследовательской деятельностью, собирали сведения о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ, создавая проекты. При использовании информационной  поддержки семей воспитанников в группе собраны уникальные наградные документы (фотографии наград, выписки из приказов о награждениях, о подвигах) участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и прабабушек наших детей.

    Нашим ребятам есть чем гордиться и есть, что беречь в своей памяти!

    Слайд 18

    В дальнейшем свои проекты ребята презентовали товарищам в группе и на музыкально-литературной гостиной, традиционно проходящей в ОУ в предверии 9 Мая.

      Пока мы помним, бережем  и чтим прошлое, историю своей семьи, своего края, своей Родины.  Мы можем передать своим детям высочайшие ценности - патриотизм и любовь к своей Родине.

    Слайд 19

    В результате проделанной работы:

    • Обобщён опыт работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников через проектную деятельность»
    • Разработан методический инструментарий (перспективные планы, конспекты ОД, развлечений, серия «Литературных вечеров», картотека игр, медиатека, консультативный материал для педагогов и родителей)
    • Разработана серия проектов
    • Созданы продукты проектной деятельности (книги (бумажные и электронные): «Зимующие птицы», «Все о маме», «Война в моей семье», «Семейная коллекция», «Космос» и др.; макеты в игровую зону «Планеты Солнечной системы»,  Лэпбуки «Великая Победа!», «Моя Родна - Россия», «Богатыри земли Русской», «Театр» и др.; организованы мини-музеи «Светелка», «Народная игрушка», выставки)
    • Разработан консультативный материал для родителей по теме.
    • Включены новые для ОО формы взаимодействия с родителями (мастер-класс, «Почтовый ящик», группа для родителей в Вайбере)
    • Организована «Проектная мастерская» для педагогов ОО.

    Слайд 20

    На данном слайде представлен анализ эффективности проведенной работы

    Карта оценки индивидуального развития ребенка. «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева .  Анкетирование родителей.

    Анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:

    - значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к семье, краю, стране, культуре и традициям  у дошкольников;

    - с удовольствием рассказывают о семье, национальных традициях;

    - проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

    - стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

    - интересуются предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

    - дети стали более активны в познавательно- исследовательской деятельности.

    Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги – семья». Включившись в поисково-исследовательскую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители смогли не только почерпнуть и обогатить свои знания о своей Родине, но и улучшить взаимоотношения со своими детьми.

    Т.о., проектный метод, основываясь наличностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивал познавательный интерес к различным областям знаний, формировал навыки сотрудничества, способствовал формированию у детей личностной культуры, приобщил дошкольников к богатому культурному наследию своей малой Родины, заложил прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом своих предков, присущим им нравственных ценностям, традициям, особенностям материальнойи духовной среды.

     Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических чувств у дошкольников является действенным и эффективным.

    Слайд 21

    • Данный опыт работы был представлен  на Публичных отчетах ДОО, педсоветах (представление опыта работы).
    •  На районных педагогических  конференциях «Педагог и инновация; идеи, опыт, практика»
    • Опубликован в «Богородской газете»
    • В сборнике статей «Материалы по дошкольному образованию»
    • Консультации для педагогов и родителей размещены на собственном электронном ресурсе сайта «nsportal».
    • С данной работой  приняла участие  в первом региональном конкурсе среди педагогов дошкольных образовательных учреждений «Педагог года -2019» Мининский университет
    •  А с ребятами по данной тематике принимаем участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах

    Адресная направленность

    • Данная работа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

    В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в гражданско- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

     Патриотизм- многогранное по своему содержанию, сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Проблема патриоти...

    Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

    В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

    Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Мы все прекрасно знаем, что в современном  мире с каждым годом растет количество людей попавших под влияние виртуальной реальности. Что стирается грань между вымышленным и фактическим,  сгла...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

    Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

    laquo;Детство – каждодневное открытие мира и,            поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...

    Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

    Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...