Главные вкладки

    «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение в условиях работы консультационного центра»
    статья

    В последнее время обозначилась проблема обеспечения местами в детском саду детей с более раннего возраста - с 1 года.  Открытие данных групп является поддержкой для семей, в том числе льготных категорий, в обеспечении их помощью в уходе за детьми раннего возраста, их воспитании и развитии. Поэтому ранее психолого-педагогическое сопровождение семьи детей на сегодняшний период является одним из наиболее эффективных способов сопровождения. Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как он приспосабливается и адаптируется к окружающей действительности. Уровень адаптированности, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование таких наиважнейших сфер развития ребенка, как психомоторная, речевая и эмоциональная. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели.

    На данный момент многие дошкольные образовательные учреждения внедряют в практику таких вариативные формы дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи.

    На базе нашей дошкольной организации функционирует консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации. В рамках работы консультационного центра специалистами проводятся еженедельные занятия с детьми раннего возраста в группе «Вместе с мамой, вместе с папой». В работу с детьми раннего возраста задействованы все специалисты консультационного центра: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, администрация дошкольного учреждения).

    Данное направление работы выступает как одно из важных направлений в сопровождении семьи с детьми раннего возраста.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение в условиях работы консультационного центра».

    В основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективах ее развития в Российской Федерации определено, что «в ближайшее время большое внимание будет уделено созданию системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особому направлению развития системы дошкольного образования».

    Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) признается самостоятельным элементом современной модели образования.  Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.  Образовательный эффект мы обосновываем тем, что ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека уникальным и неповторимым, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Ранний возраст – это период интенсивного физического и психического развития, а также фундаментальные личностные образования.   В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

    В последнее время обозначилась проблема обеспечения местами в детском саду детей с более раннего возраста - с 1 года.  Открытие данных групп является поддержкой для семей, в том числе льготных категорий, в обеспечении их помощью в уходе за детьми раннего возраста, их воспитании и развитии. Поэтому ранее психолого-педагогическое сопровождение семьи детей на сегодняшний период является одним из наиболее эффективных способов сопровождения. Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как он приспосабливается и адаптируется к окружающей действительности. Уровень адаптированности, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование таких наиважнейших сфер развития ребенка, как психомоторная, речевая и эмоциональная. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели.

    Возрастающая потребность общества в предоставлении дошкольного образования детям раннего возраста, ставит задачи перед муниципалитетом и в частности непосредственно перед дошкольными организациями создать условия для удовлетворения потребности общества на обеспечение детей раннего возраста дошкольным образованием. Следует отметить, такие ключевые моменты:

    • Необходимость формирования у родителей навыков взаимодействия с ребенком в процессе детских видов деятельности, направленных на сохранение и поддержание здоровья ребенка и его всестороннее развитие.
    • Существующая модель (система) методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях требует обновления содержания форм, методов и технологий повышения профессиональной компетентности педагогов по работе с детьми раннего возраста.

    На данный момент многие дошкольные образовательные учреждения внедряют в практику таких вариативные формы дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службы ранней помощи.

    На базе нашей дошкольной организации функционирует консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации. В рамках работы консультационного центра специалистами проводятся еженедельные занятия с детьми раннего возраста в группе «Вместе с мамой, вместе с папой». В работу с детьми раннего возраста задействованы все специалисты консультационного центра: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, администрация дошкольного учреждения).

    Данное направление работы выступает как одно из важных направлений в сопровождении семьи с детьми раннего возраста.

    Работа группы «Вместе с мамой, вместе с папой» позволяет осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста: психолого-педагогическая деятельность (всестороннее развитие ребенка с помощью современных форм и технологий образовательной деятельности), консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей раннего возраста.

    Цель работы данной группы заключается в создании условий для полноценного психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение.

    Задачи работы группы «Вместе с мамой, вместе с папой»:

    1.Разработка и реализация системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста (в т.ч. детей с ОВЗ), обеспечивающая:

    • применение индивидуальных мер коррекции и развития;
    • стимуляция потенциальных возможностей каждого ребенка;
    • осуществление профилактики неблагополучного развития детей;
    • обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
    • обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослым в детском саду и семье.

    2.Усиление роли семьи в вопросе психолого-педагогического развития детей раннего возраста.

    Работа в консультационном центре и в группе «Вместе с мамой, вместе с папой «имеет свои этапы:

    • Предварительная беседа с родителями до записи на консультацию и посещение группы «Вместе с мамой, вместе с папой» к специалисту осуществляется по телефонному звонку или личному посещению с целью выяснения причин обращения. Если заявленная проблематика решаема специалистами центра, то родителей записывают на первичную консультацию, если же нет, то обязательно дается рекомендации, куда следует обратиться. Также родители могут получить информацию о целях и задачах консультационного центра через информационный стенд и сайт дошкольной организации.
    • Психолого-педагогическое сопровождение предваряет проведение первичной консультации с родителями (законными представителями). Первичная очная беседа или консультация педагога-психолога с родителями проводится по заявленной проблеме. По результатам первичной консультации при необходимости назначается дополнительная консультация педагога-психолога, либо ребенок направляется к другому специалисту. Либо законные представили оформляют документы на психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста в группе «Вместе с мамой, вместе с папой». Предварительная диагностика ребенка и родителей с учетом оговоренной проблемы также проводится до поступления его на психолого-педагогическое сопровождение. По результатам данной диагностики педагог-психолог решает, какой вид развивающей работы подходит конкретному ребенку (индивидуальные, групповые или комбинированные развивающее-коррекционные игровые сеансы). Это очень важный этап психолого-педагогического сопровождения ребенка, поскольку он предполагает своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. В рамках работы консультационного центра с ребенком проводится психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Е.А. Стребелевой). 
    • На основании полученных предварительных данных психолого-педагогической диагностики и запросом родителей (законных представителей) составляется развивающая программа на ребенка, поступившего на психолого-педагогическое сопровождение в группу «Вместе с мамой, вместе с папой». 

    Данная программа как правило включает следующие цели и задачи: знакомство или приветствие ребенка и родителей (законных представителей), устанавливание эмоционального контакта, положительного фона; наблюдение за спецификой общения и взаимодействия родителей и ребенка; развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и тонкой моторики; развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной выразительности матери и ребенка; развитие познавательной сферы и психических функций (внимания, памяти, мышления и речи). На практике форма работы специалиста с ребенком и родителями (законными представителями) представляет собой составленный специалистом цикл развивающих занятий, имеющий свою динамику. Игры и упражнения предлагаются с усложнениями (от легкого к сложному), если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. 

    Работа с родителями ведется в течение всей психолого-педагогической работы заключается в следующем:

     1. С родителями детей, которые будут посещать игровые сеансы, проводится беседа о правилах работы консультационного центра и группы «Вместе с мамой, вместе с папой», о взаимных правах и обязанностях. 

    2. Родители и педагоги полностью согласуют свои действия в отношении детей, находящихся на сопровождении в консультационном центре. Родители обязуются участвовать в развивающей работе. 

    3. Родители имеют право посещать психолого-педагогические занятия, наблюдать за игрой детей, задавать вопросы педагогу-психологу, учителю-логопеду, администрации дошкольного учреждения и другим специалистам детского сада. 

    4. Периодически специалисты консультационно центра и группы «Вместе с мамой, вместе с папой» беседуют с родителями для обмена информацией о ребенке, его проблемах и достижениях. Проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей. Родители имеют наглядное представление о работе группы, о достижениях своих детей. 

    К формам работы с родителями так же относится проведение групповых консультаций, оформление стенда разнообразной тематикой, проведение индивидуальных консультаций для родителей с педагогом-психологом, логопедом, руководителем, предоставление родителям информационных материалов по воспитанию и развитию детей, оказание помощи в оснащении игровыми средствами и оборудованием и организации предметно-развивающей среды дома. Родители получают рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в начале, средине и конце цикла занятий, по результатам первичной, промежуточной и заключительной диагностики. 

    Занятия в группе «Вместе с мамой, вместе с папой» проводятся один раз в неделю, продолжительностью один час.  В течение часа с ребенком взаимодействуют, проводят занятия следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Длительность занятия каждого специалиста составляет от 10 до 15 минут. Специфика работы группе «Вместе с мамой, вместе с папой) выступает в системе «тройственного союза» – «Специалист– ребенок – родитель (законный представитель).

    Мы заметили, что на сегодняшний день мало систематизированного практического материала по работе специалистов в группе с детьми раннего возраста в рамках работы консультационного центра.  Мы предлагаем свое видение особенностей работы педагога-психолога и других специалистов консультационного центра с родителями и детьми раннего возраста. Далее представлены примерные календарно-тематические планирования специалистов в группе «Вместе с мамой, вместе с папой».

    Примерное календарно-тематическое планирование педагога-психолога в рамках работы консультационного центра (первое полугодие)

    Цель занятий: помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Возрастная группа: дети 2-4 лет.

    Продолжительность: Занятия проводятся 1 раз в две недели продолжительностью 15-20 минут.

    Дата/  месяц

    Тема занятия

    Цель   занятия

    Октябрь

    1

    Занятие   «Божья коровка»

    1. Создание положительного эмоционального настроя в   группе;

    2. Развитие умения действовать соответственно правилам   игры;

    3. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики,   ориентации в собственном теле

    4. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера   предметов);

    5. Развитие внимания, речи и воображения.

    2

    Занятие   «Листопад»

    1. Создание   атмосферы эмоциональной безопасности.

    2. Снятие   эмоционального и мышечного напряжения.

    3. Снижение   импульсивности, повышенной двигательной активности.

    4. Развитие   умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

    5. Развитие   слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.

    6. Развитие   речи, воображения, творческих способностей.

    Ноябрь

    3

    Занятие   «Мячик»

    1. Сплочение   группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

    2. Повышение   эмоционального тонуса.

    3. Развитие   чувства ритма, координации движений.

    4. Развитие   ориентации в пространстве.

    5. Обучение   отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей,   предметов.

    6. Развитие   зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

    4

    Занятие   «Прогулка в осенний лес»

    1. Сплочение   группы, развитие эмпатии.

    2. Развитие   слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на   инструкцию.

    3. Снижение   излишней двигательной активности.

    4. Обучение   различению цветов, соотнесению предметов по цвету.

    5. Развитие   пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов   (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей.

    6. Развитие   общей моторики.

    7. Развитие   памяти, речи и воображения.

    Декабрь

    5

    Занятие   «Мыльные пузыри»»

    1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии.

    2. Снятие излишней двигательной активности,   импульсивности.

    3. Обучение детей установлению контакта друг с другом,   сплочение группы.

    4. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

    5. Развитие внимания, речи и воображения.

    6

    Занятие   «Новый год»

    1. Создание   положительного эмоционального настроя в группе.

    2. Отработка   умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и   текстом песни.

    3. Отработка   быстроты реакции.

    4. Развитие   общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

    5. Развитие   тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

    Примерное календарно-тематическое планирование инструктора по физической культуре в рамках работы консультационного центра (первое полугодие)

    Октябрь

    Задачи

    Ознакомить с ходьбой и бегом в заданном направлении; развивать умение сохранять   равновесие, ознакомить с прыжками на 2-х ногах на месте, на мат, по мату; ходьба и бег в колонне по одному; ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени.

    1-я часть: Вводная

    1.Ходьба: в прямом направлении, всей группой, в колонне по одному «Поезд».

    2. Бег:  за воспитателем, в колонне по одному «Поезд».

    ОРУ

    «Кисонька»

    «Воробьи – воробушки»

    № Занятия

    1

    2

    3

    4

    2-я часть:

    ОВД

    1. Ходьба в прямом направлении: «по узенькой дорожке».

    2. Ползание на четвереньках по прямой.

    1. Ходьба по ребристой дорожке.

    2. Прыжки на 2–х ногах по мату.

    1. Ползание на четвереньках по прямой.

    2. Запрыгивание на мат.

    1. Ходьба по скамейке прямо.

    2.Запрыгивание на мят (15см)

    3. Ползание под дугами.

    3-я часть:

    П/игры

    «Бегите ко мне».

    «Догоните меня»

    «Самолёты»

    «Найди свой домик»

    Мало-

    подвижные

    игры

    Ходьба «стайкой» за педагогом, в руках игрушка.

    Ходьба «стайкой» за педагогом, в руках игрушка

    «Найди мяч», «Надуй шар» (дыхательные упражнения)

    Ходьба друг за другом.

    Ноябрь

    Задачи

    Учить ходить и бегать по кругу, развивать устойчивое положение при ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры; развивать умение приземляться на полусогнутые ноги; во время ходьбы и бега действовать по плану, развивать навык энергично отталкивая мяч друг другу при прокатывании.

    1-я часть: Вводная

    Ходьба за взрослым, ходьба на носках, на пятках; ходьба «пингвины», «мишки косолапые». Ходьба и бег по сигналу, с остановкой и выполнением задания ( «Лягушки», «Цапля», «Заяц», «Петушок»); по кругу по ориентирам; в колонне по одному.

             

    ОРУ

      «Медвежата»

    «Идём в лес»

    № Занятия

    1

    2

    3

    4

    2-я часть:

    ОВД

    1. Перепрыгивание через шнур, положенный на пол, с приземлением на согнутые ноги.

    2. Прокатывание мяча в прямом направлении:

     - двумя руками, энергично отталкивая;

     - до ориентира

    1. Прокатывание мячей друг другу

    2. Ползание на четвереньках:

     - прямо (5м);

     - «змейкой» между предметами.

    1. Ползание под шнур на четвереньках (выс. 50см).

    2. Ходьба и бег между двумя параллельными линиями (ширина 20 см).

    1. Ходьба и бег между двумя параллельными линиями (ширина 15 см).

    2.Прыжки  на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 1,5 м

    3-я часть:

    П/игры

     «Самолёты»

    «Поезд»

    «Воробушки и автомобиль»

    «Самолёты»

    Мало-

    подвижные

    игры

    «Угадай, кто кричит?»

    «Угадай, чей голос?».

    «Найди мяч», «Надуй шар» (дыхательные упражнения)

    Ходьба по массирующим коврикам

    Декабрь

    Задачи

    Закрепить навыки ходьбы и бега в колонне по одному; с выполнением заданий по сигналу в чередовании бега и ходьбы; упражнять: в прыжках из обруча в обруч; прокатывании, бросании и ловле мяча; в равновесии на уменьшенной площади опоры.

    1-я часть: Вводная

     Ходьба в колонне по одному  на сигнал выполнить задание («Бабочки», «Лягушки», «Зайки»); в чередовании бег и ходьба; бег врассыпную. Построение в круг.

    ОРУ

    «В гостях у солнышка»

    «Цирковые медведи»

    № Занятия

    1

    2

    3

    4

    2-я часть:

    ОВД

    1.Ходьба по ребристой доске, положенной на пол.

    2.Прыжки  на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 1,5-2 м.

    1. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч (3 шт.)

    2. Прокатывание мячей в прямом направлении.

    1. Ловить мяч и бросать и бросать его обратно маме (расстояние 0,5 м).

    2. Ползание на четвереньках в прямом направлении. Игровое задание «Кто быстрее?»

    1. Ползание под дугу высотой 50 см на четвереньках.

    2. Ходьба между двумя линиями (ш.-20 см), руки на поясе.

    3-я часть:

    П/игры

     «Не боимся мы кота»

    «По ровненькой дорожке»

    «Воробушки и автомобиль»

    «Найди свой домик»

    Мало-

    подвижные

    игры

    «Где спрятался мышонок?»

    «Самомассаж»

    «Каравай»

    Ходьба по массирующим коврикам

    Примерное календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в рамках работы консультационного центра (первое полугодие)

    Месяц

    Тема занятия

    Содержание работы с ребенком

    ОКТЯБРЬ

    1-е занятие

    Тема: «Здравствуй, Мишка», «Прятки»

    Рассмотреть с ребенком медвежонка:

    Словарь существительных:

    где у мишки глаза, рот, уши, лапы, животик.

    Глагольный словарь: мишка ходит, рычит, танцует, прячется, падает, протягивает лапы.

    Прилагательные: плюшевый, мягкий, милый, забавный, славный, неуклюжий, коричневый.

    Оборудование. Плюшевый медвежонок.

    1. Упражнение «Покажи, где у мишки, где у тебя?» - закрепить названия частей своего тела.

    2. Упражнение «Делай как Мишка» - выполнение действий за медвежонком с проговариванием.

    3. Заучивание стихотворения (если ребенок говорящий) «Мишка»:

    Мишка милый, мишка славный,

    Неуклюжий и забавный.

    Весь из плюша мишка сшит,

    Ватой пышною набит.

    4. Игра «Прятки с медвежонком»

    НОЯБРЬ

    1-е занятие

    Тема: «Мишка с куклой», «Мишка кружится».

    Цель. Научить малыша координировать свои движения по тексту песенки; выполнять действия с игрушками по показу взрослого и самостоятельно.

    Оборудование. Мишка, кукла, волчки по количеству детей.

    1. Разучивание движений по тексту песенки;

    1.Разучиваем песенки (по возможности малыша);

    2. Игры с мишкой, куклой, разными волчками для развития мелкой моторики.

     

    2-е занятие

    Тема «Мишка учит стихотворение»

    Цель. Развивать память ребенка с опорой на пальчиковые движения рук.

    Оборудование. Текст с изображением пальчиковых движений. Мишка.

    Потешка «Жили – были зайчики», сопровождая тексты движениями пальчиками рук (вначале помогаем ребенку, затем просим повторить за мамой или логопедом).

    ДЕКАБРЬ

    2-е занятие

    Тема «Мишка и ветерок»

    Цель. Формировать у ребенка правильный, целенаправленный выдох. Знакомство с органами речевого аппарата (рот – губы, зубы, язык).

    Оборудование. Зеркала или большое общее зеркало; мячики и листочки по количеству малышей, свистульки.

    Разучиваем игры на примере мамы и логопеда «Кто дальше прокатит мячик», «Забей мяч в ворота» - учим малыша дуть по языку, вырабатываем правильный выдох.

    Игра «Сдуй листочек», «Ветерок» и игры со свистульками, которые позволяют разрабатывать сильный выдох по центру языка ребенка.

    2-е занятие

    Тема: «Мишка слушает, как шумят игрушки»

    Цель. Формирование фонематического слуха с помощью шумов окружающего мира.

    Словарь: бубен, колокольчик, молоточек, погремушка; бренчит, стучит, звенит, шумит;

    большая, маленькая.

    Оборудование. Шумелки и звучащие игрушки.

    Игры:

    «Посмотри – послушай»

    «Послушай и пошуми так же»

    «Какой инструмент играет»

    Примерное календарно-тематическое планирование  музыкального руководителя в рамках работы консультационного центра (первое полугодие)

    № занятия

    Задачи

    Репертуар

    1 – 2

    Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку веселого, задорного характера, активировать разнообразные действия ребенка в связи с содержанием музыки (приплясывание, простые образные движения)

    «По кругу мы шагаем», «Мы ногами топ-топ-топ», «Жираф»,«Автобус», «Кто сумеет показать», «Паровоз»,«С мамой по дорожке»

    3 – 4

    Осваивать ходьбу под маршевую песню, упражнять в легком беге. Формировать выполнять простейшие плясовые движения (хлопать а ладони, взмахивать кистями рук, топать, выполнять «пружинку», выставлять ногу на пятку)

    «По кругу мы шагаем»

    «Мы ногами топ-топ-топ»

    «Жираф»

    «Автобус»

    «Кто сумеет показать»

    «Паровоз»

    «С мамой по дорожке»

    5 – 6

    Формировать согласовывать движения с музыкой. Развивать интерес к движениям под музыку. Активизировать действия, вызвать соответствующее эмоциональное состояние.

    «По кругу мы шагаем», «Пляска с платочками», «Приседай»

    «Кто сумеет показать»

    «Паровоз»

    «Едем, едем на лошадке»

    «С мамой по дорожке»

    Литература: 

    1. Новые формы дошкольного образования. Выпуск 1 // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. Харисова Е. Центр игровой поддержки // Учительская газета, 2010.
    2. Барсукова, О. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка" / О. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 15-17.
    3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с прил. альбома  «Наглядный материал для обследования ребенка детей / (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др.); под ред. Е.А. Стребелевой.  5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 182 с. + Прил. (248с.: ил.).
    4. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья/Сост.: Разенкова Ю.А.-М.:ФГБНУ «ИКП РАО», 2016. – 85с.
    5. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в ДОУ/Сост.: Афонькина Ю.А.. – М.: АРКТИ, 2019. – 80с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

    «Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...

    Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

    Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

    Психолого-педагогическая сущность адаптации детей раннего возраста

    В данном материале говорится опонятии "адаптация", о задачах,  сущности адаптации, о проблемах адаптации, ......

    Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста

    Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.За кризисом первого года жизни приходи...

    Перспективы развития консультационного центра для детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их родителей

    Существующие проблемы, ожидаемые результаты,показатели, позволяющие оценить качество деятельности центра, формы взаимодействия с семьями...

    Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

    Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...