«Повышение профессиональной компетенции молодых воспитателей через использование коучинг-сессии»
методическая разработка

Панферова Наталья Геннадьевна

   Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса

Для эффективного решения педагогических задач необходимо, чтобы педагог знал особенности своих воспитанников, эффективные способы взаимодействия с ними. Поэтому особое внимание в начале подготовки воспитателей к организации совместной деятельности с детьми важно уделять развитию у педагогов умений и навыков ставить конструктивные цели, находить и отбирать эффективные способы решения педагогических проблем.  

Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы с воспитателями, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области воспитания и развития детей. К таким методам можно отнести коучинг – сессию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема моего сообщения: «Повышение профессиональной компетенции молодых воспитателей  через использование коучинг-сессии»

Слайд 2

В своей деятельности я опираюсь на нормативно-правовые документы, представленные на слайде

Слайд 3

Конфуций говорил:

«Давай наставления только тому,

кто ищет знаний.

Оказывай помощь только тому,

кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы.

Обучай только того, кто способен,

узнав про один угол квадрата,

представить себе остальные три».

В своей работе я опиралась на большинство  доступных мне исследований в области педагогики и психологии.

В современной практике использую методическую и практическую литературу Макса Ландсберга, Джули Стар, Абрека Смолкина, которые помогают мне осуществлять индивидуальную поддержку педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной компетентности.

Слайд 4: Актуальность

    Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса

Для эффективного решения педагогических задач необходимо, чтобы педагог знал особенности своих воспитанников, эффективные способы взаимодействия с ними. Поэтому особое внимание в начале подготовки воспитателей к организации совместной деятельности с детьми важно уделять развитию у педагогов умений и навыков ставить конструктивные цели, находить и отбирать эффективные способы решения педагогических проблем.  

Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные методы работы с воспитателями, которые развивают активность, инициативность педагогов, способствуют повышению компетентности воспитателей в области воспитания и развития детей. К таким методам можно отнести коучинг – сессию.

                                       

Слайд 5

Цель  моей работы:

повышение  профессиональной компетенции молодых  воспитателей,  посредством коучинг-сессии

Слайд 6

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • Способствовать повышению квалификации молодых воспитателей  через  индивидуально - дифференцированный подход и через использование инновационного  метода.
  • Способствовать изменению мотивации молодого воспитателя, развитию самосознания, самообразования, самостановления.

Слайд 7

В моей педагогической деятельности работа с педагогами определяется следующей педагогической идеей: форма повышения педагогической компетентности такая, как коучинг, выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию воспитателей.   

Слайд 8

Вся работа с педагогическим коллективом была разбита на три этапа.  Остановимся на каждом из них поподробнее.

I этап – Подготовительный.

На данном этапе я изучила методическую литературу, подобрала диагностический материал (анкеты) для педагогов, подготовила вопросы для проведения  коучинг-сесии.

Слайд 9 Аналитический этап.

На данном этапе  я проанализировала педагогический коллектив Учреждения.  Педагогический коллектив, это люди с разные по возрасту, характеру и опыту работы.

В настоящее время педагогический коллектив Учреждения составляют 12 педагогов.

1 музыкальный руководитель;

10 – воспитателей.

1 старший воспитатель.

Педагогический коллектив Учреждения можно охарактеризовать как формирующийся. На слайде можно проследить, как изменялся состав педагогического коллектива в течение последних 3,5 лет. В настоящее время  в нашем Учреждении: 7 воспитателей имеют педагогический  стаж до 5 лет; 3 воспитателя  имеют педагогический стаж от 5-15 лет; 3  педагога стаж педагогической деятельности составляет свыше 15 лет.

Слайд 10

На слайде Вы можете увидеть информацию по аттестации педагогического коллектива за последние 3,5 года.  

Слайд 11,12

В рамках коучинг –сессии мною был намечен  план работы с воспитателями и проведено анкетирование педагогов на возможные затруднения в воспитательно-образовательной  деятельности.

Слайд 13

Результаты анкетирования показали, что у воспитателей имеется ряд затруднений в организации педагогической деятельности, а именно в:

  • Оформлении, в ведении документации;
  • В организации детской деятельности и режимных моментов (молодые воспитатели);
  • В выборе эффективных форм работы по взаимодействию с семьей (молодые воспитатели);
  • В использовании ИКТ в педагогической деятельности;
  • В подготовке к аттестации

Слайд 14

Для работы с воспитателями я выбрала инновационную технологию  коучинг-сессия. Что же такое?

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности.

 Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Коуч-сессия – это беседа Коуча (старшего воспитателя, опытного педагога, наставника и т. д.) с Клиентом (педагогом, которая предполагает определенную структуру построения и имеет свои характеристики. Задача данной беседы состоит в том, чтобы продвинуть Клиента к поставленной цели.

В данном виде консультирования Коуч опирается на возможности самого педагога, подводит его к самостоятельным выводам. Таким образом, коучинг –сессия – это одна из форм для индивидуальной работы с педагогом.

Коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.

Слайд 15

Общую основу коучинга можно описать несколькими словами:

  1. партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат.

Слайд 16

Каждую возникающую у воспитателя проблему, мы прорабатывали с помощью коучинг-сессии, проходя ряд этапов (их можно увидеть на слайде), которые он включает в себя, и  таким образом, намечая план работы по устранению возникшей проблемы.

Каждому этапу коучинг – сессии соответствует ряд вопросов, на которые может опираться коуч во время работы с педагогом или группой педагогов.                                                                                    

Слайд 17

Далее были определены формы работы с педагогами наиболее эффективные для них в решении проблем. Форма работы для каждого воспитателя подбиралась индивидуально согласно плану коучинг сессии.

Слайд 18,19

Мною был составлен план работы на учебный год по работе по устранению выявленных затруднений у воспитателей.  И индивидуальные планы в рамках коучинг-сессии.

Слайд 20-25

По плану коучинг-сесии с педагогами проводились не только консультации индивидуальные, групповые, но и другие формы работы, например молодые воспитатели выходили на открытые занятия или на мастер-класс к более опытным педагогам, участвовали в тренингах, педагогических мастерских.

Слайд 26,27

 После  проведенной работы Вы можете увидеть, как изменились результаты анкетирования  педагогов.

Начинающие воспитатели стали более уверенно чувствовать себя при организации образовательной деятельности, режимных моментов, в общении с родителями детей. Меньше вопросов стало у педагогов при ведении документов, в частности планирования. Более ясной стала процедура подготовки к аттестации и теперь у воспитателей появилось стремление получить первую квалификационную категорию.  В течение моей педагогической деятельности первую квалификационную категорию получили вновь три молодых педагога. Воспитатели стали более активно пользоваться ИКТ в образовательной деятельности, принимать участия в мероприятиях педагогических сообществ в сети Интернет, проводить мероприятия с родителями.

Слайд 28

Своим опытом работы, как по данной теме, так и по другим вопросам делюсь на Педагогических совещаниях,  районном методическом объединении, делюсь опытом с коллегами на страничке сетевого сообщества МААМ.

  • Проведение консультаций для воспитателей: «Особенности организации здоровьесберегающей среды» «Технология метода проектов в деятельности ДОУ»; «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
  • Семинары «Современные методы и технологии дошкольного образования »; «Формирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
  • Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками»

Слайд 29.

Для изучения своей темы я использовала методическую литературу, представленную на слайдах.

Слайд 30

Коуч помогает людям выполнить свою работу лучше, чем они это делают сейчас, развивает их навыки и уверенность в себе.

Попробуйте стать коучами – это интересно и полезно для всех!

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Повышение профессиональной компетенции молодых воспитателей через использование коучинг - сессии » выполнила: старший воспитатель Панферова Н.Г. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2

Нормативно-правовые документы ФГОС ДО: Требования к кадровым условиям реализации программы «Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей работников образовании утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства здравоохранение и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт "Педагог (воспитатель, учитель)" применяется с 1 января 2017 года.

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования 1.Научно - исследовательские условия изучение методической литературы и интернет – ресурсов по теме исследования, изучение передового педагогического опыта других педагогов; анкетирование воспитателей «Анкета для начинающих педагогов»; подбор педагогической диагностики и проведение диагностических мероприятий на начальном этапе исследования («Диагностическая карта затруднений и возможностей педагога»). 2.Методические условия. изучены и используются в работе с воспитателями методические пособия: Макса Ландсберга «Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете»; Абрека Смолкина «Методы активного обучения».; Истратовой Оксаны Николаевны «Справочник психолога-консультанта организации» и др. разработан перспективный план и планы работы коучинг-сессий с молодыми воспитателями; разработка технологических карт, памяток. 3.Организационно - педагогические условия. Участие в РМО с докладом по теме: «Инновации в работе старшего воспитателя» Пополнение методического кабинета научно-методической литературой. Реализация мероприятий по организации взаимодействия между педагогами ДОУ (тренинги, отрытые просмотры, мастер-класс, круглые столы, дискуссии)

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования По мнению Тимоти Гэллвея « Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности» По мнению Елены Александровны Цыбиной , Надежды Михайловны Зыряновой « Коучинг (англ. Coaching ) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения» Внедряя этот инновационной метод в методическую работу, считается, что коучинг педагогов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей.

Слайд 6

Цель: повышение профессиональной компетенции молодых воспитателей, посредством коучинг-сессии Задачи: Способствовать повышению квалификации молодых воспитателей через индивидуально - дифференцированный подход и через использование инновационных методов. Способствовать изменению мотивации молодого воспитателя, развитию самосознания, самообразования, самостановления .

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея: Коучинг , выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию воспитателей.

Слайд 8

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Этапы: I этап - подготовительный ( изучение методической литературы, подбор, диагностического материала для молодых воспитателей, проведение анализа педагогического коллектива, проведение мониторинга профессиональных умений молодых воспитателей) II этап- практический (подбор форм работы для молодых воспитателей с учетом их потребностей, реализация плана работы с молодыми воспитателями) III этап - заключительный (проведение итогового мониторинга профессиональных умений молодых воспитателей, выводы, перспективы развития)

Слайд 9

Подготовительный этап С целью определения характеристик, перспективы развития педагогического коллектива, определения затруднений у молодых воспитателей и возможностей опытных воспитателей был проведен мониторинг педагогического коллектива и анкетирование воспитателей ДОУ

Слайд 10

Результаты мониторинга затруднений молодых воспитателей в рамках коучинг – сессии на примере темы «Организация непосредственно образовательной деятельности »

Слайд 11

Деятельностный аспект Основа коучинга

Слайд 12

Деятельностный аспект Этапы коучинг - сессии вопросы для проведения коучинг - сессий

Слайд 13

План коучинг –сессий «Организация НОД» ( примерный план работы коучинг-сессий на учебный год) № п / п Тема Содержание Формы работы Участники 1. ФГОС ДО и СанПиН 2.4.3049-13 Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования части 2, п.2.6 Изучение требований Сан ПиН 2.4. 3049-13 Деловая игра Все педагоги ДОУ, старший воспитатель 2 Подготовка к НОД Ознакомление воспитателей с организации подготовки к НОД в соответствии с возрастом детей, организация дежурства детей. Диалог «Предлагаем обсудить», взаимопосещения Старший воспитатель, молодые воспитатели и опытные воспитатели 3. Структура НОД Разъяснение молодым воспитателям о структуре НОД. Проведение мастер-класса. Консультация , посещение мастер-класса Старший воспитатель, молодые воспитатели и опытные воспитатели

Слайд 14

План работы коучинг-сессии « Организаия НОД» (продолжение) Пример плана коучинг сессии, который проводились с воспитателями: 4 Составление конспекта НОД Разъяснение молодым воспитателям о содержании конспекта НОД, помощь в определении целей, задач. Педагогический практикум, ознакомление с конспектом занятий опытных воспитателей Старший воспитатель, молодые воспитатели и опытные воспитатели 5 Проведение НОД Просмотр занятия у опытного воспитателя. Проведение НОД непосредственно молодым воспитателем Анализ НОД. Взаимопосещения , просмотр НОД опытных воспитателей, круглый стол Старший воспитатель, молодые воспитатели и опытные воспитатели 6 Открытый просмотр НОД Разъяснение о содержании открытых занятий, участие в показах молодых воспитателей. Взаимопосещения открытых просмотров НОД опытных воспитателей, и молодых воспитателейдиалог «Предлагаем обсудить» открытый просмотр НОД опытных воспитателей, диалог «Предлагаем обсудить»

Слайд 15

Формы работы с педагогическим коллективом

Слайд 16

Проведение тренинга для педагогического коллектива Посещение тренинга на тему : «Мы вместе движемся вперед» На подготовительном этапе перед проведением коучинг -сессии был проведен тренинг с педагогическим коллективом ДОУ. Целью данного тренинга является достижение хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Слайд 17

Проведение деловой игры для педагогического коллектива «Мы - знатоки ФГОС ДО» С целью повышения профессиональных знаний педагогов нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ (ФГОС ДО, ФЗ РФ «Об образовании»), а также с целью сплочения педагогического коллектива в рамках работы коучинг - сессии по теме «Организация НОД» была проведена деловая игра, в которой приняли участие все педагоги Д ОУ Проведение консультаций и педагогический практикум С целью систематизации знаний у педагогов о структуре НОД, их классификации и особенностях, а также повышения профессионального уровня воспитателей и их творческой активности в рамках коучинг- сессии мною были проведены консультации для воспитателей «Структура НОД», «Формы организации НОД» и педагогический практикум для всех воспитателей «Современные НОД в ДОУ и их виды»

Слайд 18

В процессе работы коучинг - сессии по теме «Организация НОД» выяснилось, что многие молодые воспитатели затрудняются в проведении НОД по физической культуре. Для них был проведен мастер-класс НОД по физической культуре в средней группе, целью, которого стало повышение компетенции педагогов по физическому развитию. На мастер-классе молодым воспитателям была показана подготовка к НОД, объяснена структура, приемы, используемые воспитателям, осуществление гендерного и индивидуального подхода. Мастер-класс в средней группе по физической культуре Посещение молодых воспитателей мастер-класса по физической культуре

Слайд 19

В продолжении работы коучинг - сессии по теме «Организация НОД» молодые воспитатели посетили НОД деятельность опытных воспитателей, где они наглядно увидели, каким образом происходит подготовка к НОД в зависимости от того к какой образовательной деятельности принадлежит НОД, какие формы и приемы работы с детьми используют опытные воспитатели. Ознакомились с конспектами НОД, посмотрели как используется ИКТ в процессе НОД, как проводится заключительная часть НОД. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по речевому развитию «Городец » НОД в I младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Снежинка в гостях у ребят» Взаимопосещение воспитателями НОД НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Салфеточки для куклы Кати» в средней группе

Слайд 20

В продолжении работы коучинг - сессии по теме «Организация НОД» молодые воспитатели провели открытые просмотры по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение). На открытых просмотрах присутствовали опытные воспитатели, которые отметили положительную динамику в подготовке и проведении НОД. Воспитатели - стажисты поделились своим опытом, дали свои рекомендации молодым воспитателям, как сделать образовательную деятельность наиболее интересной для детей и более качественной . Проведение открытых просмотров НОД молодыми воспитателями Проведение открытого просмотра НОД по формированию элементарных математических представлений молодым воспитателем

Слайд 21

Результаты мониторинга затруднений молодых воспитателей в рамках коучинг – сессии на примере темы «Организация непосредственной образовательной деятельности » после проделанной работы

Слайд 22

Диапазон з аключается в разработке системы работы повышению компетенции молодых воспитателей через индивидуально - дифференцированный подход и через использование инновационных методов. Разработаны и реализованы планы коучинг-сессий на учебный год В соответствии с планом коучинг сессии на учебный год разработаны памятка по структуре НОД по физической культуре , технологическая карта НОД , памятка по планированию . Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны Новизна опыта состоит в разработке системы работы основанной на использовании коучинг-сессии , которая направлена на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.

Слайд 23

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты из задач повысилась профессиональная компетентность молодых воспитателей изменилась мотивация молодых педагогов молодые воспитатели стали уделять больше внимания самообразованию

Слайд 24

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Участие в РМО с докладом по теме: «Инновации в работе старшего воспитателя» Проведение консультаций для воспитателей : «Особенности организации здоровьесберегающей среды» Семинары «Современные методы и технологии дошкольного образования »; «Формирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Мастер-класс для воспитателей: «Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками» Ссылки на личные странички: https://www.maam.ru/users/382475 ( скриншот )

Слайд 25

Список методической литературы Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева . – М.: Айрис – пресс, 2006. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Сфера, 2005. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. Беляева И. В. Педагогический совет с использованием методов активизации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008. - №11. – С. 41-44. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. – М.: МАНИПТ, 2002. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №1. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999. Ландсберг М. Коучинг . Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо , 2006.

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»

Ø Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.Ø Пом...

Круглый стол «Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»

Круглый стол«Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»...

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29464948","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов посредством наставничества

Материалы выступления на Городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североральского городского округа. Тема: "Реализация части ОП ДО, формируемой участн...

«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя

Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитате...