Игры и упражнения для подготовки детей к грамоте
учебно-методический материал (старшая группа)

Герасимова Светлана Евгеньевна
Игры и упражнения для подготовки детей к чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_razvitie.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков:

«Кто идёт?»

Игровой материал: бубен.

Описание: выбирается водящий, который ударяет в бубен. Если удары в бубен звучат редко – дети идут медленно, как черепашки, если удары частые – двигаются быстро, как зайчики.

«Где звучит?»

Игровой материал: колокольчик.

Описание: дети закрывают глаза, водящий (взрослый или ребёнок) звонит в колокольчик. Дети определяют, откуда доносится звук.

Второй вариант игры: водящему завязывают глаза, детям раздаются колокольчики. По команде водящий ловит «колокольчики».

 «Где позвонили?»

Цель: определить направления звука.

Игровой материал: будильник, колокольчик.

Описание: 

Вариант 1: Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет будильник, который громко тикает. Дети возвращаются и ищут его. Если кто-то нашел, то шепчет на ухо ведущему и молча садиться на стульчик. Ребенок, который нашел будильник последним – платит фант.

Вариант 2: Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

 «Недовольный Коля» или «Грустный гномик»

Цель: развитие фонематического слуха.

Игровой материал: предметные картинки.

Описание: Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправильное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.

«Музыкальная коробочка»

Игровой материал: металлические коробочки с сыпучими продуктами и крупами.

Описание: дети рассматривают содержание коробочек, слушают и запоминают звучание каждого продукта в коробочке при встряхивании, затем определяют на слух, что звучит.

«Что за шум?»

Игровой материалпредметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).

Описание: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит,  переливает воду и т.д.),  дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.

«Что звучит?»

Игровой материал: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустой стакан, лист бумаги.

Описание: детям предлагается послушать, как звучат предметы, затем ребёнок поворачивается спиной. Педагог переливает воду, режет бумагу ножницами, стучит карандашом о стакан… Ребёнок отгадывает, что звучит. При затруднении всё повторяется со зрительной опорой. 

Упражнение повторяется до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Игры на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

«Угадай, кто сказал?»

Описание: педагог предлагает одному из детей отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Сначала ребёнка зовут по имени, затем произносят короткое «АУ».

«Далеко – близко»

Описание: водящий стоит с закрытыми глазами. Кто- то из детей произносит имя водящего, стоя, то близко, то далеко. Водящий отгадывает, близко или далеко стоял ребёнок.

Второй вариант игры: дети произносят имя водящего громко и тихо.

«Скажи как»

Описание: взрослый произносит один и тот же звук с изменением характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребёнка воспроизвести образец.

Например:А - девочка плачет, А - показывает горло врачу, А - качаем малыша,А - девочка укололась иглой…

«Герои сказок»

Описание: взрослый произносит фразу из сказки голосами героев, дети отгадывают героя и сказку. Затем дети учатся произносить одну и ту же фразу голосами разных героев сказки.

«К кому пришел?»

Цель: развитие голоса: силы, высоты.

Игровой материал: предметные картинки.

Описание:  Взрослый выставляет перед ребенком 4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу: «Волк пришел», с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник.

Вариант 2: «От кого ушел?» Фраза: «Волк ушел», говорится с радостью, с сожалением, с досадой.

Упражнение «Лягушки»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Игровой материалне требуется.

Ход: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

 «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Игровой материал: не требуется.

Описание: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я.

Водящий отгадывает

Игры на различение слогов, близких по звуковому составу.

«Слова похожи»

Описание: взрослый предлагает ребёнку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.

Например:

ЛИСА – КОСА КОЛЕНО – ПОЛЕНО МИСКА – МАСКА БЕГЕМОТ – ТАНК КОМ – ДОМ…

Второй вариант: ребёнку предлагается соединить картинки, названия которых звучат похоже.

«Лишнее слово»

Описание: логопед предлагает детям повторить несколько слов и выбрать одно, отличающееся по звуковому составу, показать его на картинке.

Например: МАК – БАК – РАК – БАНАН ЛИМОН – ВАГОН – КОТ – БАТОН…

 «Не ошибись»

Цель: научить находить лишнее слово.

Описание: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».

 «Подбери по звучанию»

Цель: развитие навыка подбора слов близких по звучанию.

Игровой материал: предметные картинки.

Описание: Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плетка моток марка

 «Что мог бы нарисовать художник?»

Цель: учить находить слова, сходные по звучанию.

Игровой материал: предметные картинки.

Описание: Взрослый показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко произносят: «Рак». Затем взрослый показывает чистый лист бумаги такого же размера, как картинка, и просит сказать, что, похожее по звучанию, мог бы нарисовать художник. (Мак, лак) Аналогично проводится упражнение со словами кит – кот, мишка – мышка.

«Найди себе пару»

Цель: учить находить слова близкие по звучанию.

Игровой материал: не требуется.

Описание: Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь один произносит любое слово, а другой должен отозваться похожим словом. Если скажут шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те дети, кто составил пару, берутся за руки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

 

«Поймай гласный звук»

Описание: педагог называет гласные звуки. Заданный звук ребёнок хлопком выделяет из потока звуков.

Например:

Звук «А» из ряда: А, У, И, А, О, А…

Второй вариант: узнавание звука по артикуляции, по голосу.

«Поймай согласный звук»

Описание: педагог называет согласные звуки. Заданный звук ребёнок хлопком выделяет из потока звуков.

Например:

Звук «П» из ряда: Т, П, П, К, П, Х…

Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза.

«Колокольчик и колпачок»

Цельразвивать фонематический слух, закреплять знания о согласных звуках, глухих и звонких согласных, учить определять место звука в словеразвивать мелкую моторику.

Игровой материал: на листе нарисованы картинки; колокольчики и колпачки.

Описание: детям раздаются колокольчики и колпачки, необходимо колпачком накрыть картинку, название которой начинается на глухой согласный звук, а колокольчиком - на звонкий.

«Найди лепесток»

Цельразвивать фонематический слух, учить определять место звука в словеразвивать мелкую моторику.

Игровой материал: цветы и лепестки с картинками, звуковые символы.

Описание: детям предлагается выбрать по одному лепестку с картинками, необходимо собрать ромашку из картинок на заданный звук в начале слова, а мак - из картинок с заданным звуком в конце слова. Задания могут варьироваться в зависимости от цели. Например, можно распределять картинки по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. В центр цветка ставится определённый символ звука. В начале игры дети делятся на две команды. Выигрывает команда, чей цветок будет собран быстрее.

«Звуки и цифры»

Цельразвивать фонематический слух, определять место звука в слове, обучать счёту, закреплять знания о цифрах.

Игровой материал: полоски – слова, фишки, индивидуальные картинки.

Описание: дети по очереди выбирают картинки, определяют место заданного звука в слове и ставят фишку на полоску в нужное место. Выполнив звуковой анализ слова, определяется точное место звука в слове и ставится нужная цифра.

«Светофор»

Цельразвивать фонематический слухразвивать навык звуко – слогового синтеза.

Игровой материалзвуковые символы, машинки, светофоры.

Описание: детям раздаются светофоры с символами гласных звуков, а также машинки с символами согласных звуков. Машинки едут по дорожке мимо светофора сверху вниз. Детям предлагается прочитать слоги с опорой на символы.

«Звуковые цепочки»

Цельразвивать фонематический слух, умение выделять первый и последний звук в слове, учить подбирать слова на заданный звук.

Игровой материал: наборы индивидуальных картинок, конверты.

Описание: детям раздаются конверты с набором картинок. Необходимо картинки выстроить в ряд так, чтобы последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего словаВыигрывает тот, кто быстрее и правильно справился с заданием.