Деловая игра для педагогов по патриотическому воспитанию
консультация

Дорина Людмила Владимировна

Деловая игра для педагогов по патриотичнскому воспитанию "Родина моя -Россия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов МДОУ детский сад №2 р.п. Беково

по теме "Воспитать патриотов России"

Подготовила воспитатель Дорина Л.В

Беково ,2023 год

 Цель игры:  уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

1. Совершенствовать работу МДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников в форме конкурса для педагогов.
3. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Ведущий читает стихотворение:

 

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

 

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

 

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.

 ХОД ИГРЫ

Ведущий: Сегодня у нас с вами проводится деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. И по традиции мы с вами должны разбиться на  команды.

1. Игра «Встанем по двое».

Цель: распределение игроков на команды.

Ход игры: на полу лежат карточки трех цветов  – цветной стороной вниз. Звучит музыка. Все играющие двигаются под музыку.  После остановки музыки каждый игрок берет карточку, переворачивает ее, определяет цвет. Команды формируются по цветам.

Ведущий: Вы разбились на команды. Предлагаю командам пройти к своим столам. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд и придумайте название команд. По традиции нам необходимо выбрать жюри сегодняшней игры.

На столах у вас конверты, предлагаю Вам открыть их, прочитать текст  и определить название одного направления из трех предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников

Модель патриотического воспитания в современных условиях

Н А П Р А В Л Е Н И Я

 

Экологическое

 

Историко-краеведческое

 

Культурное

 

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

 

 

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Сегодня в нашей деловой игре мы будем работать по этим трем направлениям.

1. Тренинг на создание образа «Родина».

Предлагаю создать образ Родины.

  • закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
  • подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание», можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».

2. Игра «Мозговой штурм».

Ведущий: А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Ответьте на предложенные вам вопросы.

Вопросы педагогам:

1.Высшая военная награда. (Орден).

2.Название России древности.(Русь).

3.Человек, несущий знамя.(Знаменосец).

4.Автор изречения: «Кто с мячом на русскую землю придет, тот от мяча и погибнет». (Александр Невский).

5.Воинское звание Г.К. Жукова.(Маршал).

6.Каким двум защитникам Отечества в Москве на Красной площади поставлен первый памятник на народные деньги? (Минину и Пожарскому).

7.Великий русский полководец, не проигравший ни одного военного сражения.(Александр Васильевич Суворов).

8.«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»- на каком памятнике. Посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова?(Могила Неизвестного Солдата).

9«Есть такая профессия – Родину защищать». Из какого фильма это высказывание?(Офицеры)

10.Город, на гербе которого изображен Георгий Победоносец.(Москва).

11.Памятник павшим в годы ВОВ в Волгограде.(Мамаев Курган).

12.7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад, участники которого сразу же отправились….Куда?(На фронт).

13.Оружейный город мастеров.(Тула).

14.Автор изречения: «Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел».(Александр Суворов).

3. Игра «Внимательные глазки».

Ведущий: А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:

• Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)
• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
• Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)
• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)
• Форму какого предмета имеют гербы? (щит)

Ведущий: Давайте проверим правильность ваших ответов (показывает иллюстрацию Герба России).

ГЕРБ

 

     Герб России имеет свою многовековую историю рождения.

     На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах. 

   Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

    Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр.), не имел цветового решения.

     Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.    

      Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.

 

ГИМН

В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения,  гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал»,  гимн «Союз нерушимый республик свободных»,  «Патриотическая песня».

ФЛАГ

 

    Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.

     Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг»  - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.

     С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.

     20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.

     Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II  1896 года.

     С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.

     В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг. 

     11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета. 

               

Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

 

Белый  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

 

4. Конкурс «Наш поселок»

На каждую букву нужно подобрать  по три прилагательных ,описывающих наш поселок

Б – большой, богатый, бесподобный,

Е – единственный, естественный

К – красивый, культурный, комфортный, коммуникабельный

О – особенный, оригинальный

В – впечатляющий, выдающийся

О – образцовый, отличный

5. Игра «Бой пословиц»

 Попробуйте закончить пословицы о Родине, о семье, о дружбе.

* Если дружба велика …(будет Родина крепка)

* Человек без Родины,  …(что соловей без песни)

* Родина -мать …( умей за нее постоять)

* В своем доме и …(стены помогают)

6. Разгадай ребус

В ребусах зашифрованы слова – понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Ваша задача расшифровать эти ребусы и назвать зашифрованные слова.

гимн
C:\Users\luda72\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\55DD0BD3.tmp

герб
C:\Users\luda72\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\AB86D6B5.tmp

честь
C:\Users\luda72\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\380D2807.tmp

родина
C:\Users\luda72\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\6D8954CA.tmp

 память
C:\Users\luda72\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\3C97C734.tmpМоскваC:\Users\luda72\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\792A0049.tmp

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. 

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

7. Игра по экологии

 Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …»

Исключения для команд-участниц:

* Назовите лишнюю птицу, которая не водится в пензенском крае: дрозд, синица, свиристель, казуар, чайка малая, трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)

* Назовите две лишние реки, которых нет в Пензенской  области:  Хопер, Сура, Мокша, Ахтуба, Шукша (Макшанский район) ,Ворона, Чембар, Ока. (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Ока – Тульская область, приток Волги.)

* Исключите  лекарственных растения, которые не растут в  пензенской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай,  Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток,  северо-восток  Китая, север Кореи.)

 8. Черный ящик

1) В черном ящике лежит то, что пришло к нам, русским, через моря и океаны, приживалось по принуждению, а не по доброй воле. Протест вызвало огромный. Многие крестьяне от этого травились. Поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Пройдя через это - завоевало общую симпатию. Расселилось по всей России и теперь без этого мы не представляем своей жизни. Что в черном ящике?                   ( Картофель)

2) Вовсе времена за это проливали кровь. Это давали в награду за воинские доблести. Она является основным источником богатства. Что в ящике?   (Земля)

3) Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, из-за которого начинались войны. Но людей это не оттолкнуло от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается в сказках, в мифологии, в христианских легендах. Что в черном ящике?  (Яблоко)  

Итог деловой игры.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»  А.С. Макаренко

Воспитание  нравственно-патриотических чувств у детей в Ваших руках!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов « Нравственно – патриотическое воспитание»

Данный материал разработан  для педагогов ДОУ. Деловая игра будет полезна воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений для повышения своего профессионального рост...

Деловая игра для педагогов "Нравственно - патриотическое воспитание"

Цель: игры закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны. Побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны....

Деловая игра «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»

Деловая игра была  проведена в рамках подготовки к Педагогическому совету по теме "Формирование гражданской позиции у дошкольников". Данная форма работы позволила актуализировать знания...

Сценарий деловой игры для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Деловая игра для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

Семинар-практикум деловой игры с педагогами "Нравственно-патриотическое воспитание"

Цель. Активизация мыслительной деятельности педагогов; раскрытие творческого потенциала; оптимизация межличностных отношений....

Деловая игра для педагогов по патриотическому воспитанию

деловая игра для педагогов по патриотическому воспитанию...

«Деловая игра» с педагогами «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:  - повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно –патриоти...