Сообщение: «Технологии, методы и формы организации по формированию основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении».
методическая разработка

Галина Ивановна Нестеренко

Материал излагает используемые технологии, методы, формы и приемы  используемые  в дошкольном учреждении для формирования у дошкольников старшего возраста основ финансовой грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение:

 «Технологии, методы и формы организации по

формированию   основ финансовой грамотности в дошкольном учреждении».

         

   Подготовила: Нестеренко Галина Ивановна

старший воспитатель МДОУ «Детский сад №62»

«Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным»

Роберта Кийосаки:

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.

Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с  рекламой,  овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Формирование общей культуры личности детей - задача федерального государственный образовательного стандарта дошкольного образования. Она включает  экономическую культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качеств (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, осуждение жадности и расточительности). 

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста,  поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.  

    Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности   экономическим содержанием. И вот тут педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие технологии,  формы и методы  работы использует педагог. Использование разнообразных форм, дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным и  доступным.  Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.  

В процессе организации образовательной деятельности по изучению  финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы и методы  (игра, беседа, чтение, экскурсии, театрализованные постановки и др., так и современные (проектная деятельность, мастерские, проблемные ситуации, викторины и конкурсы, кейс методы, создание мультфильмов, коллекционирование  и др. ). Все формы носят интегративный характер и позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Именно через нее ребенок осваивает и познает мир. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

В дидактических, настольных играх: «Менеджер», «Доход-расход», «Русская ярмарка»«Волшебный кошелек»  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания. Знакомство с новым материалом интересно и увлекательно проходит в ходе игры - путешествия: «Музей денег», «Путешествие в прошлое».  

 Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс  с дошкольниками  – мультимедийные презентационные технологии, что позволяет внести эффект наглядности в занятия и помогает ребёнку усвоить материал быстрее. В работе по формированию основ финансовой грамотности  используются в основном экскурсии на экономические объекты: заводы, магазины, шахты, биржи, банки, музеи, учебные заведения.

 С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке земного шара. Провести экскурсию можно разными способами: фотопутешествие (с каким-либо героем); видео экскурсии и видео путешествие какой-либо семьи.

                С целью поддержания мыслительной активности используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагается задать вопросы о том, что их        заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее      стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

 Интеллектуальные игры, викторины хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Такие игры,  позволяют в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Примерами викторины могут быть«Разумные траты сказочных героев»«Угадай профессию»«Угадай вид труда» и пр.

Финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх, ведь еще в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца, покупателя.  

Основной принцип в организации игровой деятельности – это тематический подход. «Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс.  Взаимосвязано проходят ролевые игры: «Рекламное агентство»«Фермерская ярмарка»«Супермаркет»,  «Рынок», «Аукцион, «Удачная покупка»  и пр.  (А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики или Как мы играли в экономику»).

Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям.

Современной  и увлекательной  формой работы с детьми по формированию финансовой грамотности является  Квест – игра, в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, отстаивать свою точку зрения, добывают знания самостоятельно.

Овладение  экономическим содержанием осуществляется  и в процессе  чтения  художественной литературы (рассказы, пословицы, поговорки и др).  Особое место занимает работа над народными сказками.  В любой сказке есть экономическая составляющая. 

Например, сказка  «Репка» показывает эффективности коллективного труда,  работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т. д.

Умелое использование воспитателем приемов и методов технологии ТРИЗ позволяет развивать у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий.

Используются: метод проблемных  и исследовательских ситуаций, ТРИЗовские игры: «Хорошо-плохо», «Чем был - чем стал», «Аукцион»  и.т.

Технология проектной  деятельности позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.   Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника это: «Юный финансист», «Страна Экономика». «Трудиться полезно и почетно», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?».

Ситуационные задачи  решаются на примере разбора конкретной ситуации. Эта новая технология, предполагает организацию включения ребенка  в череду разнообразных, ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

Источником для разработки ситуационных задач, могут послужить  факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.

Освоение различных цифровых платформ предлагает новую форму работы с воспитанниками маленький блогер – дети выступают в роли финансовых блогеров и знакомят подписчиков с финансовыми              инструментами, семейным бюджетом, зарабатыванием денег трудом и прочими основами финансовой грамотности. Цель такой формы: обучение старших дошкольников создавать качественный, информативный контент по финансовой   грамотности в сети.

Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку, соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. В конце обязательный рефлексивный круг (Где был? Что запомнилось? Хочешь ли ещё сюда прийти? и т.д.). Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по карте-панно «Река                 времени» и «Путешествие по карте». По карте панно можно проследить историю денег, торговли, профессий, а по географической карте отправиться в разные страны и познакомиться там с финансовой жизнью, деньгами, финансовыми привычками и

Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках трудовой деятельности. Финансовое образование строго настаивает на качественном труде, т.к. от этого зависит выгода от товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль «Купца» и оценивать товар за его качество. Для изготовления товара на продажу можно организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию» и пр.

Мастерская– как форма организации продуктивной деятельности, позволяет развивать социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей. 

В мастерской дети готовят рисунки «Моя будущая профессия»«Мои добрые дела»,  лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги «деньги будущего»,  создают рекламные буклеты и поделки «Мой товар на ярмарку»«Игрушка своими руками». Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки.. Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Театрализованные постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, тратить, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, планировать, занимать, долг и пр.

Все  выше перечисленные технологии,  формы и методы  работы с дошкольниками позволяют сформировать у детей представление об экономике и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах потребительства и укрепления экономических знаний в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Успехов Вам и Вашим детям  в освоении основ финансовой грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

Семинар-практикум «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.Задачи:- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями-расширить кругозор педагогов п...

Консультация для воспитателей Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности

Наряду с игрой важное место в формировании финансовой грамотности занимают такие методы, как создание проблемных ситуаций или подготовка и реализация различных проектов....