Выступление на обучающем семинаре «Отражение ценности «книги» в укладе детского сада: правила и нормы»
материал (младшая группа)

Егорова Светлана Николаевна

Цель: обмен опытом как ценность «книги» живет в нормах и  правилах нашего Уклада, как нормы и правила задают характер и систему отношений в общностях – профессиональных, профессионально – родительских, детских и детско-взрослых.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут, Егорова Светлана Николаевна, и сейчас я хочу вам рассказать о некоторых сложившихся нормах и правилах, формирующих ценность «книги» у детей нашего детского сада.

Какие то из них для нас являются уже устоявшимися. Какие то правила рождаются в процессе работы.

Я работаю в первой младшей группе и дети моей группы, хоть и самые маленькие в детском саду, являются полноправными участниками системы отношений детского сада.

С книгой ребенок знакомится в семье с самого рождения. Сначала мама читает малышу небольшие стихотворения, сказки. Потом знакомство с книгой продолжается и в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normy_i_pravila_egorova.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на обучающем семинаре

«Отражение ценности «книги» в укладе детского сада: правила и нормы»

Воспитатель 1 младшей группы МДОУ ЦРР д/с № 130  

Егорова Светлана Николаевна

Цель: обмен опытом как ценность «книги» живет в нормах и  правилах нашего Уклада, как нормы и правила задают характер и систему отношений в общностях – профессиональных, профессионально – родительских, детских и детско-взрослых.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут, Егорова Светлана Николаевна, и сейчас я хочу вам рассказать о некоторых сложившихся нормах и правилах, формирующих ценность «книги» у детей нашего детского сада.

Какие то из них для нас являются уже устоявшимися. Какие то правила рождаются в процессе работы.

Я работаю в первой младшей группе и дети моей группы, хоть и самые маленькие в детском саду, являются полноправными участниками системы отношений детского сада.

С книгой ребенок знакомится в семье с самого рождения. Сначала мама читает малышу небольшие стихотворения, сказки. Потом знакомство с книгой продолжается и в детском саду.

Как известно, дети легче воспринимают стихотворную форму познания мира.  Поэтому, начиная с первой младшей группы, в нашем укладе является нормой наполнение повседневной жизни, в течение всего дня нахождения ребенка в детском саду, сначала произведениями устного народного творчества: потешками, пестушками, прибаутками, уговорками, приговорками, баюшками-спаюшками, затем детской художественной литературой, и книгой вообще.  

Но как только ребенок начинает взаимодействовать с книгой, важным правилом становится бережное отношение к ней. В нашем детском саду во всех группах имеется «Книжкина больница». Так как дети нашей группы еще маленькие, мы сдаем, а дети старшей группы принимают на ремонт «больные» книги, приводят их в порядок. Свои же книги в каждой группе, дети ремонтируют сами. Но, конечно, это не значит, что мы будем рвать книги и все время сдавать их в ремонт. Естественно, с самого раннего возраста, сразу с момента поступления ребенка в детский сад, педагоги устанавливают Правила пользования книгой, следят за их выполнением, воспитывают у детей любовь и бережное отношение к книге.

У нас в детском саду есть неписанное правило распределения шефства детей более старших по возрасту групп над младшими.

В каждой группе нашего детского сада есть центры чтения, в которых имеется определенный набор книг, в соответствии с возрастом группы. Но иногда, например, какая то книга,  необходимая для темы недели или в ходе реализации проекта отсутствует, или педагогом специально инициируется отсутствие книги с целью формирования взаимодействия детей. Тогда мы идем за помощью в другую группу.

Отсюда берет начало правило пользования книгами других детей «От старших младшим». Это отлаженный процесс взаимодействия, на уровне детской общности. Инициатором, конечно, является взрослый, он озвучивает проблему отсутствия книги детям, дети предлагают воспользоваться книгами старшей группы. Между детьми происходит договоренность на какой срок берется книга.  У старших же детей тоже существует свое обязательное правило – отдавать книги нужно чистыми, аккуратными, не порванными. Помимо ценности «книги», в этом процессе формируется и ценность доверия, дружбы, ответственности и даже заботы между детьми разного возраста.

Так же хочу рассказать о том, что в нашем детском саду были созданы «Общие правила обращения с книгами», которые писались всеми детьми детского сада под чутким руководством педагогов. Потом были собраны, путем отбора повторяющихся и оставлены основные. Потом оформлены памятки для детей детского сада, которые мы размножили в каждую группу.

Мы часто задаем себе вопрос «Почему многие современные дети не любят слушать, когда им в детском саду воспитатели читают интересные книги? Куда делась детская любознательность? Ведь дети - это почемучки, которым все интересно знать!».  Для развития познавательного интереса, интереса к процессу семейного чтения мы сначала организовали акцию «Обмен книгами», которая стала постоянной и переросла в так называемый «Буккросинг». Это полки в фойе детского сада с хорошей, интересной для детского и семейного прочтения литературой. Процесс обмена книгами также сопровождается правилами, установленными для детей и родителей, о том, что любой может взять книгу для чтения, вернуть ее в хорошем состоянии, а также принести из дома свою книгу для чтения другими. За время организации, вот уже второй год, «Буккросинг», как способ активизации взаимодействия в профессионально-родительской общности, зарекомендовал себя с положительной стороны.  

Еще одно новое для нас правило, наш вклад в сохранение лесов России – это «Раздельный сбор мусора».  Для сохранения деревьев в лесах, которые используются для изготовления бумаги и производства книг, в каждой группе на постоянное место жительства «поселился ящик для сбора макулатуры». Так как наш детский сад участвует в проекте «Эколята - дошколята», а они за грамотное обращение с отходами, за раздельный сбор мусора, то мы начали со сбора всей ненужной в группе бумаги и сразу установили правила сортировки мусора: собираем все исписанные и изрисованные листочки, обрезки от аппликаций, ненужные картонные коробки, одним словом, всё, что сделано из бумаги. Мы привлекаем для участия в сборе макулатуры и наших родителей. По мере накопления сдаем всю собранную бумагу и на вырученные средства приобретаем новые книги. Их пока немного, но мы надеемся, что так мы сохраним, хотя бы одно дерево. А собранная макулатура пойдет на производство бумаги для новых книг, журналов, газет.

Вот такие некоторые нормы и правила использования образа «книги», отражены в нашем укладе и используются педагогами нашего детского сада  для формирования у детей ценности познания. Будем рады, если что то будет ценно и для вас.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая ценность театрализованной деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность в детском саду,как ключик к развитию способностей ребенка, его потенциальных возможностей, способ взаимодействия с окружающим миром. тете...

Конспект обучающей игровой ситуации на тему: "Мишка в детском саду"

Конспект по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста...

Выступление на обучающем семинаре «Использование электронно-образовательных комплексов в ДОУ»

Учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения» направлен на воспитание у каждого ребенка положительного отношения к себе и окружающему миру, развитие познавательной и социальной мотивации, ...

Консультация на тему:Использование и выставка развивающих и обучающих игр на занятиях в старшей группе детского сада.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре-важнейшему виду детскойдеятельности.Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника,его морально-волевых качеств,в ...

Родительское собрание в средней группе детского сада по теме:"Нормы речевого развития детей дошкольного возраста"

Родительское собрание в средней группе детского сада по теме "Нормы речевого развития детей дошкольного возраста"  от 31.08.2018 г. Цели и задачи:1.Познакомить родителей с нормами ...

Выступление на обучающем семинаре «Отражение ценности Книги в укладе детского сада: правила и нормы»

Цель: обмен опытом как ценность Книги живет в нормах и  правилах нашего Уклада, как нормы и правила задают характер и систему отношений в общностях – профессиональных, профессионально &nda...

Отражение ценности «книга» в укладе детского сада: характер воспитательных процессов

Хочу представить вашему вниманию несколько игровых и нетрадиционных приемов с использованием элементов устного народного творчества, которые помогут активизировать речевую деятельность детей и способс...