Активизация мелкой и общей моторики как средство развития речи детей.
статья

Рубцова Наталья Александровна

Отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской речи.

Речь формируется постепенно и она не является врождённой способностью, так как её развитие зависит от многих причин. Полноценная работа артикуляционного аппарата является одним из условий нормального становления звукопроизношения. Считаю ошибочным мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи. Часто это является причиной того, что развитие ЗКР (звуковой стороны речи), особенно в раннем возрасте, происходит само по себе, без должного внимания со стороны родителей и педагогов, и поэтому значительное число дошколят нарушения в произношении.

Вследствие этого отставание в развитии детей идет как итог невмешательства в развитие речи детей. В современных реалиях видна тенденция того, что наблюдается неуклонный рост числа воспитанников с нарушениями речи, недоразвитием психических процессов, ослабленных соматически. Хотя у них не выявляется грубых патологий, но зачастую их проблемы на первый взгляд не кажутся разрешимыми. Необходимо добавить, что в последнее время растет число классов коррекции, различных реабилитационных центров, и тем не менее в процессе обучения существующие методы коррекции часто перестали приносить ожидаемые положительные результаты.

На современном этапе требуется разработка комплексного системного подхода к коррекции речевых нарушений и сопутствующих им нарушений психического и соматического развития ребенка в рамках обновления содержания образования, его гуманизации актуальным является поиск эффективных методов коррекционного воздействия,

В совершенстве, чтобы наиболее полно и качественно корректировать нарушения, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии для их преодоления, необходимы как традиционные, общепринятые методы, так и нетрадиционные, которые отличает доступность, простота, эффективность. В работе с ребенком личностно-ориентированный подход способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. В комплексном коррекционно-образовательном процессе использование нетрадиционных методов в улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.

Основные направления работы по развитию речи были определены после строгого изучения специальной литературы:

  1. развитие артикуляционного аппарата;
  2. развитие дыхательной системы;
  3. развитие тактильных (осязательных) ощущений;
  4. релаксация;
  5. развитие мелкой моторики;
  6. развитие координации движений (взаимосвязь двигательного анализатора со слуховым, зрительным, речедвигательным);
  7. активизация мозговой деятельности.

Также на основе этого был разработан комплекс мер, позволяющий более глубоко воздействовать на речевую функцию ребенка. В этот комплекс входят:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Упражнения на развитие тактильных ощущений.
  4. Упражнения, способствующие расслаблению мышц.
  5. Упражнения по развитию ручного праксиса.
  6. Пальчиковые и координационно-подвижные игры.
  7. Массаж (методика профессора Ауглина).

Цель созданного комплекса - коррекция речевых нарушений, речевого развития в целом, которая заключается в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

Итак, что же представляет собой каждый метод в отдельности.

1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика направлена на целостный двигательный комплекс, а не на развитие определенной группы недостающих или неправильно работающих мышц.

Произношение звуков речи - это сложный двигательный процесс. Еще с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками («агукание», лепет). Это является первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Поэтому, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков - цель артикуляционной гимнастики.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки, поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у воспитанников навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут (можно выполнять на занятиях в виде физминутки и во время игровой деятельности). Не нужно брать более 2-3 упражнений за один раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, причем статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

В результате многократных гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше подбодрить.

2. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

3. Развитие тактильных (осязательных) ощущений.

Тактильная чувствительность артикуляционного аппарата связана с улучшением тактильной чувствительности пальцев рук. Для этого используются следующие упражнения:

- различные выкладывания узоров с помощью мелких предметов (рис, горох фасоль, пуговиц, камешков, мозаики «Марблс») по контуру, на

- выполнение из пластилиновых шариков мозаики;

- определение на ощупь с закрытыми глазами

- поиск мелких предметов в сухом пальчиковом бассейне из различных наполнителей.

4. Релаксация.

Релаксационные упражнения помогают ребенку полностью расслабиться, сбросить накопившуюся отрицательную энергию. В принципе любая поза является релаксирующей, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено. Наиболее оптимальна поза - лежа на спине и сидя в позе «кучера».

5. Развитие ручного праксиса.

На кончиках пальцев начинается речь, кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень речевого развития зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный пальчик, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологическую речь.

Упражнения по развитию мелкой моторики общеизвестны и активно применяются на практике.

- упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета (внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование; дорисовывание второй половины рисунка, его деталей; рисование по образцу и т.д.);

- упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета (плетение, шнуровки, завязывание узлов, бантиков; имитация жестом различных конкретных предметов, действий);

- упражнения по выработке мускульной памяти (отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; вращение между пальцами рук гладкого и ребристого карандаша; выкладывание фигур из счетных палочек и шнурка, выкладывание колодца, игра на воображаемом пианино и т.д.).

Эти упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, а еще обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, носят успокаивающий характер.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки. Навыки закрепляются систематическими ежедневными повторами (не менее 2-3 раз в день). В результате многократных повторений действий выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка.

Также нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «будоражат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.

6. Пальчиковые и координационно-подвижные игры.

Речевое развитие напрямую зависит от уровня развития общей и мелкой моторики. Специалистами доказано, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, в том числе и речевых расстройств, являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.

Современные дети не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:

- замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;

- ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);

- требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п);

- преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);

- генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь (не путать с гиперактивностью, когда снижение речевой функции протекает на фоне повышенной физической активности). Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Научно доказано, что механизм передачи импульсов от двигательных и речедвигательных рецепторов в мозговой центр поступают по одним и тем же нервным путям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Координационно-подвижные и пальчиковые игры – это речевые упражнения на координацию речи с движением. Эти игры – «рассказывание» стихов с помощью рук, туловища, головы, ног; они неизменно вызывают у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания; способствуют развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления.

7. Самомассаж.

Современный детский психолог из Швейцарии Фритц Р. Ауглин разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профессора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.

Воспитанники, обученные самомассажу, под руководством педагога проводят его в середине занятия, когда начинают уставать. Игровая форма массажа, присутствующие в нем элементы состязательности воспринимаются детьми как развлечение. Упражнения они выполняют с большим удовольствием.

Усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма улучшает формирование многих психических процессов (памяти, внимания и др.); вызывает общее оздоровление, так как упорядочивает и гармонизирует все процессы, происходящие в целом организме.

Все упражнения просты, общедоступны, не имеют возрастных ограничений и противопоказаний, проводятся в игровой, интересной для детей форме.

Считаем, что работа по развитию мелкой моторики и координации движений общей моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Ведь слаженная работа мелких мышц пальцев рук и всего мышечного аппарата оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка, психические процессы, связанные с организацией, поступающей из внешней среды информации, а также активизирует познавательную и эмоциональную сферу малыша. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики...

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией,таким образом кисть руки является органом речи, так  же, как и артикуляционный аппарат....

Статья на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей с ОНР"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение....

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской речи.Речь формируется постепенно и она не является врождённой способностью, так как её развитие зависит от...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской речи....