Конспект по познавательному развитию "Моя семья- моё богатство!".
план-конспект занятия (старшая группа)

Тема: моя семья – моё богатство!

Цель: формировать представления о взаимоотношениях в семье; о семейных ценностях.                                                                                           

Задачи:                                                                                                                               

 1. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.                                                                                                          

2. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.                                                                                                   Дать представление о родословном дереве.                                 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.                                                                        

Вид детской деятельности: коммуникативная, физическая.                                                                                  

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.                                                      

 Методические приемы: наглядные – рассматривание картинок. Словесные – рассказ воспитателя, беседа, объяснение.                                                                         Оборудование: оформленный стенд с изображением семьи и родственников, цветные карандаши и листы. Древо семьи, корзина, песня, письмо, ребус, ромашка, шапочки для пальчиков, чайный или кофейный сервиз, конструктор, чемодан, семейные вещи.                                                                      

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о семье. Рассматривание фотографий. Беседы о семье. Рисование на тему «Моя семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход деятельности.                                                                                                              

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Звучит «Песенка про семью».                                                                                                  

 К тебе я обращаюсь, друг!                                                                                             

Вставай скорее с нами в круг.                                                                                 

   Почувствуй радость и тепло,                                                                                                

Нам всем с друзьями хорошо!                                                                                                         

- Ребята, встаньте в круг, прислоните ладошки друг к другу. Что вы чувствуете? (тепло, нежность, уверенность, поддержку друзей). Подарите улыбку друг другу!

- Посмотрите к нам пришло сегодня письмо, а в нем загадка – ребус.Разгадав ребус, мы узнаем, чем же мы сегодня займемся. Как вы думаете, ребята, что здесь зашифровано?                                                                                                              

  - Как вы думаете, что такое семья?                                                                                             

    - Семья – это главное и дорогое в жизни любого человека. Это его близкое окружение: родные и родственники Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Любовь, забота, взаимопонимание – самое главное в семье. Именно в семье мы учимся любви, заботе, уважению и ответственности. Слово семья имеет много смыслов. Например, это слово можно разделить на семь я, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, поведением, привычками, вкусами. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: «Вся семья в месте, так и душа на месте».

- Сегодня у нас открыта фотовыставка, многие принесли семейные фото и нам будет интересно послушать рассказы о ваших семьях. Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. Дом, семья – это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи живут дружно и счастливо.          - В нашей стране отмечаются праздники - 15 мая в России отмечается Международный день семьи. День семьи, любви и верности ежегодно отмечается 8 июля. Президент Владимир Путин объявил 2024 год в России годом семьи. Год семьи проводится в целях сохранения традиционных семейных ценностей.                       - Символом семьи считается цветок ромашка. Посмотрите у нас на доске расцвела необычная ромашка. Хотите с ней поиграть?

- На каждом лепестке есть какие-то символы, как вы думаете, чтобы это значило? Попробуем их разгадать? Мы будем отрывать по одному лепестку и выполнять задания.

Первый лепесток с символом. Посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра «Кто кому, кто?»                                                                  

– Лиза, ты кто для мамы? (Дочь)                                                                                     

  – Даниил, кто называет тебя сыном? (Папа)                                                                            

  – Адам, а кто ты для бабушки? (Внук)                                                                                     

 – Амина, у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)                                          

   – Умар, у мамы есть сестра? Кто она тебе? (Тетя)                                                                     

  – Злата, у папиных сестёр есть дети: сыновья и дочери. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)                                                                                                                          

- Катя, у твоей мамы есть брат. Кто он тебе? (дядя)                                                         

- Василиса, у твоего папы есть папа, кто он тебе? (дедушка)                                                     

  - Денис, кто ты для своих родителей? (сын)                                                                                 

  - Молодцы! У нас очень много родственников.

Второй лепесток с символом. Любое слово, будь оно доброе или, наоборот, злое, влияет на наше настроение и отношение к окружающим. В каждой семье есть особые, ласковые слова, которыми называют нас родители. Какие добрые, ласковые слова говорят вам мама, папа, бабушка, дедушка?                             Дидактическая игра «Ласковые слова».

Дочь - доченька, дочурка, доча.                                                                                            

Сын – сынок, сыночек, сынуля.                                                                                              

Папа – папочка, папуля.                                                                                                     

   Мама – мамочка, мамуля.                                                                                             

  Дедушка – дедуля, дедулечка.                                                                                    

   Бабушка – бабулечка, бабуля.                                                                                          

Сестра – сестрёнка, сестричка.                                                                                            

  Брат – братишка, братик.                                                                                                         

  Внук – внучок.                                                                                                                     

Внучка – внученька.                                                                                                                     

    - А если мы будем называть по имени, то ласково как назовем?

Третий лепесток с символом.                                                                                      

 Проводится физминутка: (движения выполняются по тексту)                            

   Головами покиваем,                                                                                                   

Носиками помотаем,                                                                                                                   

   И зубами постучим,                                                                                                                

И немножко помолчим.                                                                                             

Плечиками мы покрутим,                                                                                                         

И про ручки не забудем,                                                                                      

 Пальчиками потрясем,                                                                                                             

И немножко отдохнем.                                                                                                         

 Мы ногами поболтаем,                                                                                                           

И чуть-чуть поприседаем.                                                                                                

Ножку ножкой подобьем                                                                                                                

И сначала все начнем.

Четвертый лепесток с символом.                                                                                       

   - Посмотрите, какие маленькие шапочки, как вы думаете для чего они?                                 

- Правильно, для пальчиков, хотите научится еще одной игре?

Сожмите, левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец (движения сопровождаются текстом).

Этот пальчик – дедушка,                                                                                                     

Этот пальчик – бабушка,                                                                                                     

Этот пальчик – папочка,                                                                                                          

  Этот пальчик – мамочка,                                                                                                      

   Ну, а этот пальчик – я,                                                                                                                 

  Вот и вся моя семья.                                                                                                                          

  - Кто в вашей семье маленький?                                                                                   

Надевайте шапочки на пальчики, посмотрим какие у вас получились дружные семьи.                                                                                                                                          

- Каждый член семьи имеет свои обязанности. И для того, чтобы были все счастливыми, надо всем помогать и поддерживать друг друга.

Пятый лепесток с символом.                                                                                                              

- Вот у меня есть корзина, сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома. (Дети становятся в круг, вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок, у которого корзина остается в руках, называет доброе дело: убирает игрушки, поливает цветы, ухаживают за животными моет посуду, подметает, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола, играет с братьями и сестрами).                                                  Можно разнообразить игру. Пусть дети перечисляют обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.                                                                    Шестой лепесток с символом.                                                                                                       

- В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Каждая семья интересна по-своему, у каждой свои традиции. А какие традиции существуют в ваших семьях?                                                                                                     

- В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. Девочкам нужно приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол.                        

- Издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин построить дом. Посмотрим, как справятся с этой задачей мальчики. (Проводится игра одновременно. Девочки накрывают на стол, мальчики строят дом из строительного материала)                                                                                                                               

  - Молодцы, все справились! Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах.                                           Седьмой лепесток с символом.                                                                                                               

 - Мне нужна ваша помощь, ребята, надо разобрать семейные вещи в чемодане. (Дети подходят по одному к воспитателю и вынимают из чемодана по очереди вещи, и говорят, кому из членов семьи они принадлежат (губная помада, планшет, галстук, очки, молоток, газета, духи, пустышка, туфли, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, игрушки, удочка, расчёска и т.д.)).                                          

    - Вот и закончились лепестки у ромашки.                                                                               

  - Ребята, а какое задание на лепестке ромашки вам больше всего понравилось?                      

- Какой ребус мы сегодня разгадали?                                                                                

- Что вам понравилось?                                                                                                             

    - Что было интересно?                                                                                                             

   - Что вызвало трудности?                                                                                                      

     - Что у тебя получилось лучше всего?                                                                                     

   - Что у тебя не получилось и почему?                                                                                               

- Человек должен знать свою родословную в семи поколениях. Каждая семья напоминает дерево, а члены семьи – листочки этого дерева. Сейчас я предлагаю вам нарисовать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (Дети получают раздаточный материал).                                                                                                  

- А дома, ребята, расспросите своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайтесь продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников. В давние времена и сейчас, в некоторых семьях, на самом видном месте, висит красиво оформленное генеалогическое древо семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx642.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: моя семья – моё богатство!

Цель: формировать представления о взаимоотношениях в семье; о семейных ценностях.                                                                                                                 Задачи:                                                                                                                                1. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.                                                                                                           2. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.                                                                                                           Дать представление о родословном дереве.                                                                Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.                                                                                               Вид детской деятельности: коммуникативная, физическая.                                                                                  Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.                                                       Методические приемы: наглядные – рассматривание картинок. Словесные – рассказ воспитателя, беседа, объяснение.                                                                         Оборудование: оформленный стенд с изображением семьи и родственников, цветные карандаши и листы. Древо семьи, корзина, песня, письмо, ребус, ромашка, шапочки для пальчиков, чайный или кофейный сервиз, конструктор, чемодан, семейные вещи.                                                                                                   Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о семье. Рассматривание фотографий. Беседы о семье. Рисование на тему «Моя семья».

Ход деятельности.                                                                                                               Дети заняты самостоятельной деятельностью.                                                           Звучит «Песенка про семью».                                                                                                   К тебе я обращаюсь, друг!                                                                                              Вставай скорее с нами в круг.                                                                                    Почувствуй радость и тепло,                                                                                                 Нам всем с друзьями хорошо!                                                                                                         - Ребята, встаньте в круг, прислоните ладошки друг к другу. Что вы чувствуете? (тепло, нежность, уверенность, поддержку друзей). Подарите улыбку друг другу!

- Посмотрите к нам пришло сегодня письмо, а в нем загадка – ребус.                       Разгадав ребус, мы узнаем, чем же мы сегодня займемся. Как вы думаете, ребята, что здесь зашифровано?                                                                                                                - Как вы думаете, что такое семья?                                                                                                 - Семья – это главное и дорогое в жизни любого человека. Это его близкое окружение: родные и родственники Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Любовь, забота, взаимопонимание – самое главное в семье. Именно в семье мы учимся любви, заботе, уважению и ответственности. Слово семья имеет много смыслов. Например, это слово можно разделить на семь я, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, поведением, привычками, вкусами. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: «Вся семья в месте, так и душа на месте».

- Сегодня у нас открыта фотовыставка, многие принесли семейные фото и нам будет интересно послушать рассказы о ваших семьях. Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. Дом, семья – это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи живут дружно и счастливо.          - В нашей стране отмечаются праздники - 15 мая в России отмечается Международный день семьи. День семьи, любви и верности ежегодно отмечается 8 июля. Президент Владимир Путин объявил 2024 год в России годом семьи. Год семьи проводится в целях сохранения традиционных семейных ценностей.                       - Символом семьи считается цветок ромашка. Посмотрите у нас на доске расцвела необычная ромашка. Хотите с ней поиграть?

- На каждом лепестке есть какие-то символы, как вы думаете, чтобы это значило? Попробуем их разгадать? Мы будем отрывать по одному лепестку и выполнять задания.

Первый лепесток с символом. Посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Игра «Кто кому, кто?»                                                                   – Лиза, ты кто для мамы? (Дочь)                                                                                       – Даниил, кто называет тебя сыном? (Папа)                                                                              – Адам, а кто ты для бабушки? (Внук)                                                                                      – Амина, у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)                                             – Умар, у мамы есть сестра? Кто она тебе? (Тетя)                                                                       – Злата, у папиных сестёр есть дети: сыновья и дочери. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)                                                                                                                          - Катя, у твоей мамы есть брат. Кто он тебе? (дядя)                                                          - Василиса, у твоего папы есть папа, кто он тебе? (дедушка)                                                       - Денис, кто ты для своих родителей? (сын)                                                                                   - Молодцы! У нас очень много родственников.

Второй лепесток с символом. Любое слово, будь оно доброе или, наоборот, злое, влияет на наше настроение и отношение к окружающим. В каждой семье есть особые, ласковые слова, которыми называют нас родители. Какие добрые, ласковые слова говорят вам мама, папа, бабушка, дедушка?                             Дидактическая игра «Ласковые слова».

Дочь - доченька, дочурка, доча.                                                                                             Сын – сынок, сыночек, сынуля.                                                                                               Папа – папочка, папуля.                                                                                                        Мама – мамочка, мамуля.                                                                                               Дедушка – дедуля, дедулечка.                                                                                       Бабушка – бабулечка, бабуля.                                                                                           Сестра – сестрёнка, сестричка.                                                                                              Брат – братишка, братик.                                                                                                           Внук – внучок.                                                                                                                      Внучка – внученька.                                                                                                                         - А если мы будем называть по имени, то ласково как назовем?

Третий лепесток с символом.                                                                                       Проводится физминутка: (движения выполняются по тексту)                               Головами покиваем,                                                                                                    Носиками помотаем,                                                                                                                      И зубами постучим,                                                                                                                 И немножко помолчим.                                                                                              Плечиками мы покрутим,                                                                                                          И про ручки не забудем,                                                                                       Пальчиками потрясем,                                                                                                              И немножко отдохнем.                                                                                                          Мы ногами поболтаем,                                                                                                            И чуть-чуть поприседаем.                                                                                                Ножку ножкой подобьем                                                                                                                 И сначала все начнем.

Четвертый лепесток с символом.                                                                                          - Посмотрите, какие маленькие шапочки, как вы думаете для чего они?                                  - Правильно, для пальчиков, хотите научится еще одной игре? Сожмите, левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец (движения сопровождаются текстом).

Этот пальчик – дедушка,                                                                                                      Этот пальчик – бабушка,                                                                                                      Этот пальчик – папочка,                                                                                                            Этот пальчик – мамочка,                                                                                                         Ну, а этот пальчик – я,                                                                                                                   Вот и вся моя семья.                                                                                                                            - Кто в вашей семье маленький?                                                                                   Надевайте шапочки на пальчики, посмотрим какие у вас получились дружные семьи.                                                                                                                                           - Каждый член семьи имеет свои обязанности. И для того, чтобы были все счастливыми, надо всем помогать и поддерживать друг друга.

Пятый лепесток с символом.                                                                                                               - Вот у меня есть корзина, сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома. (Дети становятся в круг, вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок, у которого корзина остается в руках, называет доброе дело: убирает игрушки, поливает цветы, ухаживают за животными моет посуду, подметает, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола, играет с братьями и сестрами).                                                  Можно разнообразить игру. Пусть дети перечисляют обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.                                                                    Шестой лепесток с символом.                                                                                                       - В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Каждая семья интересна по-своему, у каждой свои традиции. А какие традиции существуют в ваших семьях?                                                                                                      - В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. Девочкам нужно приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол.                         - Издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин построить дом.           Посмотрим, как справятся с этой задачей мальчики. (Проводится игра одновременно. Девочки накрывают на стол, мальчики строят дом из строительного материала)                                                                                                                                 - Молодцы, все справились! Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах.                                           Седьмой лепесток с символом.                                                                                                                - Мне нужна ваша помощь, ребята, надо разобрать семейные вещи в чемодане. (Дети подходят по одному к воспитателю и вынимают из чемодана по очереди вещи, и говорят, кому из членов семьи они принадлежат (губная помада, планшет, галстук, очки, молоток, газета, духи, пустышка, туфли, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, игрушки, удочка, расчёска и т.д.)).                                              - Вот и закончились лепестки у ромашки.                                                                                 - Ребята, а какое задание на лепестке ромашки вам больше всего понравилось?                       - Какой ребус мы сегодня разгадали?                                                                                 - Что вам понравилось?                                                                                                                 - Что было интересно?                                                                                                                - Что вызвало трудности?                                                                                                           - Что у тебя получилось лучше всего?                                                                                        - Что у тебя не получилось и почему?                                                                                                - Человек должен знать свою родословную в семи поколениях. Каждая семья напоминает дерево, а члены семьи – листочки этого дерева. Сейчас я предлагаю вам нарисовать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (Дети получают раздаточный материал).                                                                                                  - А дома, ребята, расспросите своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайтесь продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников. В давние времена и сейчас, в некоторых семьях, на самом видном месте, висит красиво оформленное генеалогическое древо семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительской гостиной "Моя семья -мое богатство"

Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения  с семьей ребенка на сегодняшний день остается актуальной и  является важным аспектом в личностном развитии дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ “МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО”

Конспект занятия для дошкольников "Моя семья-моё богатство"...

Конспект по социально- коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Моя семья мое богатство»

Формирование у воспитанников представление о семье, ее значении в жизни человека....

Конспект по социально- коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Моя семья мое богатство»

Формирование у воспитанников представление о семье, ее значении в жизни человека....

Конспект ОД по познавательному развитию «Лес – наше богатство» для детей 5 - 6 лет

Цель: Создать условия для познавательного развития детей через закрепление представлений об экосистеме леса....

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе "Моя семья-моё богатство"

Конспект по развитию речи в младшей группе "Моя семья-моё богатство"...