Рабочая программа воспитания
статья

Шолмова Нина Александровна

   Рабочая Программа Воспитания

Рабочая программа воспитания является частью Образовательной Программы ДО и прописана в содержательном и организационном разделе. Дополнением к рабочей программе воспитания служит календарный план воспитательной работы.

Программа воспитания включает в  себя комплекс  воспитательных  мероприятий  направленных  на формирование в  ребенке  нравственных   ценностей. Работает детский сад по рабочей программе воспитания третий год с изменением Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ, где были четкие требования Приступить к  реализации  РПВ   с  1 сентября  2021г.

Первые два года программа воспитания в детском саду была разработана отдельно как дополнительная программа к основной образовательной программе ДОУ,  но в 2023 году с введением федеральной образовательной программы дошкольного образования Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022г. №  1028 выстроилось четкое видение, как правильно применять Рабочую программу воспитания, которая является обязательной структурной частью Федеральной программы. И должна быть реализована в детском саду в рамках  образовательной программы дошкольного образования.

 Под воспитанием в рабочей программе понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества.

 Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества, это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.

 Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа;

2) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе;

3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями.

Рабочая программа воспитания содержит календарный план воспитательной работы. В этот план включены все возрастные группы детского сада.  Каждый месяц содержит 7 направлений воспитания.

 

Направления воспитания:

Ценность:

1

Патриотическое

Родина, природа

2

Духовно- нравственное

Жизнь, милосердие, добро

3

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

4

Познавательное

Познание

5

Физическое и оздоровительное

Здоровье, жизнь

6

Трудовое

Труд

7

Эстетическое

Культура и красота

 

И по каждому направлению каждый месяц во всех возрастных группах запланированы мероприятия.

Их ориентировочно 7-8. Включены в программу воспитания как физкультурные, так и музыкальные развлечения и праздники. По календарному плану воспитательной работы составлен дополнительный методический материал в форме конспектов и презентаций.

 В основном по каждому мероприятию работают все возрастные группы, но есть и разделение, как например, в сентябре старший возраст  проходит день окончания второй мировой войны, а у младших и групп раннего возраста тема: «Я и мои друзья».

Форму проведения мероприятий по программе воспитания каждый воспитатель определяет самостоятельно и прописывает в плане работы, планируя организацию через детские виды деятельности, такие как:

-Игровую

-коммуникативную

-познавательно-исследовательскую

-восприятие художественной литературы и фольклора

-изобразительную –музыкальную -двигательную и другие.

 

Используются формы совместной деятельности:

-Совместная деятельность в образовательных ситуациях

-События образовательной организации

-Работа с родителями

 

Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации взрослого и ребенка по освоению ОП ДО.  Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях   относятся:

-ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы

 

 -проблемная ситуация, составление рассказов из личного опыта

-чтение художественной литературы с последующим наблюдением и выводами

-театрализация, драматизация, которые развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Развивают воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

 

-просмотр видеороликов, презентаций, рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций (например в октябре все возрастные группы изучают день защиты животных)

 -организация выставок: тематических или авторских; детских поделок, рисунков. (например в  декабре все возрастные группы участвуют в акции «Мы граждане России» )

 –экскурсии в музей, в общеобразовательную школу, в типографию, в пожарную охрану, в библиотеку, в церковь, на железнодорожный вокзал.

-игровые методы

 Следующая форма совместной деятельности:

События образовательной организации

Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности.

Это проекты воспитательной направленности (например «Огород на окне», «Международный день друзей», «Моя семья-мое богатство»)

Праздники
         Общие дела (например «Уборка прогулочных площадок», «Субботники»)

Режимные моменты

Свободная игра

Свободная деятельность детей

Следующая форма совместной деятельности по программе воспитания: работа с родителями (законными представителями)

Это:-родительские собрания

-круглые столы

-мастер-классы

-беседы

-консультации

-семейная гостиная

-совместные физкультурные занятия

-походы

-семинары для родителей и др.

Сегодня вашему вниманию будут представлены такие направления программы воспитания как:

Патриотическое в форме  интеллектуальной игры, духовно-нравственное в форме музыкального праздника, трудовое в форме мастер-класса и познавательное в форме игрового экологического путешествия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogramma_vospitaniya.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

1.     Рабочая Программа Воспитания

2. Рабочая программа воспитания является частью Образовательной Программы ДО и прописана в содержательном и организационном разделе. Дополнением к рабочей программе воспитания служит календарный план воспитательной работы.

Программа воспитания включает в  себя комплекс  воспитательных  мероприятий  направленных  на формирование в  ребенке  нравственных   ценностей. Работает детский сад по рабочей программе воспитания третий год с изменением Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ, где были четкие требования Приступить к  реализации  РПВ   с  1 сентября  2021г.

Первые два года программа воспитания в детском саду была разработана отдельно как дополнительная программа к основной образовательной программе ДОУ,  но в 2023 году с введением федеральной образовательной программы дошкольного образования Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022г. №  1028 выстроилось четкое видение, как правильно применять Рабочую программу воспитания, которая является обязательной структурной частью Федеральной программы. И должна быть реализована в детском саду в рамках  образовательной программы дошкольного образования.

 Под воспитанием в рабочей программе понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества.

 3.Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества, это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны.

4. Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:

1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа;

2) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе;

3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями.

5. Рабочая программа воспитания содержит календарный план воспитательной работы. В этот план включены все возрастные группы детского сада.  Каждый месяц содержит 7 направлений воспитания.

Направления воспитания:

Ценность:

1

Патриотическое

Родина, природа

2

Духовно- нравственное

Жизнь, милосердие, добро

3

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

4

Познавательное

Познание

5

Физическое и оздоровительное

Здоровье, жизнь

6

Трудовое

Труд

7

Эстетическое

Культура и красота

И по каждому направлению каждый месяц во всех возрастных группах запланированы мероприятия.

Их ориентировочно 7-8. Включены в программу воспитания как физкультурные, так и музыкальные развлечения и праздники. По календарному плану воспитательной работы составлен дополнительный методический материал в форме конспектов и презентаций.

 В основном по каждому мероприятию работают все возрастные группы, но есть и разделение, как например, в сентябре старший возраст  проходит день окончания второй мировой войны, а у младших и групп раннего возраста тема: «Я и мои друзья».

6.Форму проведения мероприятий по программе воспитания каждый воспитатель определяет самостоятельно и прописывает в плане работы, планируя организацию через детские виды деятельности, такие как:

-Игровую

-коммуникативную

-познавательно-исследовательскую

-восприятие художественной литературы и фольклора

-изобразительную –музыкальную -двигательную и другие.

7.Используются формы совместной деятельности:

-Совместная деятельность в образовательных ситуациях

-События образовательной организации

-Работа с родителями

8.Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации взрослого и ребенка по освоению ОП ДО.  Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях   относятся:

-ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы

9. -проблемная ситуация, составление рассказов из личного опыта

-чтение художественной литературы с последующим наблюдением и выводами

-театрализация, драматизация, которые развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Развивают воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

10.-просмотр видеороликов, презентаций, рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций (например в октябре все возрастные группы изучают день защиты животных)

11. -организация выставок: тематических или авторских; детских поделок, рисунков. (например в  декабре все возрастные группы участвуют в акции «Мы граждане России» )

12 –экскурсии в музей, в общеобразовательную школу, в типографию, в пожарную охрану, в библиотеку, в церковь, на железнодорожный вокзал.

-игровые методы

13. Следующая форма совместной деятельности:

События образовательной организации

Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности.

Это проекты воспитательной направленности (например «Огород на окне», «Международный день друзей», «Моя семья-мое богатство»)

Праздники
        Общие дела (например «Уборка прогулочных площадок», «Субботники»)

14. Режимные моменты

Свободная игра

Свободная деятельность детей

15. Следующая форма совместной деятельности по программе воспитания: работа с родителями (законными представителями)

Это:-родительские собрания

-круглые столы

-мастер-классы

-беседы

-консультации

-семейная гостиная

-совместные физкультурные занятия

-походы

-семинары для родителей и др.

Сегодня вашему вниманию будут представлены такие направления программы воспитания как:

Патриотическое в форме  интеллектуальной игры, духовно-нравственное в форме музыкального праздника, трудовое в форме мастер-класса и познавательное в форме игрового экологического путешествия.  

16.Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания

В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы

Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...

Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Рабочая программа воспитания МКОУ "Костинологовская СОШ", реализующего программы дошкольного образования.

Рабочая  программа воспитания МКОУ "Костинологовская СОШ", реализующего программы дошкольного образования....