Осознанное и ответственное родительство, как условие качества дошкольного образования.
консультация (средняя группа)
Семья и детский сад — это два абсолютно разных института, но их объединяет одна общая цель — вырастить счастливого здорового ребенка, помочь ему реализовать свои способности. И успешность взаимодействия зависит от обеих сторон. Осознанное родительство является идеальным вариантом реализации себя как отца или матери и рассматривается, как активное желание родителей создавать благоприятные условия для полноценного развития ребенка. Т
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Росинка»
города Балашова Саратовской области»
Осознанное и ответственное родительство, как условие качества дошкольного образования.
Воспитатель: Шевцова М.В.
Обратимся к самому понятию «родительство» - это сложный социальный институт, базирующийся на проявлении родительских чувств, любви и привязанности к детям, определяющий выполнение специфических социальных ролей матери и отца, основанных на фундаменте культурных ценностей и традиций как общества в целом, так и конкретной семьи и проявляющийся в реальном поведении, отношении родителей к детям в стиле воспитания.
Можно выделить три компонента родительства: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный включает в себя знание основ семейного воспитания, родительских функций, представления об идеальном родителе, о себе и супруге как о родителях, представление о собственном ребенке, осознание родственной связи с детьми.
Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к себе и супругу как к родителям, отношение к ребенку.
Поведенческий компонент — это деятельность по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка; взаимоотношения с супругом как родителем, стиль семейного воспитания. При взаимодействии детского сада и семьи важно учитывать все три компонента.
Идеальным вариантом реализации себя как родителя является осознанное родительство.
Цель осознанного родительства — создание полноценных условий для развития и личностного роста ребенка, реализации заложенных талантов и способностей.
Это предполагает активную позицию семьи во взаимоотношениях, в том числе, с дошкольным учреждением. К сожалению, на практике не все отцы и матери готовы к сотрудничеству, к активной позиции. Часть родителей уверены, что педагогически подкованы за счет чтения популярной литературы. И если к советам логопеда или психолога они готовы прислушаться, то опыт воспитателя не всегда принимается во внимание. Другая часть родителей более открыта к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения, но делают это периодически, а не на постоянной основе.
В детском саду используются, как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
В перечень традиционных входят: родительские собрания, дни открытых дверей, консультации специалистов.
К нетрадиционным формам относятся: круглые столы; собеседование, тестирование, анкетирование; интервью с родителями и детьми на заданные темы; тематические выставки; семейные спортивные мероприятия; «почтовый ящик»; выставки; мастер-классы; онлайн-детский сад; походы-экскурсии в лес; праздники, конкурсы, мероприятия.
Остановимся на более интересных, и более продуктивных формах работы с родителями.
Одна из форм работы, которая стала хорошей традицией в нашем детском саду это проведение различных акций:
- акция «Стена памяти»;
- акция «Печенье с пожеланиями»;
- в рамках акции «Ёлка желаний» в нашем детском саду прошла акция «Подари игрушку особенному другу», где педагоги, воспитанники и родители передали подарки детям из ГБУ СО «Балашовский Центр семья».
Одной из наиболее интересных и нетрадиционных форм взаимодействия являются праздники и развлечения. Досуговая деятельность – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Успех таких мероприятий становится более значимым при условии, когда педагоги и родители становятся союзниками в обеспечении эмоционального благополучия детей, их социальной уверенности и творческой активности. Родители наших воспитанников очень отзывчивы и проявляют большой интерес к организации и проведению праздников. Они изготавливают костюмы, декорации для украшения групп, угощения. Участвуют в проведении праздников:
- в преддверии одного из замечательных праздников Дня Матери в нашем детском саду прошли праздничные мероприятия, посвящённые этому дню;
- в преддверии Дня отца в нашем детском саду совместно с папами приняли участие в квест-игре "В поисках формулы здоровья";
- в предверии 23 февраля проходят спортивные праздники, где активные участники папы наших воспитанников.
Еще одна форма работы, которая занимает почетное место в работе с родителями это выставки, которые проводятся в рамках акций, проектов, тематических периодов, мероприятий:
- в преддверии Дня Отца в нашем детском саду была организованна выставка работ, изготовленных папами наших воспитанников «Папа может»;
- выставка семейных рисунков «Моя семья» посвященная празднику «День семьи, любви и верности»;
- в рамках тематической недели «Природа вокруг нас», совместно с родителями, была организованна выставка «Шишкодрем»;
- в преддверии Дня Победы, совместно с родителями в нашем Учреждении прошла выставка рисунков и поделок «Военная слава России»;
- смотр-конкурс «Мамины руки не знают скуки»;
- в рамках программы воспитания в нашем детском саду прошёл конкурс рисунков «Осень в нашем городе глазами детей», оценивало работы компетентное жюри, в состав которого вошли и наши родители;
- выставка рисунков «Крымская весна», организована совместно с родителями наших воспитанников.
Нетрадиционная форма работы с семьей «Родительская почта» также помогает наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
«Родительская почта» в детском саду организована и в дистанционной форме сотрудничества Учреждения с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях в «ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджерыWhatsApp, Viber и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
В преддверии Нового года в Учреждении работает новогодняя почта «Поздравления с Новым годом», где родители воспитанников оставляют свои праздничные поздравления коллективу Учреждения.
В преддверии Дня памяти и скорби педагоги и воспитанники и родители нашего детского сада возложили цветы к обелиску, который увековечивает память о трудовом подвиге балашовцев во время Великой Отечественной войны.
В рамках проекта совместная экскурсия на стадион Олимп и спортивного зала, совместная экскурсия в пожарную часть.
Все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по воспитанию детей.
Семья и детский сад — это два абсолютно разных института, но их объединяет одна общая цель — вырастить счастливого здорового ребенка, помочь ему реализовать свои способности. И успешность взаимодействия зависит от обеих сторон. Осознанное родительство является идеальным вариантом реализации себя как отца или матери и рассматривается, как активное желание родителей создавать благоприятные условия для полноценного развития ребенка. Таким образом, осознанное родительство является важным условием взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания детей раннего возраста – главное условие качества дошкольного образования
Материал разработан для методического объединения...

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования
Автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качествен...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНВТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

"Организация предметно-пространственной среды в ДОО, как одно из условий качества дошкольного образования"
Оценка качества дошкольного образования в ДОО рассматривается как многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки....

Здоровьесберегающее образовательное пространство – необходимое условие качества дошкольного образования
laquo;Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н.М. Амосов Главной задачей государственной образовательной политик...

«Сотрудничество с родителями, как условие качества дошкольного образования»
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонились в по...

Электронные образовательные ресурсы как условие качества дошкольного образования .
Электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Термин...
