Анализ Федеральной образовательной программы, парциальной программы по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
методическая разработка
Анализ Федеральной образовательной программы, парциальной программы по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 766.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ Федеральной образовательной программы, парциальной программы по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
Изучив Федеральную образовательную программу дошкольного образования в контексте развития внимания детей старшего дошкольного возраста, цель. Цель данной программы является обеспечение всестороннего развития детей, включая когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты.
Задачи по развитию внимания детей 5-6 лет включают формирование устойчивого интереса к учебной деятельности, развитие навыков сосредоточенности и саморегуляции.
Программа включает разнообразные виды деятельности, направленные на развитие внимания: игры, занятия, творческие проекты.
Важным аспектом является использование игровых методов, которые способствуют активному вовлечению детей и удержанию их внимания. Использование интерактивных методов: дидактические игры, ролевые игры, занятия с использованием мультимедиа.
Воспитатель играет ключевую роль в создании атмосферы, способствующей развитию внимания. Это включает в себя создание структурированной среды, где дети могут сосредоточиться на заданиях.
Также важным аспектом является взаимодействие с родителями. Цель которой, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи. Она включает информирование родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, поддержка и консультации для родителей.
Таким образом, развитие внимания у детей 5-6 лет в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования является важной задачей, требующей комплексного подхода. Эффективное сочетание различных методов и форм работы, а также активное вовлечение родителей могут значительно повысить уровень внимания и концентрации у детей в этом возрасте.
Также проанализировав коррекционно - развивающую программу для дошкольников с синдромом дефицитом внимания с гиперактивностью, муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждение Светлинского района детский сад «Светлячок».
Данная программа ориентирована на гиперактивных детей с низким уровнем концентрации внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. В процессе проведения занятий дети будут знакомиться с методами снятия психоэмоционального напряжения, научатся перенаправлять свою энергию и гармонизируют эмоционально-волевую сферу. Используются телесно-ориентированные техники, подвижные игры, дидактические игры, кинезиологические упражнения.
Содержание рабочей программы
- Целевой
- Пояснительная записка
- Психологические особенности детей с СДВГ
- Общие принципы работы с детьми с СДВГ
- Создание условий для успешного выполнения детьми с СДВГ заданий и упражнений
- Критерии оценки достижения планируемых результатов
- Содержательный
- Психолого-педагогическое построение работы с детьми с СДВГ
- Диагностика детей с СДВГ
- Общие коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с СДВГ
- Особенности психологической коррекции с детьми с СДВГ
- Организационный
- Содержательная характеристика курса
- Перспективное планирование программы для детей с СДВГ
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
- Пояснительная записка
Цель: снятие психоэмоционального напряжения у детей с дефицитом внимания и развитие навыков концентрации внимания в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Диагностировать особенности познавательной и эмоционально – волевой сферы;
2. Сформировать навыки снятия психоэмоционального напряжения;
3. Развить концентрацию внимания;
4. Развить память.
Ожидаемые результаты:
После реализации программы дети распределяют свою энергию и выражают ее в более адекватных формах поведения, имеют достаточный уровень самоконтроля, увеличивается время концентрации на выполнении заданий.
Форма работы индивидуальная, занятия 3 раза в неделю, занятие по 15-20 минут.
Возраст: 6 лет
1.2 Психологические особенности детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является распространённым среди детей расстройством, характеризующимся нарушениями внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения, обусловленными нарушением функций центральной нервной системы.
Дети с СДВГ быстро «загораются», реагируют вспышками гнева, включая словесное и даже физическое насилие, беспричинно дразнят друзей и родственников. Во время занятий они выскакивают, отвечают на вопросы, не поднимая руки или не дожидаясь разрешения, не выслушивают до конца указания, перебивают. В различных ситуациях им недостает терпения ожидать своей очереди.
1.3 Общие принципы работы с детьми с СДВГ
Для эффективной работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности, необходимо чётко и доступно объяснять правила поведения, помогать детям понять и принять эти правила, а также использовать системы оценки и контроля поведения, например, жетонный метод, для формирования у ребёнка способности к самоконтролю и рефлексии.
Использование этого метода позволяет постепенно сформировать способность ребенка к рефлексии относительно собственного поведения, а также отследить динамику его поведения в течение всего занятия. Обычно, получая красную или черную фишку, дети меняют свое поведение к лучшему, чего не происходит в случае словесной фиксации допущенных ими нарушений (без наглядного подкрепления).
1.4 Создание условий для успешного выполнения детьми с СДВГ заданий и упражнений
Для успешного выполнения заданий детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходимо создавать специальные условия, включая чёткое проговаривание правил, использование подвижных игр с определёнными правилами, а также помощь в самопроверке и коррекции ошибок. Это помогает детям лучше сосредоточиться и научиться контролировать своё поведение. Таким образом, оказание своевременной и правильно ориентированной коррекционной помощи существенно облегчает детям с СДВГ адаптацию к новым условиям в школе.
1.5 Критерии оценки достижения планируемых результатов
Успешность коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности оценивается по ряду критериев, таких как:
- повышение уровня развития внимания и памяти;
- умение распределять свою энергию и выражать ее в более адекватных формах поведения;
- иметь достаточный уровень самоконтроля;
- увеличивать время концентрации на выполнение задания;
- умение действовать по «аналогии» (по образцу);
- самодиагностика;
- уверенное освоение дыхательных и релаксационных техник.
2.1 Психолого-педагогическое построение работы с детьми с СДВГ
Психолого-педагогическая работа с детьми с СДВГ состоит из этапов:
Подготовительный этап:
• ознакомление с медицинской картой ребенка;
• анкетирование родителей и воспитателей: анкета «Признаки импульсивности (приложение 2);
• беседа с родителями (приложение 3);
• беседа с педагогами (приложение 3);
• заполнение карты развития ребенка (приложение 4).
Диагностика состояния ребенка:
• наблюдение: карта критерий выявления гиперактивного ребенка
• использование психодиагностических методик на выявление импульсивности, агрессивности, невнимательности.
Коррекционная работа:
• индивидуальная;
Заключительный этап:
• диагностика состояния ребенка;
• рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с ребенком.
2.2 Методики диагностики детей с СДВГ
Для выявления особенностей развития и поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности используются различные психодиагностические методики, позволяющие оценить уровень развития зрительно-моторной координации, концентрацию и устойчивость внимания, объём памяти, а также особенности поведения и эмоциональные проявления.
- Визуально-моторный гешталът-тест Бендер (в авторской модификации Л. А. Ясюковой (2000) (приложение 5) - используется для анализа уровня развития зрительно-моторной координации.
- Методика «Корректурная проба» (приложение 6) - используется с целью исследования степени концентрации и устойчивости внимания, темпа психомоторной деятельности.
- Методика «Запомни и расставь точки» (приложение 7) - с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.
- Методика «Запомни рисунки» (приложение 8) - предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
- Методика «Заучивание стихотворения» (приложение 9) - выявляет особенности процесса запоминания, сохранения и воспроизведения аудиальной информации.
- Тест «Рисунок семьи» (приложение 10) - направлен на оценку внутрисемейных отношений, переживаний, на восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.
- Опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» (приложение 11) - заполняется взрослым с целью определения степени выраженности эмоциональных проявлений ребенка.
2.3 Общие коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с СДВГ
Коррекционная работа с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности, направлена на повышение самооценки, структурированное наблюдение за поведением и сотрудничество с родителями для комплексного подхода к коррекции психических процессов и поведения детей.
2.4 Особенности психологической коррекции с детьми с СДВГ
Психологическая коррекция с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности, должна быть систематической и направленной на развитие определённых функций, таких как внимание и память. Занятия должны быть короткими, включать подвижные упражнения и игры, а также использовать яркий методический материал для удержания интереса ребёнка.
3.1 Содержательная характеристика курса
В программе уделено внимание следующим темам:
• Тренировка внимания;
• Тренировка усидчивости;
• Тренировка контроля импульсивности.
3.2. Перспективное планирование программы для детей СДВГ
Программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности включает в себя последовательность занятий, направленных на диагностику и развитие различных аспектов познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также на формирование навыков, необходимых для успешной адаптации и обучения.
3.3 Работа с педагогами
Успешная работа с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности, требует тесного сотрудничества и обмена опытом между специалистами и педагогами. Педагогам даются рекомендации по организации деятельности ребёнка, использованию поощрений, упрощению заданий и предоставлению своевременной помощи, чтобы максимально поддержать развитие и адаптацию детей с СДВГ в образовательном процессе.
3.4 Как работать с родителями гиперактивного ребенка
Взаимодействие с родителями является важным условием для успешной работы с гиперактивными детьми. Родителям необходимо объяснить особенности поведения их ребёнка и дать рекомендации по взаимодействию с ним, включая соблюдение чёткого распорядка дня, ограничение эмоциональных впечатлений и контроль за временем просмотра телевизора. Совместные усилия родителей и специалистов способствуют более эффективной коррекции поведения гиперактивного ребенка.
Таким образом, программа представляет собой комплексный подход к работе с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Она включает в себя диагностику, коррекционную работу и взаимодействие с педагогами и родителями для обеспечения успешной адаптации и развития детей. Основные направления программы включают развитие внимания, самоконтроля, памяти и эмоционально-волевой сферы.
Для достижения поставленных целей используются различные методики и подходы, такие как подвижные игры, дидактические упражнения, кинезиологические практики и структурированное наблюдение за поведением. Важную роль играет сотрудничество с родителями и педагогами, которые получают рекомендации по взаимодействию с детьми и организации их деятельности.
Программа подчёркивает важность индивидуального подхода к каждому ребёнку, учёта его особенностей и потребностей. Она направлена на создание условий для успешного выполнения заданий и упражнений, развития навыков самоконтроля и адаптации детей с СДВГ в обществе.
Приложение 2
Критерии выявления гиперактивного ребенка:
(с картой-таблицей работают психолог, родители, воспитатели группы)
В соответствующих графах таблицы отмечается появление особенностей поведения: “Да” – если особенность наблюдается, “нет” – если не наблюдается по следующим параметрам:
- высокая двигательная активность;
- дефицит активного внимания
- импульсивность
Высокая двигательная активность:
Дефицит активного внимания:
Импульсивность:
Проявления по 6 или более показателям каждого из параметров наблюдающихся у ребенка на протяжении 6 месяцев, дают основание диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Кроме того, синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется, если в сочетании с вышеперечисленным/:
• некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет;
• проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух или более видах окружающей обстановки /например, в детском саду и дома/.
Примечание: диагноз «гиперактивность» устанавливает только врач.
Приложение 3
Анкета “Признаки импульсивности”
/заполняют родители, воспитатели/
Бланк для ответов:
Инструкция: отметьте в графе “да”, если признак у ребенка проявляется, и в графе “нет” – если не проявляется.
Оценка результатов:
15 –20 ответов “да” – высокая степень импульсивности;
7 –14 – средняя степень;
0 – 6 – низкая степень
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
2. Каковы особенности протекания беременности, родов?
3. Трудно ли ребенку до конца выслушать сказку, рассказ, историю, которую ему читает взрослый?
4. Каковы особенности раннего развития ребенка?
5. Верно ли, что ребенок в обучении показывает результаты, которые явно ниже его способностей?
6. Часто ли ребенок нарушает правила?
7. Есть ли в семье другие дети?
8. Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?
9. Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений?
10. Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?
11. Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?
12. Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
13. Часто ли ребенок приходит в ярость?
14. Легко ли ребенок приходи в состояние гнева?
15. Какая ведущая рука у ребенка?
16. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму, употреблению наркотиков?
17. Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
18. Часто ли меняется настроение ребенка?
19. Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?
20. Не ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем он способен?
21. Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы на другую?
22. Когда ребенок слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
23. Любит ли ребенок смотреть телевизор?
24. Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще – вербальная или невербальная?
25. Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?
26. Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?
27. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
28. Является ли ребенок аллергиком?
29. Страдал ли кто-нибудь из членов семьи ребенка синдромом дефицита внимания?
30. Беспокоен ли ваш ребенок?
31. Умеет ли ребенок хранить секреты?
32. Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?
33. Имеет ли ребенок привычку лгать?
34. Каков уровень самооценки ребенка?
35. Способен ли ребенок длительное время ждать вознагражения?
36. Есть ли в семье другие гиперактивные дети?
37. Как ребенок реагирует на замечания взрослых?
38. Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?
39. Характерна ли для ребенка роль «клоуна» в группе?
40. Страдает ли ребенок нарушением сна?
41. Как долго спит ребенок?
42. Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?
43. Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?
44. Является ли полной семья ребенка?
45. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
46. Часто ли в семье происходят конфликты?
47. Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
48. Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?
49. Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?
50. Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на прогулке?
51. Труднее ли ребенку закончить задание в детском саду, чем дома?
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ:
1. Какой рукой пишет (рисует) ребенок?
2. Умеет ли ребенок слушать ответы других детей?
3. Всегда ли он доводит начатое задание до конца?
4. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
5. Какие задания он выполняет с большим удовольствием?
6. Часто ли бывает говорлив?
7. Часто ли теряет свои вещи?
8. Часто ли забывает дома свои вещи?
9. Много ли задает вопросов?
10. Обижается ли, если его долго не спрашивают?
11. Умеет ли подчиняться правилам?
12. Спит ли ребенок в тихий час?
13. Заняты ли руки ребенка во время объяснения воспитателя?
14. Аккуратно ли ребенок пишет на доске?
15. Перебивает ли ребенок взрослых и детей во время разговора?
16. Кричит ли на других детей?
17. Торопливо ли ест?
18. Может ли длительное время работать молча?
19. Аккуратно ли складывает свои вещи?
20. Любит ли читать?
21. Любит ли идти в первой паре?
22. Стремится ли быть лучше всех?
23. Берется ли за много дел сразу?
24. Всегда ли доводит начатое дело до конца?
25. Любит ли шутить?
26. Обижается ли на шутки других?
27. Часто ли приходит в ярость?
28. Хорошая ли у него координация движений?
29. Задевает ли он предметы в группе?
30. Любит ли он играть в песке?
31. Сильно расстраивается, получив замечание?
32. Трудно ли ребенку справиться с гневом?
33. Всегда ли ребенок четко выполняет инструкции педагога?
34. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
35. Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
36. Любит ли ребенок соревнования, эстафеты?
37. Рассказывает ли ребенок о своих домашних делах?
38. Каков уровень развития мелкой моторики руки ребенка?
Приложение 4
Карта развития ребенка № _____
Фамилия, имя, отчество родителей ____________________________________
____________________________________
Кем направлен _____________________________________________________
Причина обращения _________________________________________________
Русский язык является родным языком – не является родным языком
Родители являются гражданами РФ – не являются гражданами РФ
родит.
бабуш.
дедуш.
интер-нат
Дата ______________________
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
состав семьи_____________________________________________________________________
условия проживания _____________________________________________________________
неблагоприятные биологические факторы ____________________________________________
________________________________________________________________________________
особенности раннего развития ______________________________________________________
воспитание до детского сада ________________________________________________________
наблюдение специалистов __________________________________________________________
психотравмирующие ситуации в жизни ребенка ________________________________________
_________________________________________________________________________________
жалобы в настоящий момент_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
особые отметки ____________________________________________________________________
( плохое зрение, слабый слух, ведущая левая рука, соматические жалобы)
ПРОБЛЕМЫ в детском саду
Сфера нарушения
нарушение адаптации____________________________________
сложности в освоении программы _________________________
трудности в освоении норм поведения _____________________
_____________________________________________________
особенности социальных контактов _______________________
Согласие родителей (лиц их заменяющих) на обследование и коррекционную работу психолога __________________________________________________________________________
(подпись родителей)
Приложение 5
Визуально – моторный гештальт – тест Бендер
Приложение 6
Методика «Корректурная проба»
Приложение 7
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется изображенный стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квади (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди, и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов:
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвелна карточке 6 и более точек.
8 – 9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6—7 баллов – ребенок правильно восстановил от 3 до 4 точек.
4—5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0—3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6—7 баллов — средний.
4—5 баллов — низкий.
0—3 балла — очень низкий.
Приложение 8
Методика «Запомни рисунки»
Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок узнал на картинке Б все 9 изображений, показанные ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 сек. до 55 сек.
6—7 баллов — ребенок узнал 5—6 изображений за время от 55 сек. до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 сек. до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 сек. до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек.
Выводы об уровне развития:
10 баллов —очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Приложение 9
Методика «Заучивание стихотворения»
Инструкция (состоит из трех основных частей):
Вводная часть: Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
«Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! — Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила».
Первая часть: Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
«Как дорожит любым деньком Малюточка пчела!»
Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
Вторая часть: Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
«Гудит и вьется над цветком Прилежна и мила».
Третья часть: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо, сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.
Оценки:
8 баллов — правильное полное воспроизведение всех трех частей.
5 баллов — перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла — воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 балла — отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
0 баллов — набор бессмысленных слов или полный отказ.
Приложение 10
Тест «Рисунок семьи»
Цель: изучение переживаний и восприятий ребенком своего места в семье. Отношение его к семье в целом и к определенным ее членам. Материалы: лист бумаги 21 х 29 см, цветные карандаши, ластик Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (не обозначая, что значит слово «Семья»). Время не ограничено.
Интерпретация рисунка условно делится на 3 части:
1 — Анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей.
2 — Анализ процесса рисования.
3 — Интерпретация графических презентаций членов семьи.
Приложение 11
Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка
Приложение 12
Занятие № 1
Цель: диагностика познавательной сферы: внимание, память, восприятие.
Время: 15-20 минут
Инструментарий:
Тест «Бендер".
Методика «Запомни и расставь точки».
Методика "Корректурная проба".
Занятие № 2
Цель: диагностика эмоционально – личностной сферы
Время: 15-20 минут
Инструментарий:
Методика «Запомни рисунки».
Методика «Заучивание стихотворений».
Методика «Рисунок семьи».
Методика «Оценочная шкала реальных проявлений ребенка».
Занятие № 3
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение «Пол-потолок-нос»
Время: до 5 минут
Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю.
Упражнение «Мяч для битья»
Время: до 5 минут
Ребенку предлагается большая подушка или мяч с пенопластовым наполнителем. Ты можешь побить этот мяч так, как тебе вздумается.
Вариант 2.
По середине комнаты чертится (проводится) линия. Это твоя половина, а это моя. Твоя задача забить кулаками этот мяч на мою сторону. Я буду сопротивляться, и пытаться забить в твою сторону.
Упражнение «Отдохнули»
Время: до 5 минут
Предлагается ребенку перевести дух, потянуться, размять шею, плечи и полежать на стене. Можно использовать проектор «Звездное небо» и расслабляющую музыку.
Занятие № 4
Цель: развитие концентрации внимания, памяти.
Время: до 20 минут
Упражнение «Найди пару»
Время: 5-10 минут.
Ребенку предлагаются парные картинки (около 12 пар), которые разложены в разном порядке рубашками вверху. Предлагается открыть только 2 карточки. Если картинки не совпали – карточки переворачиваются обратно. Игра продолжается пока не найдутся все парные картинки.
Упражнение «Дотроньтесь до...»
Время: до 5 минут
Слушай меня внимательно. Я буду называть части тела, а ты - быстро дотрагиваться до названной части тела.Нос... макушка... правая щека... ленка. И т. д.
Упражнение «Съедобное-несъедобное»
Время: до 5 минут
Инструментарий: мяч, подушка
Занятие №5
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение « Составь картинки из геометрических фигур»
Время: до 10 минут
Инструментарий: можно использовать наборы или вырезать фигуры самостоятельно из картона. Игра строится по типу «Рыбки» Холмской.
Упражнение ««Запретное слово»
Время: до 5 минут
Я буду произносить слова, а ты —повторять все слова, кроме одного, запретного. Это слово - «стол». Как только услышишь слово «стол», хлопай в ладоши. Игра, слон, буква, стол, окно, пол, стол, птица, ваза, кол, стол, вол и т.д. Игру следует повторить несколько раз с использованием разных «запретных» слов.
Вариант 2. Можно предложить поменяться местами, чтобы ребенок сам называл слова и пытался запутать психолога.
Упражнение «Подышим грудью»
Время: до 5 минут
Ребенку предлагаются различные дыхательные техники. Например, глубокий вдох и 3 резких выдоха. Глубокий вдох и громкий выдох. Можно проиграть 2-3 дыхательные техники за раз.
Занятие № 6
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение «Найди тени животных»
Время: до 10 минут
Инструментарий: можно использовать готовый набор карточек. Либо можно распечатать раздаточный материал по типу «Найди тень животного» и вырезать оттуда маленькие фигурки с тенями
Упражнение «Запретное движение»
Время: 5 минут
- Я буду показывать движения, а ты - повторять. Но одно из движений повторять нельзя - оно «запретное». Таким движением будет приседание. Дается сигнал к началу игры, а через некоторое время психолог называет другое «запретное движение».
Упражнение « Ухо –нос»
Время: до 3 минут
Ребенку предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. По хлопку ребенок опускает руки. По второму хлопку руки занимают тоже положении, только наоборот : правая рука – за нос, левая – за ухо.
Вариант 2. Можно ввести еще движение «на живот» для усложнения задания.
Занятие № 7.
Цель: развитие концентрации внимания, развитие эмоциональной сферы
Время: до 20 минут
Упражнение Что я сейчас чувствую?
Цель: развитие эмоциональной сферы
Время: 3 минуты
Возраст: с 4 лет
Посмотри на карточки с эмоциями и выберу ту, которая соответствует твоему настроению. Почему ты выбрал именно эту карточку? А какая карточка тебе нравится еще?
Упражнение «Ладонь-кулак-ребро»
Время: 3-5 минут
По команде психолога ребенок кладет ладони обеих рук на стол, сжимает их в кулаки, затем ставит ребром раскрытые ладони. Следует постепенно увеличивать темп упражнения и менять последовательность принимаемых поз
Занятие № 8
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение «Найди предмет»
Время: 5-10 минут
Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
Вариант 2. В мешочек можно положить парные предметы. Ребенок на ощупь по очереди с психологом должен выбрать парные предметы из мешка.
Упражнение «массаж себе»
Время: 10-15 минут
Ребенку предлагаются различные техники массажа.
1. Массаж носа ладонью, пальцами
2. Массаж ушей
3. Круговые движения плечами вперед и назад
4. Повороты головы
5. Разминание пальцев (соединение, скрещивание, сжатие)
6. Разминка ступней
7. Разминка коленей
8. Последующее расслабление лежа на плоской горизонтальной поверхности (на мате)
Занятие 9
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения, азвитие эмоциональной сферы
Время: до 20 минут
Упражнение “Найди отличие”
Время: до 5 минут
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Упражнение «Украсим елочку»
Время: 5-10 минут
Инструментарий: пластилин, шишки
Ребенку предлагается украсить шишку-елочку разноцветными пластилиновыми шариками.
Упражнение «Игра наоборот»
Время: до 10 минут
Сейчас я произнесу слово «высоко», а ты, когда поймаешь, скажешь «низко». я буду произносить слова и кидать мяч, а ты должен будешь сказать противоположное слово. Следует помнить, что нельзя использовать слова с приставкой «не». Примерный лексический материал: хорошо, черный, добрый, высокий, большой, толстый, тяжелый, веселый, день и др.
Занятие 10
Цель: повторная диагностика уровня концентрации внимания, памяти и эмоционально – волевой сферы.
Можно использовать Методика «Корректурная проба», Методика «Рисунок семьи». Методика «Запомни и раскрась по точкам», любая проективная методика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " «Парциальные программы по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей для планирования театрализованной деятельности....

Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"
Основной целью программы является - развитие навыков межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...

Занятие по парциальной программе STEM – ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста Модуль «Экспериментирование» Тема: «Свойства воздуха»
Это мои первые шаги в цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии". Занятие было открытым. Показывала своим коллегам....

Методическая разработка в рамках парциальной программы "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Сценарий занятия "Колыбелька для Снежинки"(для детей старшего дошкольного возраста)Блок; "Палитра Эмоций""Разнообразие эмоций в цвете"....

Парциальная программа «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время перед педагогами стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и хорошо ориентирующегося в постоянно ...

Анализ парциальной образовательной программы духовно- нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Верность родной земле» («Истоки») Авторы: И.А Кузьмин, О.С. Абрамова, С. М. Зырьянова
Образовательная программа разработана для детей дошкольного возраста 3–4, 4–5, 5–6, 6–7 лет; представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую сис...
Изучение и описание педагогического опыта по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
Изучение и описание педагогического опыта по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ...






