Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации
картотека (младшая, средняя группа)
Актуальность
Счастье во многом определяется возможностью быть понятым. Однако как понять ребенка, который не способен выражать свои мысли вербально? Как выстроить коммуникацию с детьми, имеющими особенности развития?
Общение — это не просто обмен словами, а передача информации, возможность выразить свои мысли, желания и просьбы. Традиционно коммуникация ассоциируется с речью: в детстве мы просим игрушку или рассказываем родителям о своих предпочтениях. Но что делать, если словесное выражение недоступно? Как помочь ребенку с нарушениями развития донести то, что он хочет сказать?
Эффективным инструментом в таких случаях становятся коммуникативные игры — специальные игровые методики, направленные на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества в различных ситуациях. Их можно использовать как в домашних условиях, так и в детских центрах, на праздниках, тренингах или в качестве релаксационных пауз после занятий.
Игры и упражнения для развития альтернативной коммуникации
«Водичка, водичка»
Цель: стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с водой разной температуры.
Ребенку предлагается исследовать воду различной температуры (холодную, теплую, горячую), налитую в пластиковые бутылки или стаканчики. Можно погружать пальцы в воду или выливать ее на руку, сравнивая ощущения.
«Игра с фасолью»
Цель: стимуляция тактильных ощущений и развитие мелкой моторики.
В глубокую миску помещаются различные наполнители (фасоль, рис, поролон, камушки и др.). Ребенок погружает руки в наполнитель, что способствует массажу пальцев, повышению их чувствительности и улучшению координации движений.
«Шишка»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ребенок выполняет различные действия с сосновой шишкой: катает ее в ладонях, сжимает, перекладывает из одной емкости в другую.
«Кулак – ребро – ладонь»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Игра сопровождается стихотворным текстом, в процессе которого ребенок последовательно меняет положение рук:
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)...
«Рубим капусту»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ребенок поочередно постукивает по столу кистями правой и левой руки.
«Барабан»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ребенок постукивает каждым пальцем по поверхности.
«Здравствуйте»
Цели: формирование навыков приветствия с использованием жестов, звуков или слов.
В течение ограниченного времени (1 минута или под музыку) участники приветствуют друг друга заранее оговоренным способом (например, рукопожатием). В конце обсуждается, сколько человек успели поздороваться и какое у всех настроение.
«Паровозик»
Цели: развитие навыков взаимодействия и координации.
Участники выстраиваются в цепочку, где первый игрок («паровоз») ведет остальных («вагончики») с закрытыми глазами, преодолевая препятствия. Задача — не расцеплять руки.
«Зеркало»
Цели: развитие способности считывать мимику и движения.
Игроки в парах поочередно копируют движения друг друга. Затем игра усложняется: группа синхронно повторяет движения ведущего в зеркальном отражении.
«Держи мяч»
Цели: развитие согласованности движений в паре.
Два игрока удерживают один мяч, выполняя совместные действия (приседания, ходьба, прыжки). Постепенно задание усложняется — мяч удерживается одной рукой.
«Любимая игрушка»
Цели: развитие позитивного взаимодействия и коммуникации.
Дети передают игрушку по кругу, сопровождая передачу добрыми словами в ее адрес.
Комплекс упражнений для сенсорной интеграции
Включает:
- изменение положения тела (повороты, раскачивание);
- тактильную стимуляцию (массаж, контакт с материалами разной текстуры);
- двигательную активность (ползание, прыжки, балансирование);
- работу с пластичными материалами (пластилин, тесто).
Игры с использованием метода базальной стимуляции
- Тактильные воздействия (втирание крема, использование фена, обрызгивание водой).
- Ощупывание предметов разной формы и температуры.
- Двигательные упражнения (заворачивание в ткань, пролезание в ограниченное пространство).
- Развитие хватательных навыков (удержание ложки, кисти, вибрирующих игрушек).
Эти методики способствуют развитию коммуникативных навыков, сенсорной интеграции и эмоциональной разгрузке у детей с особыми потребностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Счастье во многом определяется возможностью быть понятым. Однако как понять ребенка, который не способен выражать свои мысли вербально? Как выстроить коммуникацию с детьми, имеющими особенности развития?
Общение — это не просто обмен словами, а передача информации, возможность выразить свои мысли, желания и просьбы. Традиционно коммуникация ассоциируется с речью: в детстве мы просим игрушку или рассказываем родителям о своих предпочтениях.
Эффективным инструментом становятся коммуникативные игры — специальные игровые методики, направленные на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества в различных ситуациях
Игры и упражнения для развития альтернативной коммуникации
«Водичка, водичка»
Цель: стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с водой разной температуры.
Ребенку предлагается исследовать воду различной температуры (холодную, теплую, горячую), налитую в пластиковые бутылки или стаканчики. Можно погружать пальцы в воду или выливать ее на руку, сравнивая ощущения.
«Игра с фасолью»
Цель: стимуляция тактильных ощущений и развитие мелкой моторики.
В глубокую миску помещаются различные наполнители (фасоль, рис, поролон, камушки и др.). Ребенок погружает руки в наполнитель, что способствует массажу пальцев, повышению их чувствительности и улучшению координации движений.
«Шишка»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ребенок выполняет различные действия с сосновой шишкой: катает ее в ладонях, сжимает, перекладывает из одной емкости в другую.
«Кулак – ребро – ладонь»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Игра сопровождается стихотворным текстом, в процессе которого ребенок последовательно меняет положение рук:
Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)...
«Рубим капусту»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ребенок поочередно постукивает по столу кистями правой и левой руки.
«Барабан»
Цели: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Ребенок постукивает каждым пальцем по поверхности.
«Здравствуйте»
Цели: формирование навыков приветствия с использованием жестов, звуков или слов.
В течение ограниченного времени (1 минута или под музыку) участники приветствуют друг друга заранее оговоренным способом (например, рукопожатием). В конце обсуждается, сколько человек успели поздороваться и какое у всех настроение.
«Паровозик»
Цели: развитие навыков взаимодействия и координации.
Участники выстраиваются в цепочку, где первый игрок («паровоз») ведет остальных («вагончики») с закрытыми глазами, преодолевая препятствия. Задача — не расцеплять руки.
«Зеркало»
Цели: развитие способности считывать мимику и движения.
Игроки в парах поочередно копируют движения друг друга. Затем игра усложняется: группа синхронно повторяет движения ведущего в зеркальном отражении.
«Держи мяч»
Цели: развитие согласованности движений в паре.
Два игрока удерживают один мяч, выполняя совместные действия (приседания, ходьба, прыжки). Постепенно задание усложняется — мяч удерживается одной рукой.
«Любимая игрушка»
Цели: развитие позитивного взаимодействия и коммуникации.
Дети передают игрушку по кругу, сопровождая передачу добрыми словами в ее адрес.
Комплекс упражнений для сенсорной интеграции
Включает:
- изменение положения тела (повороты, раскачивание);
- тактильную стимуляцию (массаж, контакт с материалами разной текстуры);
- двигательную активность (ползание, прыжки, балансирование);
- работу с пластичными материалами (пластилин, тесто).
Игры с использованием метода базальной стимуляции
- Тактильные воздействия (втирание крема, использование фена, обрызгивание водой).
- Ощупывание предметов разной формы и температуры.
- Двигательные упражнения (заворачивание в ткань, пролезание в ограниченное пространство).
- Развитие хватательных навыков (удержание ложки, кисти, вибрирующих игрушек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
консультация для родителей. игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук дома. Легкие упражнения, подручные материалы заинтересуют ребенка и принесут не мало пользы ребенку....
Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста
Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».
Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».
Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".
Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....

Доклад. Нетрадиционные формы работы по физическому развитию (логоритмика, игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики, дыхательная гимнастика).
Логоритмика для детей: упражнения для дошкольников....
