Занятие по патриотическому воспитанию «Неофициальные символы России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Колесова Татьяна Алексеевна

Занятие по патриотическому воспитанию

«Неофициальные символы России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesova_konspekt_neofitsialnye_simvoly_rossii.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по патриотическому воспитанию

«Неофициальные символы России»

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с основными неофициальными символами РФ;

- закрепить знания детей о государственной символике страны: герб, флаг, гимн;

- развивать диалогическую речь, память, мышление;

- развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;

-формировать уважительное отношение к государственным и неофициальным символам страны.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Ребята, посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

Давайте подойдем к столу, здесь вы видите буквы. Посмотрите. Из них нужно составить слово. Что у вас получилось? Дети: Родина.

В.: А вы любите свою Родину? (ответы детей). Хорошо, ответьте, пожалуйста, «За что вы люблю свою Родину?» (ответы детей: большая, красивая, я здесь живу и т.д.).

В.: так вас можно назвать юными патриотами. Патриот – это человек, который любит свою Родину.

Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: (дети в кругу, у кого мяч тот отвечает на вопрос):

- как называется страна, в которой мы живем?

- как называют народ, живущий в России?

- кто является президентом России?

- как называется столица нашей Родины?

- в каком городе мы живем?

- назовите губернатора Санкт-Петербурга?

В.: Молодцы. На вопросы вы ответили правильно. Ребята, вы знаете, что у любой страны, в том числе, и у России есть отличительные знаки, то есть государственные символы.

- назовите государственные символы России?

(герб, флаг, гимн).

В: Правильно, ребята.

Ребенок: У России величавой на гербе орел двуглавый

                Чтоб на Запад и Восток он смотреть бы сразу мог

                 Сильный, мудрый он и гордый

                 Он России дух свободный.

На его груди Георгий Победоносец – это покровитель и защитник воинов. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона.

В.: Давайте вспомним цвета флага России.

А что означают цвета расскажет…

Ребенок: Три полоски флага – это неспроста:

                 Белая полоска – мир и чистота

                 Синяя полоска – это цвет небес

                  Куполов нарядных, радости чудес

                  Красная полоска – подвиги солдат

                  Что свою Отчизну от врагов хранят,

                  Он страны великой самый главный знак

                   Доблестный трехцветный

                    Наш Российский флаг. (Инесса Агеева)

В.: И третий государственный символ страны – это гимн.

Ребенок: Что такое гимн вообще?

                   Песня главная в стране!

                   В гимне Российском есть такие слова

                  «Россия – любимая наша страна

                   Россией гордимся, России верны

                   И нету на свете лучше страны!»

                    Гимн слушаем стоя и молча всегда

                    Его нам включают в момент торжества.

Гимн написал композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.

В:. Ребята, мы с вами вспомнили государственные символы нашей страны, а сегодня мы познакомимся с неофициальными символами России. По этим символам нашу Россию узнают в других странах, а их довольно много. Ребята, для вас я приготовила игру-вертушку. Мы будем крутить волчок, вокруг волчка лежат конверты. Где стрелочка волчка остановится, тот конверт и откроем.

  1. Главным неофициальным символам страны – Красная площадь, Кремль с курантами на Спасской башне.

Кремль означает крепость. Раньше строили крепости для того, чтобы огородить свое жилище от врагов. Московский кремль состоит из 20 башен. Самая главная башня - Спасская. На Спасской башне находятся Кремлевские куранты, самые главные часы нашей страны. Кремль сначала был построен из дерева, затем из белого камня, а сейчас из красного кирпича, поэтому и площадь, окружающая Московский Кремль называется Красной площадью. На Красной площади проходят военные парады и важные торжественные события.

Крутим вертушку. Что это? (Матрешка).

  1. В: Ребята, матрешка – один из самых известных символов России.

Туристы, которые приезжают в нашу страну, стараются купить матрешку как сувенир. Это красивая, сделанная из дерева игрушка. В ней вложены другие матрешки поменьше. Посмотрите какие они яркие, нарядные. Появилась матрешка более 100 лет тому назад, придумал ее художник Сергей Милютин.  Он путешествовал по Японии и привез маленькую куколку, внутри которой было несколько таких же куколок, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым, через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрешек. Назвали матрешку в честь девушки Матрены, которая работала в доме художника. Она была добрая и красивая.

Игра: «По росту становись!»

Крутим вертушку.

3.«Живые неофициальные символы» - медведь, береза, ромашка.

Медведь – один из самых крупных хищников планеты. Он коварен, могуч, силен, но кажется, что медведь неповоротлив, но он быстрый и ловкий, прекрасно ныряет, плавает, бесшумно лазает по труднодоступным местам.

Береза — это символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок, загадок. Березой можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить березу? (в лесу, на поляне, в парке, возле дома). Береза является символом силы, могущества, щедрости и плодородия. Из нее плели лапти, лукошки, туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метла и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные ложки, очень полезен березовый сок.

Ромашка- ее издавна собирали в букеты и дарили своим близким, плели венки. Ромашки вышивали на одежде, рисовали на посуде. Летом в России празднуют «День любви, семьи и верности», где ромашка является символом праздника. Она является символом красоты и чистоты. Посмотрите, ребята, в конверте еще что-то есть. (это лепестки ромашки)  

Игра: «Составь цветок и сосчитай лепестки ромашки».

4.(изба, печь, баня, самовар) – это теплые неофициальные символы.  Раньше наши предки строили жилище из дерева и называлось оно избой. А что было главным в избе? Действительно печка. Она обогревала избу, в ней готовили еду и сушили одежду, лечились от разных болезней.

Сейчас в каждой квартире есть душ, ванна, горячая, холодная вода. А раньше, чтобы помыться топили бани.

Баня жаром славится, приходите париться. А парились в бане березовым веником. После баньки пили травяной чай из самовара. Раньше внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сухие сосновые шишки или древесный уголь, поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. В самоваре вода закипала. А сейчас самовары электрические – родиной самовара считают город Тула.  Много было мастеров самоварников.

5. «Удобные и нарядные» символы (валенки, лапти, шапка-ушанка). Валенки считаются традиционно русской обувью. Их валяли из овечьей шерсти. Какого цвета шерсть у овцы, такого цвета были и валенки – белые, черные и серые. Они удобные, мягкие, нет шва. Валенки передавались от старших младшим детям. Со временем они пронашивались, их подшивали, ставили кожаные заплатки. Наши предки носили раньше лапти, сами их плели, их берегли и песни о них сочиняли. Снашивались лапти быстро, недаром говорили в те времена: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести». Лапти плели из коры разных деревьев. Наиболее прочными и удобными считались липовые лапти.

Шапка-ушанка. А почему ее так назвал русский народ? Да, действительно у шапки есть два уха, которые можно поднять и завязать на макушке. При сильном морозе их можно опустить и завязать снизу, и они будут защищать от ветра и мороза зимой, а чтобы летом шапка-ушанка не лежала без дела, придумывали разные игры. Игра с шапкой-ушанкой «Я – салочка!». Водящего выбираем вертушкой. Водящий, поднимает шапку вверх   кричит «Я- салочка!» и начинает догонять детей на одной ножке. Кого он «засалит», передает шапку и водящим становится другой ребенок. Игра далее продолжается. Остальные дети увертываются от водящего, убегая на двух ногах. Крутим вертушку.

6. «Вкусные символы».  Щи да каша – пища наша. Блины, икра, ржаной хлеб. Раньше пища не была разнообразной. Готовили быстро и сытно. Щами называли любой суп. Часто ели тюрю – хлеб, раскрошенный небольшими кусочками в квасе, молоке, воде, добавляли зелень, постное масло.

7. «Музыкальные символы» - гармошка, балалайка.

Гармонь –это душа каждого русского человека. На всех праздниках и гуляниях самым важным человеком был гармонист. Он исполнял любую мелодию, чтобы развеселить народ, чтобы попеть и потанцевать. Балалайка- трехструнный русский народный музыкальный инструмент.

8. «Узорчатые символы» - Хохлома, гжель, дымка.

Хохлома- роспись деревянной посуды черно-красными красками на золотистом фоне. Это стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире не повторяющейся. Гжель – своеобразной краской служит кобальт. После обжига керамика получает синий цвет. Дымковская игрушка – ручная работа из глины, украшена разнообразными узорами.

ЗАГАДКИ:

1.С липы да лыко надрали, крепко, добротно связали

   Всунули в них детки лапки: ах да славные… лапти.

2.Прячется у нас с тобой одна куколка в другой

   На косынке горошки. Что за куколки?  (матрешки)

3.Белая рубашка, посреди пятачок

   Будто желтый светлячок. (ромашка)

4.Чудесные сапожки, согреют мигом ножки

   И взрослые, и маленькие носят зимой… валенки.

5.Ушастая волнуется, а выйдет на улицу

   Завяжет ушки, сидит на макушке. (шапка-ушанка)

6.Русская красавица, стоит на поляне

   В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

Рефлексия: Ребята, о чем мы с вами говорили?  Какой из символов вам больше понравился? Какой из неофициальных символов вам может пригодиться в жизни?

Берегите Россию, без нее нам не жить!

Берегите Россию, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой

Берегите Россию – нет России другой!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России" в старшей и подготовительных группах.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию " Неофициальные символы России"...

Технологическая карта занятия, тема «Нравственно-патриотическое воспитание». Название: «Символы России».

Цель – Формирование элементарного  представления о символах нашей страны, развитие познавательного интереса. Образовательные:- Закреплять  понятие  «символы нашей стран...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Неофициальные символы города Шадринска»

Формирование  у  дошкольников    понятия малая Родина,  расширение  представлений о  сказочных символах малой Родины...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию : "Береза - символ России"

Патриотическое воспитание - одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками. Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление дошкольников с символикой России....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Неофициальные символы России» в подготовительной группе

Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....