Иновационный проект- методическая разработка «Как воспитать well-bred child"
проект

Павлоградская Светлана Васильевна

Духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlogradskaya_s.v.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный иновационный проект- методическая разработка

«Как воспитать well-bred child ».

ФИО педагога: Павлоградская С.В.

Тема: Программа по духовно-нравственному воспитанию «Родные истоки».

Цель: Духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта: Педагоги, профильные специалисты, дети 5-6 лет, родители (законные представители)

Срок реализации: 1 год, проект долгосрочный.

Задачи:

1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.).

2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:

- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

3. Формировать нравственные умения и привычки:

- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;

- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);

- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником; 

- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

Планируемый результат:

-Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.

-Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.

-Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.

-Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

-Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.

-Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.

-Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.

-Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.

Формы работы с детьми:

1. ООД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

2. Проведение совместных праздников.

3. Просмотр  презентаций, видеороликов,прослушивание аудиозаписей.

4. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). 

5.Проведение мастер классов и экскурсий.

Этапы взаимодействия с семьями воспитанников:

Цель:

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников старшей группы

Задачи:

 Просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

Работа предполагает 2 этапа:

• просветительский этап,

• этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительской родительского собрания  по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением священнослужителей.

Просвещение родителей предполагает создание методической копилки  “Семейное

духовно-нравственное  воспитание”, подготовку и комплектование  видеоматериала,

создание библиотечек.

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

организацию совместных с родителями праздников, традиционных мероприятий, семейных гостиных: день Матери,  День Защиты детей,  Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”,  Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни” и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;

Формы работы с родителями:

•родительские собрания на духовно-нравственные темы;

•лекторий для родителей;

•открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

•вечера вопросов и ответов;

•проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские

семинары-собеседования на диалоговой основе);

•факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование

родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного

воспитания в семье;

•индивидуальные консультации специалистов;

•наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,

выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

•совместные экскурсии;

•визиты домой;

•совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

•помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке

праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

•изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время

-чтения педагогом рассказов;

 -показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

-чтения литературных произведений воспитателем;

 -чтения стихотворений детьми, воспитателем;

-бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

-ответов на вопросы педагога, детей;

-проведения  разнообразных  игр  (малоподвижные,  сюжетно-ролевые,

- дидактические, игры-драматизации и др.);

-сообщения дополнительного материала воспитателем;

-загадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо

-организовывать продуктивную деятельность;

-провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

-организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так  же конкурсы, викторины;

-изготовить с детьми наглядные пособия для НОД.

Актуальность и новизна проекта.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей».

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажении нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости. У детей нередко искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы. Стандарт направляет на решение таких задач, как приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Проблемы духовно-нравственного воспитания надо решать на самых ранних этапах развития ребенка-в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент социально значимых личностных и гражданских качеств человека.

Именно поэтому приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка.

Нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная и она определила направление нашей работы.

Этапы работы

Этапы

Сроки проведения

                        Содержание

Подготовительный

сентябрь

- Постановка цели и задач;

- Изучение методической литературы по теме:

-Разработка мероприятий социально – педагогического проекта по осуществлению связи с социумом, создание условий для реализации проекта.

-Пополнение методической литературы.

-Выявление проблем и возможности их устранения.

-Система мероприятий по взаимодействию с детьми, социумом, родителями

Основной

октябрь

1.«Кто мы, откуда?

Где наши корни?»

Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях.

2. «Древняя Русь»

Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду.

3.Малая Родина

Цель: Вспомнить с детьми определение «Малой Родины», Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине.

1.Моя семья, мои близкие родственники.

2.Семья-это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род.

3.Рассматривание семейных фотографий.

4.Изготовление семейного древа (родословное дерево).

  1. Мы - русские.
  2. Откуда пошло название нашей Родины (Русь).
  3. Знакомство с древнерусской архитектурой.

Рассматривание крестьянских и городских построек, храмов.

  1. Побеседовать с детьми на тему «Родина», «Малая родина».
  2. Рассмотреть фотографии,
  3. Попросить детей прокомментировать выбор сюжета рисунка своей малой родины фото.

ноябрь

1.От матери небесной до матери земной

Цель:Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать.

добрыми.

2.Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Цель: Познакомить детей с праздником, его обычаями, традициями, как его отмечали на Руси

3. Беседа о честности, любви, доброте.

Цель: Продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются хорошими, а какие плохими.

1.Этическая беседа о маме «Многодетная мама-русская матрешка»

2.Чтение: «Сказка про Ивасика», «Крошечка-Хаврошечка»,

 «Сердце матери».

3.Конкурс чтецов «Моя прекрасная мама».

1.Беседа «История праздника Покрова Пресвятой Богородицы»

2.Рисование: «Наш Покров».

3.Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.

1.Беседа о добрых и плохих привычках. Учить детей анализировать свои поступки.

2.Просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение увиденного.

3.Чтение сказки «Кот и петух».

4.Игра «Плохие и хорошие дела».

5.Рисование «Радуга. Добрые правила жизни».

декабрь

1.«К худой голове своего ума не приставишь».

Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.

2.Праздник Рождество Христово

Цель: Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник - Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника.

3.«Хозяйка и хозяин  в русских народных сказках».

Цель: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – хозяйки и хозяина. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

4. «Новогодний карнавал».

  1. Беседа об уме и глупости (на примере пословиц поговорок.

2. Игра «Закончи пословицу», рисование «Узнай       пословицу по рисунку»).

3.Нет сказок без правды (объяснить детям, для чего чудеса в сказках)

 викторина по содержанию знакомых сказок.

4.Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю»

5. Словесная игра «Филя и Уля».

  1. Знакомство с традициями Рождественских праздников.
  2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
  3. Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.
  4. Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.
  5.  Ручной труд на тему: «Рождественские открытки».

  1. Сказки «Морозко», К.И. Чуковского «Федорино горе».
  2. Знакомим с помощью наглядного материала с укладом  жизни в православной  семье,  осмысленным  и  целесообразным устройством  предметной  среды  русского  дома,  особенностями  мужских  и  женских  домашних  трудов.

Театрализованное представление.

январь

1.«Зимние святки»

Цель: Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок.

2.«Рождественские чтения»

Цель: Формировать представления у детей дошкольного возраста о русских традициях.

3.«Новый год на Руси»

Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках.

1.Изготовление обрядовых кукол.

2.Разучивание колядок, игр к празднику.

3.Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

Совместные презентации родителей и детей на православную тему.

1.Рассказ о праздновании Нового года на Руси, рассказ о гаданиях и показ одного из них.

2.Санта-Клаус и Никола –чем похожи и в чем отличие.

3.Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

февраль

1.Правила почитания и уважения старших

Цель: Раскрыть понятие «уважение».

Выявить качества, за которые мы уважаем людей. Найти и обсудить пословицы и поговорки об уважении к старшим.

2. «Преданья старины далёкой»

Цель: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р.

3. «Рыцарское отношение к девочкам».

Цель: Формировать положительные моральные качества

4. «У истоков русской народной культуры»

Цель: Продолжить знакомить с традициями русского народа.

Чтение и обсуждение отрывка О. Тихомирова «Александр Невский» стр. 186

  1. Чтение былин.
  2. Просмотр диафильмов.
  3. Рассматривание и обсуждение картин В.Васнецова «Богатыри».
  4. Изготовление боевых доспехов из картона.

1.Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

2.Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»

1.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

2.Беседа о русской народной песне.

3.«Дело мастера боится».

4.«Живёт в народе песня».

5.«На героя и слава бежит».

март

1.«Весенние хлопоты»

Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы.

2.Масленица.

Цель: Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа.

  1. «Онисим – овчарник» - Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку, рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из неё, вязание на спицах, рассказ о том, что делали раньше в этот день.
  2. Учимся величать мальчиков и девочек- добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга, хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики спортивными достижениями.
  3. Прилетите, жаворонки, к нам-знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника, работа с солёным тестом –

делаем жаворонков.

1.Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. Руководителя

2.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».

апрель

1.«Светлый праздник Пасхи»

Цель: Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего  места  в  семье,  деятельного  участия  в  домашних  делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа.

2.Выставка «Великая Пасха» -

Цель: привлечь к её оформлению детей и их родителей.

1.Просмотреть с детьми мультфильм из серии «Моя первая Библия» - «Пасха». Помочь понять смысл сюжета.

2.Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца зародилась благодаря данному празднику. Пояснить, какие этапы предшествуют празднику. Подчеркнуть роль детей в помощи родителям.

3.Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета.

Детские рисунки и совместные поделки на Пасхальную тему.

май

1.«Человек жив до тех пор, пока про него помнят»

Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества,

познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря.

2.«Правда и ложь»

Цель: Объяснить детям понятия «правда» и «ложь», почему нельзя обманывать, возможные последствия лживых поступков, Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

3.«Белая береза любимое на Руси дерево».

Цель: познакомить детей с традициями   народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета).

4.«Играем в забытые детские игры»

Цель: развивать интерес к русским народным играм.

  1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
  2. Про отцов и дедов помнить от века завещано: беседа о празднике Победы, о родственниках , погибших в годы войны, рассматривание фотографий из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры, экскурсия к вечному огню.
  3. Встреча с ветеранами В.О.В, тружениками тыла и детьми В.О. В.
  4. Изготовление коллективной работы «С днём Победы»
  5. Создание книги памяти (совместная работа с родителями).

1.Читать произведения Сухомлинского «Почему Серёже стало стыдно» и «Я больше не буду».

2.Дидактическая игра «Круг пожеланий»,

3.Моделирование ситуации «Врунишка»,

1.Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы, разучивание песен о березе, хороводов, игр, загадывание загадок о березе, о лете, учимся плести веночки.

2.Праздник русской берёзки

3.Красота русского костюма -знакомство с деталями русского костюма( понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, кокошник, картуз), украшение кокошника бисером и лентами.

1.О русском прянике - рассказ о пряниках, о том, почему их так называют, рассматривание и различение на запах

2.Знакомство с разными видами жеребьевки.

3.Разучивание считалок, словесных текстов к играм, рассматривание иллюстраций.

4.Игры старинные, детские, изготовление оборудования          для различных игр.

Итоговый продукт проекта:

1.Парциальная программа «Родные истоки» для детей дошкольного возраста 5-6 лет на основе программы «Социокультурные истоки».

2.Мини проекты с родителями:

- семейного древа (родословное дерево)

- изготовление обрядовых кукол.

- создание книги памяти «Мы помним!Мы гордимся!» (совместная работа с родителями).

3.Создание мини музея в группе «Русский быт»

Рекомендации по использованию проекта:

Проект может быть использован: воспитателями

- при планировании работы с родителями по тематическим неделям.

-Как отдельные краткосрочные мини проекты по тематическим неделям с воспитанниками группы.

-Как совместные мероприятия с музыкальным работником по организации тематических православных праздников и праздника «Дружбы народов» в ДОУ.

-Как адаптивная программы для педагогов, начинающих реализовывать программу «Социокультурные истоки»

Список литературы:

1.Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;

3.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

4.Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

 Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.

6.Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.

7.Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

8.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

9. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»

10.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».  М. Д. Маханева   2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.

Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недорозвития на 2015-2016 учебный год....

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."

Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом  Университете . Он является моей итоговой работой....

Проект методической разработки занятия по речевому развитию

Формирование речевого развития детей: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях....

Методический разработка "Как воспитать успешного ребёнка"

Рано или поздно, но родители задаются вопросом, как же воспитать из своего малыша успешного человека? Как помочь ему реализовать себя в будущем? И лучше если родители заинтересовались этим вопросом ка...

Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.      В настоящее вре...

Методическая разработка «Как воспитать у детей интерес к рисованию?»

Абсолютно каждый день является для ребенка открытием. И своими новыми впечатлениями от этих открытий малыш старается поделиться со своими близкими людьми, которые его окружают. Все, что его пора...