Иновационный проект- методическая разработка «Как воспитать well-bred child"
проект
Духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный иновационный проект- методическая разработка
«Как воспитать well-bred child ».
ФИО педагога: Павлоградская С.В.
Тема: Программа по духовно-нравственному воспитанию «Родные истоки».
Цель: Духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта: Педагоги, профильные специалисты, дети 5-6 лет, родители (законные представители)
Срок реализации: 1 год, проект долгосрочный.
Задачи:
1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.).
2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
3. Формировать нравственные умения и привычки:
- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;
- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;
- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;
- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;
- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);
- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;
- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;
Планируемый результат:
-Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
-Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
-Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
-Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
-Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.
-Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
-Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
-Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.
Формы работы с детьми:
1. ООД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
2. Проведение совместных праздников.
3. Просмотр презентаций, видеороликов,прослушивание аудиозаписей.
4. Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
5.Проведение мастер классов и экскурсий.
Этапы взаимодействия с семьями воспитанников:
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников старшей группы
Задачи:
Просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.
Работа предполагает 2 этапа:
• просветительский этап,
• этап организации совместной деятельности семей.
Просветительский этап предполагает проведение родительской родительского собрания по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением священнослужителей.
Просвещение родителей предполагает создание методической копилки “Семейное
духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала,
создание библиотечек.
Этап организации совместной деятельности семей предполагает:
организацию совместных с родителями праздников, традиционных мероприятий, семейных гостиных: день Матери, День Защиты детей, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Мои корни” и др. Конкурсы декоративно-прикладного творчества “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.;
Формы работы с родителями:
•родительские собрания на духовно-нравственные темы;
•лекторий для родителей;
•открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
•вечера вопросов и ответов;
•проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские
семинары-собеседования на диалоговой основе);
•факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование
родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного
воспитания в семье;
•индивидуальные консультации специалистов;
•наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
•совместные экскурсии;
•визиты домой;
•совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
•помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке
праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
•изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
-чтения педагогом рассказов;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
-чтения литературных произведений воспитателем;
-чтения стихотворений детьми, воспитателем;
-бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
-ответов на вопросы педагога, детей;
-проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,
- дидактические, игры-драматизации и др.);
-сообщения дополнительного материала воспитателем;
-загадывания загадок;
-рассматривания наглядного материала;
-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
-разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо
-организовывать продуктивную деятельность;
-провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
-организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
-изготовить с детьми наглядные пособия для НОД.
Актуальность и новизна проекта.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажении нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости. У детей нередко искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет духовно-нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы. Стандарт направляет на решение таких задач, как приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, а также инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Проблемы духовно-нравственного воспитания надо решать на самых ранних этапах развития ребенка-в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент социально значимых личностных и гражданских качеств человека.
Именно поэтому приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка.
Нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная и она определила направление нашей работы.
Этапы работы | ||
Этапы | Сроки проведения | Содержание |
Подготовительный | сентябрь | - Постановка цели и задач; - Изучение методической литературы по теме: -Разработка мероприятий социально – педагогического проекта по осуществлению связи с социумом, создание условий для реализации проекта. -Пополнение методической литературы. -Выявление проблем и возможности их устранения. -Система мероприятий по взаимодействию с детьми, социумом, родителями |
Основной октябрь | 1.«Кто мы, откуда? Где наши корни?» Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях. 2. «Древняя Русь» Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду. 3.Малая Родина Цель: Вспомнить с детьми определение «Малой Родины», Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине. | 1.Моя семья, мои близкие родственники. 2.Семья-это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род. 3.Рассматривание семейных фотографий. 4.Изготовление семейного древа (родословное дерево).
Рассматривание крестьянских и городских построек, храмов.
|
ноябрь | 1.От матери небесной до матери земной Цель:Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать. добрыми. 2.Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Цель: Познакомить детей с праздником, его обычаями, традициями, как его отмечали на Руси 3. Беседа о честности, любви, доброте. Цель: Продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются хорошими, а какие плохими. | 1.Этическая беседа о маме «Многодетная мама-русская матрешка» 2.Чтение: «Сказка про Ивасика», «Крошечка-Хаврошечка», «Сердце матери». 3.Конкурс чтецов «Моя прекрасная мама». 1.Беседа «История праздника Покрова Пресвятой Богородицы» 2.Рисование: «Наш Покров». 3.Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы. 1.Беседа о добрых и плохих привычках. Учить детей анализировать свои поступки. 2.Просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение увиденного. 3.Чтение сказки «Кот и петух». 4.Игра «Плохие и хорошие дела». 5.Рисование «Радуга. Добрые правила жизни». |
декабрь | 1.«К худой голове своего ума не приставишь». Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. 2.Праздник Рождество Христово Цель: Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник - Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника. 3.«Хозяйка и хозяин в русских народных сказках». Цель: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – хозяйки и хозяина. Воспитывать отрицательное отношение к лени. 4. «Новогодний карнавал». |
2. Игра «Закончи пословицу», рисование «Узнай пословицу по рисунку»). 3.Нет сказок без правды (объяснить детям, для чего чудеса в сказках) викторина по содержанию знакомых сказок. 4.Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю» 5. Словесная игра «Филя и Уля».
Театрализованное представление. |
январь | 1.«Зимние святки» Цель: Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок. 2.«Рождественские чтения» Цель: Формировать представления у детей дошкольного возраста о русских традициях. 3.«Новый год на Руси» Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках. | 1.Изготовление обрядовых кукол. 2.Разучивание колядок, игр к празднику. 3.Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням. Совместные презентации родителей и детей на православную тему. 1.Рассказ о праздновании Нового года на Руси, рассказ о гаданиях и показ одного из них. 2.Санта-Клаус и Никола –чем похожи и в чем отличие. 3.Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров». |
февраль | 1.Правила почитания и уважения старших Цель: Раскрыть понятие «уважение». Выявить качества, за которые мы уважаем людей. Найти и обсудить пословицы и поговорки об уважении к старшим. 2. «Преданья старины далёкой» Цель: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р. 3. «Рыцарское отношение к девочкам». Цель: Формировать положительные моральные качества 4. «У истоков русской народной культуры» Цель: Продолжить знакомить с традициями русского народа. | Чтение и обсуждение отрывка О. Тихомирова «Александр Невский» стр. 186
1.Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины». 2.Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка» 1.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». 2.Беседа о русской народной песне. 3.«Дело мастера боится». 4.«Живёт в народе песня». 5.«На героя и слава бежит». |
март | 1.«Весенние хлопоты» Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы. 2.Масленица. Цель: Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа. |
делаем жаворонков. 1.Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. Руководителя 2.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». |
апрель | 1.«Светлый праздник Пасхи» Цель: Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа. 2.Выставка «Великая Пасха» - Цель: привлечь к её оформлению детей и их родителей. | 1.Просмотреть с детьми мультфильм из серии «Моя первая Библия» - «Пасха». Помочь понять смысл сюжета. 2.Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца зародилась благодаря данному празднику. Пояснить, какие этапы предшествуют празднику. Подчеркнуть роль детей в помощи родителям. 3.Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета. Детские рисунки и совместные поделки на Пасхальную тему. |
май | 1.«Человек жив до тех пор, пока про него помнят» Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества, познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря. 2.«Правда и ложь» Цель: Объяснить детям понятия «правда» и «ложь», почему нельзя обманывать, возможные последствия лживых поступков, Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму». 3.«Белая береза любимое на Руси дерево». Цель: познакомить детей с традициями народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета). 4.«Играем в забытые детские игры» Цель: развивать интерес к русским народным играм. |
1.Читать произведения Сухомлинского «Почему Серёже стало стыдно» и «Я больше не буду». 2.Дидактическая игра «Круг пожеланий», 3.Моделирование ситуации «Врунишка», 1.Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы, разучивание песен о березе, хороводов, игр, загадывание загадок о березе, о лете, учимся плести веночки. 2.Праздник русской берёзки 3.Красота русского костюма -знакомство с деталями русского костюма( понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, кокошник, картуз), украшение кокошника бисером и лентами. 1.О русском прянике - рассказ о пряниках, о том, почему их так называют, рассматривание и различение на запах 2.Знакомство с разными видами жеребьевки. 3.Разучивание считалок, словесных текстов к играм, рассматривание иллюстраций. 4.Игры старинные, детские, изготовление оборудования для различных игр. |
Итоговый продукт проекта:
1.Парциальная программа «Родные истоки» для детей дошкольного возраста 5-6 лет на основе программы «Социокультурные истоки».
2.Мини проекты с родителями:
- семейного древа (родословное дерево)
- изготовление обрядовых кукол.
- создание книги памяти «Мы помним!Мы гордимся!» (совместная работа с родителями).
3.Создание мини музея в группе «Русский быт»
Рекомендации по использованию проекта:
Проект может быть использован: воспитателями
- при планировании работы с родителями по тематическим неделям.
-Как отдельные краткосрочные мини проекты по тематическим неделям с воспитанниками группы.
-Как совместные мероприятия с музыкальным работником по организации тематических православных праздников и праздника «Дружбы народов» в ДОУ.
-Как адаптивная программы для педагогов, начинающих реализовывать программу «Социокультурные истоки»
Список литературы:
1.Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
2.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4.Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с.
6.Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
7.Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
8.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
9. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
10.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.
Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недорозвития на 2015-2016 учебный год....

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."
Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом Университете . Он является моей итоговой работой....

Проект методической разработки занятия по речевому развитию
Формирование речевого развития детей: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях....
Методический разработка "Как воспитать успешного ребёнка"
Рано или поздно, но родители задаются вопросом, как же воспитать из своего малыша успешного человека? Как помочь ему реализовать себя в будущем? И лучше если родители заинтересовались этим вопросом ка...

Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. В настоящее вре...

Методическая разработка «Как воспитать у детей интерес к рисованию?»
Абсолютно каждый день является для ребенка открытием. И своими новыми впечатлениями от этих открытий малыш старается поделиться со своими близкими людьми, которые его окружают. Все, что его пора...
