Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осень. Осенние месяцы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шаповалова Светлана Геннадьевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

 «Осень. Осенние месяцы»

Цель: Обогащение и активизация активного словаря детей по теме «Осень. Осенние месяцы».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.

• Совершенствовать связную речь, творческое воображение.

• Формировать навык работы по алгоритму.

2. Коррекционно-развивающие:

• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.

• Расширить и активизировать словарь глаголов.

• Расширить и активизировать словарь прилагательных.

• Развивать речевой слух и внимание.

• Развивать общую и мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать культуру общения.

• Развивать умение выслушать сверстника.

4. Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей

Оборудование:

Картинки «Золотая осень в лесу», «Осень в грибном лесу», «Осенний дождь», серия иллюстраций «Дары осени», иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, шишки для массажа.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед: сейчас  я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Дети садятся на стульчики.

Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.

II. Основная часть занятия.

1. Игра «Закончи предложение об Осени»

Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.

• На смену лету пришла… (осень).

• Солнышко все чаще прячется за (тучами)

• Зеленая летняя травка постепенно становится сухой и (желтой)

• Листья на деревьях становятся (красные, желтые, оранжевые), а потом с деревьев (опадают)

• Погода на улице (серая, пасмурная). На небе серые (тучи). Все чаще идет (дождик)

• Ветер становится (холодным)

• Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).

• Зверям некогда резвиться, они собирают зерна, орехи, ягоды и делают… (запасы на зиму).

Вопросы:

• После какого времени года наступает осень?

• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)

• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)

• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.

По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)

Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.

Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.

пр. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)

Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я раздам вам листочки на ниточках, а вы хорошенько на них подуете, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 5 раз).

5. Сказка: Николай Сладков «Осень на пороге» (Развитие речевого слуха и внимания)

Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.

Николай Сладков «Осень на пороге»

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы.

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Ребята, вам понравился рассказ?

Беседа по содержанию рассказа

- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?

- Что сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое второе дело сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое третье дело сделает осень?

- Что ответили звери и птицы?

Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)

Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)

Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)

Какие птицы улетают на юг? (перелетные)

А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)

6. Игра с мячом «Что делает?»

(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)

Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?

- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

- Дождь. (Льет, мочит, моросит)

- Ветер. (Дует, срывает, воет)

- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)

- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)

- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)

- Деревья. (Качаются, желтеют)

- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).

7. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал, (волна)

Ветер листики считал: (сжимать-разжимать ладони)

Вот дубовый, (загибаем пальцы)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (подуть на ладони)

III. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

-Чем мы занимались?

-Кто напомнит как называется рассказ?

-А кто написал этот рассказ?

-Чему вы сегодня научились?

-Что запомнили?

Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.

 

Источники:

1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

2. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.

3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 8-13

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01._lg_osen.docx29.08 КБ
Файл 01._grafich_shema_osen.docx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

 «Осень. Осенние месяцы»

Цель: Обогащение и активизация активного словаря детей по теме «Осень. Осенние месяцы».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.

• Совершенствовать связную речь, творческое воображение.

• Формировать навык работы по алгоритму.

2. Коррекционно-развивающие:

• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.

• Расширить и активизировать словарь глаголов.

• Расширить и активизировать словарь прилагательных.

• Развивать речевой слух и внимание.

• Развивать общую и мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать культуру общения.

• Развивать умение выслушать сверстника.

4. Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей

Оборудование:

Картинки «Золотая осень в лесу», «Осень в грибном лесу», «Осенний дождь», серия иллюстраций «Дары осени», иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, шишки для массажа.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед: сейчас  я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Дети садятся на стульчики.

Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.

II. Основная часть занятия.

1. Игра «Закончи предложение об Осени»

Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.

• На смену лету пришла… (осень).

• Солнышко все чаще прячется за (тучами)

• Зеленая летняя травка постепенно становится сухой и (желтой)

• Листья на деревьях становятся (красные, желтые, оранжевые), а потом с деревьев (опадают)

• Погода на улице (серая, пасмурная). На небе серые (тучи). Все чаще идет (дождик)

• Ветер становится (холодным)

• Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).

• Зверям некогда резвиться, они собирают зерна, орехи, ягоды и делают… (запасы на зиму).

Вопросы:

• После какого времени года наступает осень?

• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)

• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)

• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!

3.Упражнения для язычка:

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.

По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)

Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.

Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.

пр. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)

Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я раздам вам листочки на ниточках, а вы хорошенько на них подуете, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 5 раз).

5. Сказка: Николай Сладков «Осень на пороге» (Развитие речевого слуха и внимания)

Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.

Николай Сладков «Осень на пороге»

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы.

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Ребята, вам понравился рассказ?

Беседа по содержанию рассказа

- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?

- Что сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое второе дело сделает осень?

- Что ответили звери?

- Что ответили птицы?

- Какое третье дело сделает осень?

- Что ответили звери и птицы?

Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)

Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)

Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)

Какие птицы улетают на юг? (перелетные)

А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)

6. Игра с мячом «Что делает?»

(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)

Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?

- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

- Дождь. (Льет, мочит, моросит)

- Ветер. (Дует, срывает, воет)

- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)

- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)

- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)

- Деревья. (Качаются, желтеют)

- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).

7. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал, (волна)

Ветер листики считал: (сжимать-разжимать ладони)

Вот дубовый, (загибаем пальцы)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (подуть на ладони)

III. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

-Чем мы занимались?

-Кто напомнит как называется рассказ?

-А кто написал этот рассказ?

-Чему вы сегодня научились?

-Что запомнили?

Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.


Источники:

1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

2. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.

3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 8-13


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".

Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...

Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"

задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №6 «Звездочка» с. Обильного»            Ко...