Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осень. Осенние месяцы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Осень. Осенние месяцы»
Цель: Обогащение и активизация активного словаря детей по теме «Осень. Осенние месяцы».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.
• Совершенствовать связную речь, творческое воображение.
• Формировать навык работы по алгоритму.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
• Расширить и активизировать словарь глаголов.
• Расширить и активизировать словарь прилагательных.
• Развивать речевой слух и внимание.
• Развивать общую и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать культуру общения.
• Развивать умение выслушать сверстника.
4. Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей
Оборудование:
Картинки «Золотая осень в лесу», «Осень в грибном лесу», «Осенний дождь», серия иллюстраций «Дары осени», иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, шишки для массажа.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: сейчас я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Закончи предложение об Осени»
Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.
• На смену лету пришла… (осень).
• Солнышко все чаще прячется за (тучами)
• Зеленая летняя травка постепенно становится сухой и (желтой)
• Листья на деревьях становятся (красные, желтые, оранжевые), а потом с деревьев (опадают)
• Погода на улице (серая, пасмурная). На небе серые (тучи). Все чаще идет (дождик)
• Ветер становится (холодным)
• Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).
• Зверям некогда резвиться, они собирают зерна, орехи, ягоды и делают… (запасы на зиму).
Вопросы:
• После какого времени года наступает осень?
• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)
• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)
• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)
- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!
3.Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.
По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)
Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.
Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.
пр. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)
Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я раздам вам листочки на ниточках, а вы хорошенько на них подуете, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 5 раз).
5. Сказка: Николай Сладков «Осень на пороге» (Развитие речевого слуха и внимания)
Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.
Николай Сладков «Осень на пороге»
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы.
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Ребята, вам понравился рассказ?
Беседа по содержанию рассказа
- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?
- Что сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое второе дело сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое третье дело сделает осень?
- Что ответили звери и птицы?
Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)
Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)
Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)
Какие птицы улетают на юг? (перелетные)
А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)
6. Игра с мячом «Что делает?»
(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)
Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?
- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»
- Дождь. (Льет, мочит, моросит)
- Ветер. (Дует, срывает, воет)
- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)
- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)
- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)
- Деревья. (Качаются, желтеют)
- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)
- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).
7. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (волна)
Ветер листики считал: (сжимать-разжимать ладони)
Вот дубовый, (загибаем пальцы)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (подуть на ладони)
III. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.
Источники:
1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
2. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 8-13
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.08 КБ | |
| 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Осень. Осенние месяцы»
Цель: Обогащение и активизация активного словаря детей по теме «Осень. Осенние месяцы».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.
• Совершенствовать связную речь, творческое воображение.
• Формировать навык работы по алгоритму.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
• Расширить и активизировать словарь глаголов.
• Расширить и активизировать словарь прилагательных.
• Развивать речевой слух и внимание.
• Развивать общую и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать культуру общения.
• Развивать умение выслушать сверстника.
4. Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей
Оборудование:
Картинки «Золотая осень в лесу», «Осень в грибном лесу», «Осенний дождь», серия иллюстраций «Дары осени», иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, шишки для массажа.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: сейчас я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Закончи предложение об Осени»
Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.
• На смену лету пришла… (осень).
• Солнышко все чаще прячется за (тучами)
• Зеленая летняя травка постепенно становится сухой и (желтой)
• Листья на деревьях становятся (красные, желтые, оранжевые), а потом с деревьев (опадают)
• Погода на улице (серая, пасмурная). На небе серые (тучи). Все чаще идет (дождик)
• Ветер становится (холодным)
• Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).
• Зверям некогда резвиться, они собирают зерна, орехи, ягоды и делают… (запасы на зиму).
Вопросы:
• После какого времени года наступает осень?
• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)
• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)
• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)
- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!
3.Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.
По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)
Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.
Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.
пр. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)
Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я раздам вам листочки на ниточках, а вы хорошенько на них подуете, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 5 раз).
5. Сказка: Николай Сладков «Осень на пороге» (Развитие речевого слуха и внимания)
Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.
Николай Сладков «Осень на пороге»
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы.
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Ребята, вам понравился рассказ?
Беседа по содержанию рассказа
- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?
- Что сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое второе дело сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое третье дело сделает осень?
- Что ответили звери и птицы?
Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)
Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)
Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)
Какие птицы улетают на юг? (перелетные)
А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)
6. Игра с мячом «Что делает?»
(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)
Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?
- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»
- Дождь. (Льет, мочит, моросит)
- Ветер. (Дует, срывает, воет)
- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)
- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)
- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)
- Деревья. (Качаются, желтеют)
- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)
- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).
7. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (волна)
Ветер листики считал: (сжимать-разжимать ладони)
Вот дубовый, (загибаем пальцы)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (подуть на ладони)
III. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.
Источники:
1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
2. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 8-13
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".
Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...
Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"
задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы и ягоды»
Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме "Грибы", "Ягоды"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №6 «Звездочка» с. Обильного» Ко...
