КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЧЕРНЕЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №161»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЧЕРНЕЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»
ВЫПОЛНИЛА: КОВАЛЬ Н. В.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.
Совместная деятельность взрослого и ребенка - это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в ФГОС в виде основной деятельности.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они реализуются в форме деятельности и обладают соответствующим содержанием. Каждая предусмотренная образовательная область включает в себя развитие какого-либо вида детской деятельности и направлена на решение как общеразвивающих, так и специфических задач психолого-педагогической работы.
Совместная деятельность взрослого и детей в аспекте ФГОС – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
К характеристикам совместной партнерской деятельности взрослого с детьми относится:
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка (создание эмоционального фона, доброжелательности, взаимопонимания).
В соответствии с ФГОС ДО различают:
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
- совместная деятельность с семьёй направленная на осуществление воспитания и образования.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка - дошкольника.
Организация совместной вечерней деятельности предполагает следующие формы организации работы с воспитанниками:
- индивидуальную (заучивание стихотворений, песен, закрепление и отработка навыков по рисованию, вырезанию лепке и т. д.),
- подгрупповую (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры),
- фронтальную (развлечения, игры-забавы, подвижные игры, игры-драматизации).
По содержанию вечерний отрезок времени включает в себя следующие виды деятельности:
- игровая деятельность,
- беседы с детьми,
- рассматривание предметов и иллюстраций,
- короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни,
- продуктивная деятельность,
- индивидуальная работа,
- досуговая деятельность.
Основным видом деятельности детей во второй половине дня и в вечернее время является игра. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например со строительным материалом, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры - драматизации, которые особенно любимы детьми старшей группы. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом, и делом. Участие педагога в театрализованных играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных театрализованных игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Необходимо уделять время также играм - забавам и хороводным играм.
В вечерние часы могут использоваться и подвижные игры, которые проводятся как на участке во время прогулки, так и в помещении группы.
Также в вечерние часы могут использоваться игры - упражнения в уголке физкультуры для развития двигательной активности детей.
Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.
По содержанию различают два вида бесед: этические и познавательные.
Этические беседы имеют целью формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок (проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста). Тематика познавательных бесед определяется образовательной программой и тесно связана с содержанием образовательных областей, событиями текущей жизни детей, с окружающей
природой и трудом взрослых.
Воспитатель определяет задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру и формулирование основных вопросов. Главное, чтобы в беседе была возможность взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (ФГОС ДО п. 3.2.1 абзац 3).
В вечернее время проводятся короткие беседы с подгруппой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. С детьми младшей и средней групп воспитатель проводит коротенькие беседы о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. С детьми старшей группы проводятся, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Во всех возрастных группах организуется продуктивная деятельность детей. Дети совместно с воспитателем лепят, рисуют, создают аппликации, как индивидуальные, так и коллективные, изготавливают различные игрушки-самоделки игр на участке: вертушки, лодочки и т.д.
В вечерний отрезок времени проводится индивидуальная работа с детьми всех возрастных групп. Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, а также индивидуальная работа организуется с целью активизации пассивных детей. Индивидуальная работа проводится и с одаренными детьми, которые обладают особыми способностями к обучению. Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Индивидуальная работа может проводиться как предшествующая работа накануне сложной образовательной деятельности или с теми детьми, которые не справились с предыдущими заданиями в разных видах образовательной деятельности: по развитию речи, развитию движений, рисованию, вырезанию, конструированию и т. д. Воспитатель может повторить или заучить с детьми стихи, песни, закрепить (или отработать) навыки рисования, вырезания, лепки, приклеивания и т. п. При планировании индивидуальной работы педагог учитывает рекомендации специалистов дополнительного образования ДОУ (инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и т. д.).
Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме.
В дошкольных учреждениях проводятся вечера досуга и развлечений. Планируется одно развлечение в неделю. Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. В подготовительной группе детей можно обучить вождению кукол и помочь создать свою небольшую постановку, которую они могут показать детям младших групп. Дошкольники с увлечением участвуют в постановках такого кукольного театра. В часы досуга детям показывают мультфильмы, настольный театр, организуют прослушивание любимых песен, музыкальных произведений. Старшие дети могут организовать концерт для детей младших групп. На нём старшие дети читают стихи, пляшут, исполняют любимые песни.
В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Все это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе. Большие по объему произведения для детей (например, книги «Что я видел» Б. Житкова, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова) воспитатель читает по частям на протяжении нескольких дней. Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например слушанием музыки, рассматриванием предметов и иллюстраций. 1 раз в 2 недели организуется заучивание стихотворений.
Количество видов деятельности в вечернее время:
- в младшем и среднем возрасте – 3-4 вида,
- в старшем и подготовительном возрасте – 4 - 5 видов деятельности
Педагог сам определят, сколько должно быть видов деятельности опираясь на планирование дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей"
мой опыт работы в организации вечерней совместной деятельности взрослых и детей....
Консультация «Значение игр - драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей в свете ФГОС»
laquo;Значение игр драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей в свете ФГОС»...
«Организация вечерней совместной деятельности воспитателя с детьми»
Данный материал содержит информацию по Организации вечерней совместной деятельности воспитателя с детьми...
шпаргалка для воспитателя «Какие виды совместной деятельности педагога с детьми планировать по приобщению к искусству в детском саду»
Часто педагоги испытывают затруднения в планировании совместной деятельности по приобщению дошкольников к искусству. Шпаргалка поможет выбрать оптимальные виды деятельности, в соответствии с возрастом...

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ (образовательная деятельность при проведении режимных моментов) Тема: Овощи
Дать детям представление о пользе овощей для здоровья. Учить узнавать по внешнему виду форме, цвету и вкусу развивать мышление, память, связную речь, мелкую моторику ральцев рук. Воспитывать самостоят...

Консультация для воспитателей "Организация вечерней совместной деятельности воспитателя с детьми"
laquo;Совместная деятельность воспитателя и ребенка» - это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в федеральных государственных требованиях к структуре...

