Отчет по самообразованию :«Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
материал (младшая группа)

Астапова Марина Витальевна

Отчет по самообразованию :«Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_teme_samoobrazovaniyu_2_ml.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение г. Нижневартовска  детский сад № 56 «Северяночка»

Отчет по самообразованию

воспитателя группы №7

Астаповой Марины Витальевны

по теме:

«Игровая деятельность детей на этапе

перехода от раннего к дошкольному детству."

(Вторая младшая группа)

2024 год

Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству." (Вторая младшая группа)

И начну  свой отчет со словами :
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

                                                                           В.А. Сухомлинский

Тема самообразования выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности. Через сюжетно ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру готовится к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь. В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу: 
• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 

• «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала 
цель своей работы -  Расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи: 
• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры.

Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр во второй младшей  группе.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия:
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, продавец, воспитатель);
• образные игры - имитации, хороводные, , подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных

• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье)
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Для проведения сюжетно –ролевых игр в группе создана предметно- развивающая среда.

 Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возраста.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр.

В процессе работы  были оформлены центры для игр «Салон красоты «Фея», «Супермаркет» «Дочки матери», «Уголок ряжения» «Больница» «Шоферы». «Спортивный уголок» которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей. Родители помогали   при создании центра игры   и  в  изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр . Также дети помогали в изготовлении атрибутов. Оформлена для родителей итоговая   фотовыставка «Играя учимся-играя познаем», где можно увидеть детей в разной игровой деятельности.

В процессе своей работы, я большое внимание уделяя формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Беседы с детьми, в которых я использовала создавшиеся в игре ситуации, формировали у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но все же решали эти проблемы мирно.

В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

  • Для того чтобы дети учились овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
  • В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
  • В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

 Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что работа которая проводилась в течении года будет продолжаться  в дальнейшем.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение г.Нижневартовска  детский сад № 61 «Соловушка»

План работы по самообразованию

по теме:

«Игровая деятельность детей на этапе

перехода от раннего к дошкольному детству."

(Вторая младшая группа)

                                          Воспитатель  группы № 4

                                                 Ушакова Марина Витальевна

2022 год

План работы по самообразованию Тема: «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству» Воспитатель: Ушакова М.В.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми 2-ой младшей группы (3-4 лет).

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр

3. Составление картотеки дидактических игр для детей 3-4 лет.

4. Оформить в группе центр сюжетно-ролевых игр.

5. Провести беседы с родителями по теме самообразования.

Актуальность

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ. Это – форма организации жизни и деятельности детей; средство гармонического, всестороннего развития личности; метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции.

В раннем дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры, иначе вместо управления получится ее ломка.

Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в иную, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это является проявлением высокого профессионализма организатора игровой деятельности.

Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.

В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами.

Но если предметно-практическая деятельность остаётся превалирующей, то отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок начинает "застревать" на предметно-практической деятельности, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. В этом случае малыш (конец третьего - начало четвёртого года жизни), имеющий достаточный социальный опыт, умеющий общаться и вполне овладевший необходимыми навыками предметных действий, тем не менее не переходит к игре с социальным содержанием. Он продолжает по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если присутствует, - однообразен, стабилен. Ребёнок не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен - обычно малыши предпочитают те, которые использует при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год:

Сентябрь. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования. Изучение актуальности темы.

Октябрь. Знакомство с инновационными технологиями. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. Подготовка материала для составления картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 2-ой младшей группы.

Ноябрь. Изучение инновационных технологий. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 2-ой младшей группы.

Декабрь - Январь. Систематизация знаний по изучаемой теме. Подготовка материала для составления картотеки дидактических игр.

Февраль. Повысить уровень педагогической культуры родителей; педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество с семьей.

Ознакомление родителей с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, способствующими всестороннему развитию детей раннего возраста.

Март. Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе. Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.

Апрель. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам дидактических игр. Беседа «Создание дидактических игр своими руками».

Май. Подведение итогов. Анализ работы по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству (картотека)

"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству" (картотека)...

Презентация "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года). Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами. Условное д...

«Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».

Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основ...

План работы по теме самообразования: "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству." на учебный год 01.09.2024 года по 31.05.2025 год.

Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.Цель работы по самообразованию: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей...

План по самообразованию : "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству"

План по самообразованию: "Игровая деятельность детей на этапеперехода от раннего к дошкольному детству"...