Методическая разработка: «Особенности организации и проведения игры с правилами с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры - сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurdina_o.a._metod_rekomendatsii_igry_s_pravilami.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Курдина Ольга Александровна

 воспитатель, 

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 201 Тракторозаводского района Волгограда»

Методическая разработка: «Особенности организации и проведения  игры с правилами с детьми дошкольного возраста»

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры - сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные.

Творческие игры отражают:

 стремление детей к активности, самостоятельности;

 детское подражание;

 удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;

 своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

Возрастная группа

Методическое руководство

приемы

1.

Младшая группа 3-4 лет

В играх трехлетних детей уже проявляется замысел, определенная сюжетность.

Характерна частая смена замысла игр.

Основная задача руководства играми на этом этапе, состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла игры, развитию его в определенный сюжет.

Ведущая линия руководства состоит в том, чтобы осторожно и постепенно сосредотачивать внимание, и интересы детей на том или ином замысле, помогать,  им развить его в определенный сюжет, неорганизованные действия детей с игрушками или материалами перевести в действия смысловые

В младшей группе центральной задачей руководства играми  неоформленных действий детей, придание игре определенного замысла. Взаимоотношения детей в значительной мере определяются теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры.

Особенности сюжетно-ролевой игры

детей носят однообразный, подражательный характер;  чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой;

- игра не имеет замысла и целенаправленных действий;

- дети выполняют только подчиненные роли,

-не вступают в словесные взаимоотношения;

 не могут играть коллективно;

 -слово в игре употребляется в основном для называния предметов, при этом отсутствует название действий с ними;

- ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей в играх;

- они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой;

- игра распадается под влиянием любых внешних воздействий;

- результаты игры не продуктивны, они условны;

- в процессе игры ребенок почти ничего не вносит в изменение окружающей действительности.

Вывод:

-формирование игры как деятельности;  использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

При формировании игры как деятельности педагог: влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр; углубляет их содержание; способствует овладению ролевого поведения.

В процессе развития игры ребенок переходит: от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным:

внесение новой игрушки и внесение игровых материалов;

непосредственное участие в игре

2.

Средняя группа 4-5лет

В средней группе, более коллективный характер игр. Больше детей объединяются в играх по одному замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней.  Если в младшем возрасте детей интересует ролевое действие - возить, носить, варить и они изображают эти действия, то в среднем возрасте роль уже приближается к изображению определенного лица.

роль, т. е. изображение того или иного действующего лица в типичных для него, проявлениях, постепенно приобретает решающее значение.

Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берёт на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями.  Это изменяет характер взаимоотношений детей друг с другом в играх, а также самое направление руководства.

Правила творческих игр дети заимствуют из общественной жизни, которую они наблюдают: мамы в играх ведут себя, таким образом, как это наблюдал ребенок у своей или чужой мамы.

Чем ближе изображаемая роль к быту детей, следовательно, к их непосредственному восприятию, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений.

Содержание игр отражает широкий круг жизненных явлений - детский сад, трамвай, колхоз, магазин и т. д. Во всех играх отражаются отношения между советскими людьми, их переживания и чувства.

непосредственное участие в игре, показ способ игры в определенный вид профессии, или социальной роли: мама, папа

3.

Старшая группа 5-6 лет

Ведущее место занимают ролевые игры: сюжетно – ролевые,  театрализованные,  строительно- конструктивные игры.  Наряду,  с ролевыми играми выделяются игры -  «режиссерские». 

В режиссёрской  игре ребенок управляет игрушкой-куклой, приписывая ей роль, ребенок действует за нее, но действует в двух планах: и за игрушку и за себя, как направляющее лицо. Игры эти наряду с общим влиянием способствуют и развитию у ребенка разговорной, связной речи.

Необходимо усилить внимание воспитателя к руководству строительными играми, умением строить.

Конструированием в детском саду овладевают не все дети, а только те из них, которые имеют к этому особый интерес, в то время как умение осуществить замысел в определенной конструкции должно быть развито у всех детей. Воспитатель должен хорошо знать конструктивные свойства и возможности материала, должен уметь сам их практически использовать, иногда делать постройки, наталкивающие детей на использование форм, размеров, цвета.

Содержание режиссерских и ролевых игр детей старшего возраста основывается на развитии определенных отношений лиц, персонажей, участвующих в игре.

Для старших детей очень важны не только выполняемые действия, но и то, как они выполняются, возникает требование правдивости в изображении. Вместе с тем существует и такое явление, как выполнение детьми некоторых действий в условном плане («вот будто бы и пообедали»).

Все большее приближение к жизни положений, изображаемых в игре, показывает, насколько укрепились дети в своих знаниях. Возросший опыт, знания детей порождают у них и другие требования в играх.

советы, вопросы.

непосредственное участие в игре

демонстрация образца;

показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи;

сообщение темы постройки с указаниями условий.

4.

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть. Игры детей становятся: совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений; становятся характерными согласованность действий; предварительный выбор темы; более спокойное распределение ролей и игрового материала; взаимопомощь в процессе игры.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

- формирование игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

- использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта.

Строительно – конструктивные игры:

организация начинается с отбора произведения (текст читается выразительно, художественно);

 дети обеспечиваются необходимыми атрибутами;  проводится работа над текстом литературного произведения;

 перед игрой следует провести беседу по содержанию произведения (внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали);  обсуждаются отдельные эпизоды из произведения, затем детям предлагается их изобразить с помощью педагога;  организуется разнообразная художественно-творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка по теме произведения) с целью усвоения последовательности событий;  по ходу самой игры педагог дает образцы передачи чувств, настроения героев с помощью различных выразительных средств.

Для формирования у детей интереса к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы: строит сам в присутствии детей; вовлекает детей в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями); прием сотворчества (предлагается детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил);  ознакомление со строительством в действительной жизни (на прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание детей на особенности разных сооружений);

в процессе обучения строительно-конструктивным умениям используются различные методические приёмы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи; сообщение темы постройки с указаниями условий.

Для с/ролевых:

советы, вопросы.

непосредственное участие в игре

приёмы косвенного воздействия;  приемы прямого руководства.

ознакомление с окружающим в активной деятельности ребенка; o организацию предметно-игровой среды; o общение взрослого с детьми в процессе игры.

Для строительных:

демонстрация образца;

показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи;

сообщение темы постройки с указаниями условий.

Перспективный план по формированию и активизации игр с правилами детей старшей группы на ноябрь

Вид и название игры

НОЯБРЬ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

1

П/ игра

«Горелки».        

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

2

П/ игра:

«Часовой».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.

3

П/ игра:  

«Пожарные на ученье».

Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнастической стенке.

4

П/ игра:

« Перебежки-догонялки ».

Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

5

П/ игра:

«Дружные пары».

Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.

6

П/ игры:

 «Мы - веселые ребята».

Цель: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;  упражняться в беге.

7

П/ игры:

 «Перелет птиц».

Цель  упражнять в беге в разных направлениях;  развивать медленный и быстрый бег.

8

П/ игры:

 «Краски», «Догони пару».

Цель:  учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным;   упражнять в беге в нужном направлении до определенного места

9

П/ игры: 

«Разойдись - не упади».

Цель: учить при ходьбе, соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку.

10

 П/игры:  

«Затейники».   

Цель:  учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

11

П/ игра:  

«Коршун и наседка».

Цели: учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость.

12

П/ игры:

«Перелет птиц», «Не попадись».

Цели:  упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1

Д/ игра:

«Учим дорожные знаки»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

2

Д/игра: «Найди своего детеныша».

Цель: учить находить картинки по описанию и названию.

3

Экологическая игра: «С какой ветки детки», «Оденемся на прогулку».

Цель: учить подбирать соответствующие  листья к ветке.

Цель: учить подбирать одежду в соответствии с сезоном.

4

Д/игра: «Вершки-корешки»

Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

5

Д/игра:

«Какая это одежда».

Цель: обогащать речь детей прилагательными.

6

Д/игра:  «Что это», «Назови и опиши».

Цель: учить описывать предметы.

7

Д/ игра:

«Найди нужный знак»

Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

8

Экологическая игра: «Магазин растений».

Цель: закрепить названия комнатных растений.

9

Д/ игра:

«Правила дорожного движения»

Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

10

Экологическая игра: «Кто где живет» (лото животные).

Цель: закрепить знание и умение определить дом, нору разных животных.

11

Д/игра: «Фрукты – овощи»

Цель: дифференциация сходных понятий.

12

Экологическая игра:  «Какая работа осенняя».

Цель: обогащать знания детей о труде в осенний период.

13

Д/игра: «На чем люди ездят», «Угадай вид транспорта», «По земле, по воде или по воздуху».

Цель: закрепить знания детей о разных видах транспорта.

14

Экологическая игра: «Что лишнее».

Цель: учить определять лишний предмет и находить отличие.

15

Д/игра: 

«Подбери слово» -

Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными: Сосновый – запах, бор, ствол. Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

16

Д/игра:

«Умный словесник» -

Цель: упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

1

С/р игра 

«Больница»

Цель: Закрепить навыки вежливого обращения друг к другу, заботу о больных. Воспитывать у детей понимание значимости труда врачей, сложность их работы. Прививать детям положительные привычки поведения в общественном месте.  

2

С/р игра «Строительство»

Цель: Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

3

С/р игра «Транспорт»

Цель: Активизация речи детей за счет слов: водитель, водит машину, правила дорожного движения, метро, общественный, грузовой, специальный, трасса, светофор, переход, дорожные знаки, инспектор, ГИБДД, «островок безопасности», пассажиры, маршрут и т.д.

4

С/р игра

«Магазин»

Цель: Обогащать речь детей за счет слов: универсам, отделы, бакалея, галантерея, кондитерская, канцелярский, мебельный, товар, продавец, кассир, касса, заплатить, чек и пр.

Учить в игре подражать действиям взрослых, использовать приобретенные покупки  по назначению.

5

С/р игра 

«Больница»

Цель: Закрепить навыки вежливого обращения друг к другу, заботу о больных.

Воспитывать у детей понимание значимости труда врачей, сложность их работы.

Прививать детям положительные привычки поведения в общественном месте.

6

С/р игра: 

«Детский сад»

Цель: Учить доброжелательно здороваться, приходя в детский сад играть с детьми, делиться игрушками.

7

С/р игра: «Почта»

Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли и учить держаться в игре соответственно принятой роли. Формировать представление детей о профессии – почтальон. Воспитывать в детях уважение к людям труда.

8

С/р игра: 

«Транспорт-2»

Цель: Учить детей развивать сюжет и замысел игры, раскрывая содержание игры в действиях и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи  о общего развития детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине с детьми дошкольного возраста».

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью д...

Методическая разработка на тему:«Формирование основ пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста»

Данная разработка содержит интересный поучающий цикл бесед по данной теме. А так же сценарии развлечений, пословицы и поговорки....

Методическая разработка «Использование частушечного творчества в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель: развитие речи дошкольников через частушечное творчество.Задачи:Образовательные:   обогащать словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим тема...

Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

   Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...

Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....