Методическая разработка: «Особенности организации и проведения игры с правилами с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры - сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Курдина Ольга Александровна
воспитатель,
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 201 Тракторозаводского района Волгограда»
Методическая разработка: «Особенности организации и проведения игры с правилами с детьми дошкольного возраста»
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры - сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные.
Творческие игры отражают:
∙ стремление детей к активности, самостоятельности;
∙ детское подражание;
∙ удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;
∙ своеобразное взаимодействие в детском коллективе.
№ | Возрастная группа | Методическое руководство | приемы |
1. | Младшая группа 3-4 лет | В играх трехлетних детей уже проявляется замысел, определенная сюжетность. Характерна частая смена замысла игр. Основная задача руководства играми на этом этапе, состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замысла игры, развитию его в определенный сюжет. Ведущая линия руководства состоит в том, чтобы осторожно и постепенно сосредотачивать внимание, и интересы детей на том или ином замысле, помогать, им развить его в определенный сюжет, неорганизованные действия детей с игрушками или материалами перевести в действия смысловые В младшей группе центральной задачей руководства играми неоформленных действий детей, придание игре определенного замысла. Взаимоотношения детей в значительной мере определяются теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры. Особенности сюжетно-ролевой игры детей носят однообразный, подражательный характер; чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой; - игра не имеет замысла и целенаправленных действий; - дети выполняют только подчиненные роли, -не вступают в словесные взаимоотношения; не могут играть коллективно; -слово в игре употребляется в основном для называния предметов, при этом отсутствует название действий с ними; - ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей в играх; - они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой; - игра распадается под влиянием любых внешних воздействий; - результаты игры не продуктивны, они условны; - в процессе игры ребенок почти ничего не вносит в изменение окружающей действительности. Вывод: -формирование игры как деятельности; использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива. При формировании игры как деятельности педагог: влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр; углубляет их содержание; способствует овладению ролевого поведения. В процессе развития игры ребенок переходит: от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным: | внесение новой игрушки и внесение игровых материалов; непосредственное участие в игре |
2. | Средняя группа 4-5лет | В средней группе, более коллективный характер игр. Больше детей объединяются в играх по одному замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней. Если в младшем возрасте детей интересует ролевое действие - возить, носить, варить и они изображают эти действия, то в среднем возрасте роль уже приближается к изображению определенного лица. роль, т. е. изображение того или иного действующего лица в типичных для него, проявлениях, постепенно приобретает решающее значение. Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берёт на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей друг с другом в играх, а также самое направление руководства. Правила творческих игр дети заимствуют из общественной жизни, которую они наблюдают: мамы в играх ведут себя, таким образом, как это наблюдал ребенок у своей или чужой мамы. Чем ближе изображаемая роль к быту детей, следовательно, к их непосредственному восприятию, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений. Содержание игр отражает широкий круг жизненных явлений - детский сад, трамвай, колхоз, магазин и т. д. Во всех играх отражаются отношения между советскими людьми, их переживания и чувства. | непосредственное участие в игре, показ способ игры в определенный вид профессии, или социальной роли: мама, папа |
3. | Старшая группа 5-6 лет | Ведущее место занимают ролевые игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, строительно- конструктивные игры. Наряду, с ролевыми играми выделяются игры - «режиссерские». В режиссёрской игре ребенок управляет игрушкой-куклой, приписывая ей роль, ребенок действует за нее, но действует в двух планах: и за игрушку и за себя, как направляющее лицо. Игры эти наряду с общим влиянием способствуют и развитию у ребенка разговорной, связной речи. Необходимо усилить внимание воспитателя к руководству строительными играми, умением строить. Конструированием в детском саду овладевают не все дети, а только те из них, которые имеют к этому особый интерес, в то время как умение осуществить замысел в определенной конструкции должно быть развито у всех детей. Воспитатель должен хорошо знать конструктивные свойства и возможности материала, должен уметь сам их практически использовать, иногда делать постройки, наталкивающие детей на использование форм, размеров, цвета. Содержание режиссерских и ролевых игр детей старшего возраста основывается на развитии определенных отношений лиц, персонажей, участвующих в игре. Для старших детей очень важны не только выполняемые действия, но и то, как они выполняются, возникает требование правдивости в изображении. Вместе с тем существует и такое явление, как выполнение детьми некоторых действий в условном плане («вот будто бы и пообедали»). Все большее приближение к жизни положений, изображаемых в игре, показывает, насколько укрепились дети в своих знаниях. Возросший опыт, знания детей порождают у них и другие требования в играх. | советы, вопросы. непосредственное участие в игре демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи; сообщение темы постройки с указаниями условий. |
4. | Подготовительная к школе группа 6-7 лет | Игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть. Игры детей становятся: совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений; становятся характерными согласованность действий; предварительный выбор темы; более спокойное распределение ролей и игрового материала; взаимопомощь в процессе игры. При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: - формирование игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); - использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Строительно – конструктивные игры: организация начинается с отбора произведения (текст читается выразительно, художественно); дети обеспечиваются необходимыми атрибутами; проводится работа над текстом литературного произведения; перед игрой следует провести беседу по содержанию произведения (внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали); обсуждаются отдельные эпизоды из произведения, затем детям предлагается их изобразить с помощью педагога; организуется разнообразная художественно-творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка по теме произведения) с целью усвоения последовательности событий; по ходу самой игры педагог дает образцы передачи чувств, настроения героев с помощью различных выразительных средств. Для формирования у детей интереса к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы: строит сам в присутствии детей; вовлекает детей в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями); прием сотворчества (предлагается детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил); ознакомление со строительством в действительной жизни (на прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание детей на особенности разных сооружений); в процессе обучения строительно-конструктивным умениям используются различные методические приёмы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи; сообщение темы постройки с указаниями условий. | Для с/ролевых: советы, вопросы. непосредственное участие в игре приёмы косвенного воздействия; приемы прямого руководства. ознакомление с окружающим в активной деятельности ребенка; o организацию предметно-игровой среды; o общение взрослого с детьми в процессе игры. Для строительных: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи; сообщение темы постройки с указаниями условий. |
Перспективный план по формированию и активизации игр с правилами детей старшей группы на ноябрь
Вид и название игры | НОЯБРЬ | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. | ||
1 | П/ игра «Горелки». | Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры. |
2 | П/ игра: «Часовой». | Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений. |
3 | П/ игра: «Пожарные на ученье». | Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнастической стенке. |
4 | П/ игра: « Перебежки-догонялки ». | Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. |
5 | П/ игра: «Дружные пары». | Цель: учить при ходьбе соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку. |
6 | П/ игры: «Мы - веселые ребята». | Цель: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге. |
7 | П/ игры: «Перелет птиц». | Цель упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег. |
8 | П/ игры: «Краски», «Догони пару». | Цель: учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определенного места |
9 | П/ игры: «Разойдись - не упади». | Цель: учить при ходьбе, соблюдать непринужденность движений и хорошую осанку. |
10 | П/игры: «Затейники». | Цель: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге. |
11 | П/ игра: «Коршун и наседка». | Цели: учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость. |
12 | П/ игры: «Перелет птиц», «Не попадись». | Цели: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ | ||
1 | Д/ игра: «Учим дорожные знаки» | Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. |
2 | Д/игра: «Найди своего детеныша». | Цель: учить находить картинки по описанию и названию. |
3 | Экологическая игра: «С какой ветки детки», «Оденемся на прогулку». | Цель: учить подбирать соответствующие листья к ветке. Цель: учить подбирать одежду в соответствии с сезоном. |
4 | Д/игра: «Вершки-корешки» | Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). |
5 | Д/игра: «Какая это одежда». | Цель: обогащать речь детей прилагательными. |
6 | Д/игра: «Что это», «Назови и опиши». | Цель: учить описывать предметы. |
7 | Д/ игра: «Найди нужный знак» | Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения. |
8 | Экологическая игра: «Магазин растений». | Цель: закрепить названия комнатных растений. |
9 | Д/ игра: «Правила дорожного движения» | Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления. |
10 | Экологическая игра: «Кто где живет» (лото животные). | Цель: закрепить знание и умение определить дом, нору разных животных. |
11 | Д/игра: «Фрукты – овощи» | Цель: дифференциация сходных понятий. |
12 | Экологическая игра: «Какая работа осенняя». | Цель: обогащать знания детей о труде в осенний период. |
13 | Д/игра: «На чем люди ездят», «Угадай вид транспорта», «По земле, по воде или по воздуху». | Цель: закрепить знания детей о разных видах транспорта. |
14 | Экологическая игра: «Что лишнее». | Цель: учить определять лишний предмет и находить отличие. |
15 | Д/игра: «Подбери слово» - | Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными: Сосновый – запах, бор, ствол. Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель. |
16 | Д/игра: «Умный словесник» - | Цель: упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей. |
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ | ||
1 | С/р игра «Больница» | Цель: Закрепить навыки вежливого обращения друг к другу, заботу о больных. Воспитывать у детей понимание значимости труда врачей, сложность их работы. Прививать детям положительные привычки поведения в общественном месте. |
2 | С/р игра «Строительство» | Цель: Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. |
3 | С/р игра «Транспорт» | Цель: Активизация речи детей за счет слов: водитель, водит машину, правила дорожного движения, метро, общественный, грузовой, специальный, трасса, светофор, переход, дорожные знаки, инспектор, ГИБДД, «островок безопасности», пассажиры, маршрут и т.д. |
4 | С/р игра «Магазин» | Цель: Обогащать речь детей за счет слов: универсам, отделы, бакалея, галантерея, кондитерская, канцелярский, мебельный, товар, продавец, кассир, касса, заплатить, чек и пр. Учить в игре подражать действиям взрослых, использовать приобретенные покупки по назначению. |
5 | С/р игра «Больница» | Цель: Закрепить навыки вежливого обращения друг к другу, заботу о больных. Воспитывать у детей понимание значимости труда врачей, сложность их работы. Прививать детям положительные привычки поведения в общественном месте. |
6 | С/р игра: «Детский сад» | Цель: Учить доброжелательно здороваться, приходя в детский сад играть с детьми, делиться игрушками. |
7 | С/р игра: «Почта» | Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли и учить держаться в игре соответственно принятой роли. Формировать представление детей о профессии – почтальон. Воспитывать в детях уважение к людям труда. |
8 | С/р игра: «Транспорт-2» | Цель: Учить детей развивать сюжет и замысел игры, раскрывая содержание игры в действиях и речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Методическая разработка "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка включает подробное описание игр с фотографиями по различным разделам развития речи о общего развития детей дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине с детьми дошкольного возраста».
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью д...

Методическая разработка на тему:«Формирование основ пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста»
Данная разработка содержит интересный поучающий цикл бесед по данной теме. А так же сценарии развлечений, пословицы и поговорки....
Методическая разработка «Использование частушечного творчества в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: развитие речи дошкольников через частушечное творчество.Задачи:Образовательные: обогащать словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим тема...

Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...
Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....