Конспект занятия по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» (раздел «Духовно-нравственный»)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Иванова Елена Александровна

Проблема выбора между добром и злом стара как мир, но между тем актуальна и сейчас .Без осознания сути добра и зла нивозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в нем. Без этого теряют всякий смысл понятия, как совесть, честь , мораль, нравственность, духовность, истина, свобода и порядочность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 комбинированного вида Невского района                     Санкт-Петербурга

Конспект занятия по

образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

(раздел «Духовно-нравственный»)                            

для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности

Тема: «Путешествие в страну доброты»

                                                            Составитель: Иванова Елена Александровна

                                                                                   

                                            Санкт-Петербурга

                                                       2025 г.

Программное содержание:

Цель: Обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека.

Задачи:    

Образовательные:

Способствовать развитию у детей представлений о доброте, понятиях добра и зла;

Продолжать знакомство с устным народным творчеством (пословицы о доброте); 

Обогащать активный   словарь детей вежливыми и добрыми словами. Развивающие:

Развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание;

Развивать диалогическую и связную речь (умение высказывать и доказывать свою точку зрения).

Воспитательные:

Воспитывать общую культуру поведения детей;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки;

Формировать умение оценивать свои поступки, поступки окружающих, сравнивать их с общепринятыми нормами;

Формировать умение дружеского взаимодействия между детьми и взрослыми.

Современные образовательные технологии:

Информационно-коммуникационные, личностно- ориентированные, здоровьесберегающие, игровые.

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассказов, пословиц и поговорок о добре. Рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями. Составление рассказов о добрых поступках.

Оборудование:

Мольберт;

Телефон;

Демонстрационный и раздаточный материал:

Словарь;

 Ваза с искусственными цветами;

Контейнеры для мусора;

Сюжетные иллюстрации: «Плохие – добрые поступки»;

Две коробки со смайликами и жетоны;

Ход занятия:

Вводная часть.

(Дети с воспитателем входят в группу)

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и гостей, пожелаем всем мира, добра, любви.

— Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

 (Дети рассаживаются на стулья)

Воспитатель: Ребята, сегодня я прочитала такое стихотворение:

 Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Радугой нам светит

С небесной высоты.

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение?

Ответы детей:

О чём в нём говорится?

Ответы детей: 

Воспитатель: Я правильно вас поняла?

Можно потрогать доброту?

Ответы детей:

Воспитатель: Доброту нельзя потрогать

Можно увидеть доброту?

Ответы детей:

Воспитатель: Доброту нельзя увидеть

Воспитатель: А что, по-вашему, означает слово ’’доброта’’?

Ответы детей:

Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, нам пришла посылка. Хотите посмотреть, что в ней?

Ответы детей:

Воспитатель: Итак, перед нами весьма полезный инструмент- толковый словарь. Он открывает дверь в мир языка, позволяя нам с легкостью познавать значения слов, обогащая тем самым нашу речь и понимание окружающего мира. Что же касается слова ’’доброта’’, то, заглянув в словарь, мы обнаружим его глубокий смысл. Доброта- это проявление искренних добрых чувств по отношению к другим людям, животным, природе.

Вы согласны?

Ответы детей:

Много поговорок есть о доброте, таких как… Ой, начало фразы есть, а вот продолжение потерялось, как будто буквы взяли и исчезли со страницы. Наша задача- найти пропавшие слова и узнать, какую именно пословицу хотели привести в пример. Вы готовы отправиться на поиски?

Ответы детей:

Основная часть.

1. задание: «Составить букет из вежливых слов».

Воспитатель: Первый шаг к доброте – это доброе, вежливое слово. Подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите, вот ваза, она пока пуста. Чтобы поставить в нее цветы, нужно назвать вежливое слово.  (Каждый ребенок должен назвать вежливое слово, взять цветок и поставить его в вазу.

 (Звучит волшебная музыка негромко, дети вспоминают волшебные слова).

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, наша ваза наполнилась цветами. А вот и первая фраза из нашего словаря: ’’Красит человека…’’

Воспитатель: Ну что, ребята, продолжаем наши поиски?

Ответы детей:

Физминутка «Тропинка доброты».

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте)

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились)

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки)

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем)

2. задание: Игра «Убираем и сортируем мусор по контейнерам».

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за звук еле-еле слышный?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, ручеек. Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно вести в природе. Они разбросали мусор, бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья. Что нужно сделать, чтобы помочь ручейку?

Ответы детей: 

Воспитатель: Давайте освободим течение ручейка и уберём мусор на его берегу.

Стоят контейнеры(коробочки) с условными знаками. Задача- рассортировать весь мусор, изображенный на этих карточках (дети по очереди берут карточку с изображением какого-нибудь вида мусора, называют что изображено и кладут в нужный контейнер) в соответствующий контейнер.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием: освободили ручеек! Слышите, как весело он зажурчал? А смотрите, вот и следующая фраза из словаря: ’’Не одежда…’’

3. задание: Дидактическая игра «Плохие — добрые поступки».

Воспитатель: И так, дальше в путь, за мной! (Переходят к следующему рабочему месту – на стульчики).

Ребята, вы умеете различать добро и зло?

Ответы детей:

Перед вами – две коробочки с изображением весёлого и печального смайлика. Надо разделить названные мною поступки на две группы: хорошие и плохие. Возьмите жетоны-смайлики (раздаю жетоны). Если я называю хороший поступок, вы показываете улыбающийся смайлик и опускаете его в соответствующую коробочку. Если поступок плохой, то печального смайлика- в другую коробочку. В конце испытания мы посчитаем, где смайликов окажется больше. Вы готовы?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы! Подсчитаем жетоны. Улыбающихся смайликов оказалось больше, вы справились с заданием. А вот и еще недостающие слова из нашего словаря: ’’а его добрые дела’’.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте сложим слова, которые мы собрали после испытаний, и я прочитаю, что получилось.

Ответы детей:

Воспитатель: ’’Не одежда красит человека, а его добрые дела’’.

Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей:

Вот мы и собрали с вами пословицу из словаря. Все буквы снова на месте, и мы можем продолжить его изучать.  Как вы думаете, мы с вами молодцы?

Ответы детей:

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

Ответы детей:

Что было самым интересным?

Ответы детей:

Что было для вас сложным?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые поступки. Говорите ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

 До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» образовательная деятельность «Безопасность» Тема: «Спички детям не игрушка» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 5 до 6 лет

Конспект занятияобразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»образовательная деятельность «Безопасность»Тема: «Спички детям не игрушка»группа общераз...

Конспект ООД образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» раздел «Развитие игровой деятельности"

Обогащение  игрового замысла и умения детей.  Развития сюжета на основе знаний, полученных при восприятии окружающего....

Конспект по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Формирование основ безопасности»

Конспект по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Формирование основ безопасности»...

Конспект занятия Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие» Раздел: «Формирование основ гражданственности и патриотизма » Тема: «Наши защитники» Возраст

Цель: Продолжать расширять представления детей о Российской армии.Задачи:Образовательные:Закрепить знания о родах войск , службе в армии.Упражнять в словообразовании (щит –защита-защитники-защищ...