ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по теме

Звягинцева Татьяна Владимировна

В данной статье приводится анализ влияния изобразительной деятельности на физическое , психическое эдоровье ребенка и его духовно - нравственное благополучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiyu_otpravit.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  И

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГБОУ школа № 469

Звягинцева Т.В.

                                                                   «…забота о здоровье ребенка – это

                                                                   не просто комплекс санитарно –

                                                                   гигиенических норм и правил…и

                                                                   не свод требований к режиму,

                                                                   питанию, труду, отдыху. Это

                                                                   прежде всего, забота о гармони –

                                                                   ческой полноте всех физических

                                                                   и духовных сил. И венцом этой

                                                                   гармонии является радость твор –

                                                                   чества.»

                                                                                              В.А.Сухомлинский

Многие годы моей приоритетной работой является изобразительная деятельность. Значение этого вида деятельности в развитии детей велико. В федеральных государственных требованиях (ФГТ) выделено целое направление «Художественно-эстетическое» и область «Художественное творчество», которая интегрируется со всеми образовательными областями. Но на первом месте в ФГТ выделены направление «Физическая культура» и образовательная область «Здоровье».   Это правильно.   Воспользуюсь высказыванием, которое часто встречается на сайтах: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля» А. Шопенгауэр.

В своей статье я попытаюсь проанализировать, как тесно связаны задачи образовательной области «Художественное творчество» и образовательной области «Здоровье». Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка. Являются ли нетрадиционные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими.

Здоровье -  это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального  благополучия (по уставу ВОЗ).

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному  искусству.

Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей; как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Психическое благополучие - это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т.д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания. Воспитанию этих навыков уделяется большое внимание на занятиях по изобразительной деятельности. В подготовительном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, должны правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность), убрать рабочее место, следить за личной гигиеной.

    Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на

физическое развитие: развивает зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук. На занятиях используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки.

    Духовно – нравственное благополучие – это сформированность у ребенка представлений о здоровом образе жизни и о ценностях здоровья.

Понятие – ценности здоровья, очень объемное, и не простое. Оно включает в себя физическое, витальное, духовное и социальное здоровье. Изобразительная деятельность требует накопления представлений об окружающем мире. С детьми проводятся целевые прогулки, экскурсии. На занятиях используются здоровьесберегающие  технологии принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка:  эмоциональная разрядка (шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка). Используются  приемы арт-терапии: слушание музыки, чтение стихов.  Дети знакомятся с народным творчеством, с живописью - это оказывает влияние на духовно-нравственное воспитание детей, патриотическое, эстетическое.

    Проведя данный анализ, можно утверждать, что изобразительная деятельность полностью  удовлетворяет требования образовательной области «Здоровье».

Решению задач по гармоничному физическому развитию ребенка, сохранению и укреплению физического и психического здоровья - помогают здоровьесберегающие технологии.

    Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровьесберегающими?

    Здоровьесберегающей технологию можно назвать, тогда когда точно обозначается цель - на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены («наличие техпроцесса»). Технология должна быть воспроизводима (ее должен воспроизвести любой человек).

    Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности. Например, занятие по оригами «Заяц». Цель - научить ребенка складывать из квадратов фигуру зайца. Образовательная задача – научить ребенка складыванию квадратных листов бумаги в определенной последовательности (что является «техпроцессом» при этом решаются задачи физического развития – развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация). Развивающая задача – развиваем пространственное мышление, логическое мышление, внимание, воображение, память (решаются задачи развития психического здоровья). Воспитательные задачи – воспитываем культуру поведения на занятиях: обращаться друг к другу доброжелательно, не перебивать воспитателя и товарищей, оказывать помощь друг другу. Воспитываем желание эмоционально поддержать друг друга потешкой, песней (решаются задачи духовно-нравственного воспитания; дети на занятии вспоминают русский фольклор, что влияет на патриотическое воспитание). Таким образом, можно констатировать, что оригами это здоровьесберегающая технология, направленная не только на интеллектуальное развитее, но и на физическое, психическое и духовно- нравственное развитие ребенка. Этой технологией может овладеть любой желающий, и при помощи этой технологии возможно проводить  диагностику приобретаемых навыков.

    В своей работе, кроме традиционных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд), я использую следующие техники:

  • рисование пальчиками, ладошками;
  • оттиски (пробками, листьями, смятой бумагой;
  • печатями из картофеля, половинками яблок, груш и т.д.);
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование мазками, штрихами;
  • рисование восковыми мелками и акварелью;
  • рисование пастельными мелками, углем;
  • кляксография  обычная и с трубочкой;
  • аппликация рваная или мятая.

    А также   технологии:

  • граттаж;
  • монотипия предметная или пейзажная;
  • коллаж;
  • мозаика обычная и рваная;
  • оригами;
  • витраж;
  • батик адаптированный;
  • лепка из глины.

    Изобразительная деятельность сложна, особенно в дошкольном возрасте. Дети еще не овладели многими техническими навыками, у них слабая моторика пальцев, а нетрадиционные техники позволяют ребенку при недостаточно хороших навыках добиться удачных работ по эстетическим качествам. Использование нетрадиционных технологий позволяет сравнительно рано ставить задачи по развитию воображения, что очень важно для психического развития ребенка, и что очень сложно развивать у детей в дошкольном возрасте, так как воображение зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта.

Доступность использования нетрадиционных технологий определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в младшем возрасте следует с нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумагой и т.д.). Это очень благоприятно действует на развитие мелкой моторики и развития речи. В старшем возрасте эти техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных технологий (монотипия, коллаж и т.д.). При индивидуальном подходе в работе по изобразительной деятельности возможности в выборе техники исполнения достаточно велики. Но, работая с группой детей, возможности несколько ограничиваются из-за трудности организации. Например: рисование стопой, рисование мыльными пузырями. Некоторые трудности, связанные с использованием техник и технологий, полностью компенсируются детскими удачами, их радостью и желанием творить.

Таким образом, я делаю вывод, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на интеллект ребенка, его психическое, физическое и духовно – нравственное развитие.

 

                     

ЛИТЕРАТУРА

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.

– М. 2007.

  1. Дубровская Н.В. Витражи из цветной бумаги. – С-Пб.2009.
  2. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. – С-Пб.2009.
  3. Мукасоли и козули. Несъедобные и съедобные изделия из теста.
    - С-Пб.2004.
  4. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.
    - Москва. 2006.
  5. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство-ославль. 1997.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль. 2004.

САЙТЫ

  1. Арт-терапия. live-and-learn.ru; astromargo.ru.
  2. Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства. zpzr.ru; erono.ru; valent-4s.ucoz.ru; festival.1september.ru.
  3. Культурно-гигиенические навыки. detsad-kitty,ru.
  4. ФГТ дошкольного образования. smol.chudoforum.ru.