Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Компенсировать развитие зрительного восприятия детей за счет активизации сохранных анализаторов.
2. Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля.
3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
4. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.
Оздоровительные задачи:
Использовать здоровьесберегающие технологии:
· Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
· Гимнастика для кистей рук и пальцев (разминка пальцев перед выполнением графического задания)
· Дыхательная гимнастика
· Самомассаж ушей
· Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
· Смена двигательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа – детский сад № 662
компенсирующего вида
Кронштадского района Санкт - Петербурга
Конспект
непрерывной непосредственно образовательной деятельности
по развитию зрительного восприятия
«Клетка в гости к нам пришла…»
для детей с нарушением зрения
подготовительной к школе группы
(Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдо-мнемотехники)
Герасимова Г. А., учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
13.02.2014г
Цель: развитие зрительного восприятия.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Компенсировать развитие зрительного восприятия детей за счет активизации сохранных анализаторов.
- Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля.
- Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
- Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.
Оздоровительные задачи:
Использовать здоровьесберегающие технологии:
- Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
- Гимнастика для кистей рук и пальцев (разминка пальцев перед выполнением графического задания)
- Дыхательная гимнастика
- Самомассаж ушей
- Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
- Смена двигательной активности
Оборудование:
Презентация к занятию.
Телевизор.
Большой фланелеграф, с рядами и столбиками клеток.
Красный и зеленый квадраты для дыхательной гимнастики.
Мнемотаблицы для индивидуальной работы детей.
Листы с изображением и букв в перекрытом контуре.
Зрительные стимулы для зрительной гимнастики.
Цветные квадратики для рефлексии.
Мешочки с цифрами для определения на ощупь.
Карточки с цифрами.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент
Дети входят в кабинет, здороваются.
Тифлопедагог:
Давайте настроимся на работу. Выбросьте из головы кричалки, шумелки, пыхтелки, дразнилки (имитирует выбрасывание из головы).
Настройка на деятельность (синектика).
Тифлопедагог:
«Положите левую руку на грудь и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем возбуждающий красный.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
- Основная часть
Тифлопедагог:
Молодцы. Садитесь, пожалуйста, за столы. Послушайте песню.
Слайд №1 Заставка (включает песню «Учат в школе», дети слушают один куплет).
Тифлопедагог:
Скажите, пожалуйста, о чем поется в этой песне? ( В песне поется о школе, о том чему учат в школе ….).
Слайд№2
Тифлопедагог:
А вы хотите пойти в школу и стать учениками? (Да, хотим).
Тифлопедагог:
Ребята! Посмотрите!
Слай№ 3
Сегодня в гости к вам пришла Клеточка из школьной тетради. Она предлагает поиграть в интересные игры, которые помогут вам успешно учиться в школе. Поиграем? (да!)
Слайд№4.
Тифлопедагог:
Посмотрите, что это такое, как вы думаете? ( Клеточное поле).
Тифлопедагог:
Правильно, молодцы!
Слайд № 5.
Тифлопедагог:
Вспомните, как расположены клетки на клеточном поле. (Слева направо – в ряд).
Слайд № 6.
Тифлопедагог: А на этом клеточном поле?( Дети: Сверху вниз – в столбик).
Тифлопедагог:
Совершенно верно.
Подойдите к большому фланелеграфу (на фланелеграфе расположены в рядах и столбиках квадраты с изображением клетки, на обратной стороне которых написаны названия игр).
Клеточка спрятала игры в рядах и столбиках этого клеточного поля. Сосчитайте, сколько здесь рядов и столбиков.
Дети считают и отвечают. ( Четыре ряда и четыре столбика).
Тифлопедагог:
Адрес первой игры: второй ряд, третий столбик. Найдите ее. (Дети находят).
Тифлопедагог (переворачивает обратной стороной квадратик с клеткой и называет игру). Игра называется «Запомни и повтори». Присаживайтесь за столы.
Тифлопедагог:
Перед тем, как начать играть, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными и хорошо все запоминать (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей).
Тифлопедагог:
Ребята, а что вы знаете про школу? (идут в школу 1 сентября, в школу ходят дети учиться, у них есть портфели, их учит учитель……)
Тифлопедагог:
Давайте попробуем с помощью таблицы рассказать о школе. Посмотрите внимательно на экран.
Слайд № 7. В каждой клетке этой таблицы находится картинка, которая поможет вам рассказать о школе. Сначала расскажу я, а вы запоминайте. (Тифлопедагог рассказывает по таблице о школе, дети смотрят и запоминают).
Цифра 7- в семь лет дети идут в школу Линейка – она нужна в школе. Цифра 1 – Дети идут в школу 1 сентября. Портфель – он нужен для учебников и т.п. Буква Ш- слово «школа» начинается с нее. Буква О- осенью начинается учебный год. Книга- дети в школе читают книги. Прямоугольник – портфель, пенал и книга прямоугольной формы. Звонок – уроки начинаются после звонка. |
Тифлопедагог:
Посмотрите внимательно на таблицу, запомните знаки в клеточках и нарисуйте их у себя на листочках в пустой таблице. Раз, два, три, запомни и повтори! Дети запоминают и рисуют знаки у себя на листочках в пустой таблице.
Слайд № 8. Заставка
Тифлопедагог:
Давайте проверим. Слайд – на проверку задания № 9 (повтор слайда № 7).
А теперь, глядя на свою таблицу, попробуйте вы рассказать о школе (дети рассказывают, опираясь зрительно на картинки).
Слайд № 10 . Заставка
Тифлопедагог:
Молодцы. Чтобы снять напряжение с глаз, клеточка предлагает вам сделать зрительную гимнастику (дети берут в руки зрительные стимулы, с которыми выполняют зрительную гимнастику).
Мы с клеточкой играем, напряжение с глаз снимаем
Клеточки играют, глазки их догоняют.
Глазки кверху поднимаю, клеточку там наблюдаю
Глазки вниз я опущу, клеточку там отыщу.
Глазки вправо отведу – клеточку я там найду.
Глазки влево отведу – на соседа посмотрю.
Я за клеточкой слежу,
По кругу глазками вожу.
Повернусь теперь я прямо и закрою их руками.
Тифлопедагог:
Продолжаем играть? (да).
Подойдите к фланелеграфу. Давайте посмотрим, какую еще игру приготовила для нас клеточка. Ее адрес: четвертый ряд второй столбик. Найдите ее.
Дети находят квадратик с клеточкой.
Тифлопедагог:
Называется она «Определи на ощупь». Возьмите по мешочку и присядьте за столы.
Клеточка предлагает вам определить на ощупь, какие цифры спрятались в мешочках. Пощупайте мешочки, определите цифру, найдите карточку с такой же цифрой и покажите ее (карточки лежат на подносе).
Дети выполняют задание.
Тифлопедагог:
Проверяем. Достаньте из мешочка и сравните с цифрой на карточке. У всех одинаковые цифры?
Тифлопедагог:
Предлагаю сделать разминку (дети выполняют упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова) .
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинки.
Раз, два, три, раз, два, три,
В потолок ты посмотри.
Руки ставим перед грудью
Рывки руками делать будем.
Раз, два, три, раз, два, три,
По сторонам ты посмотри.
Наши плечи разминаем.
Руки взад, вперед вращаем.
А теперь их разогнем
И опять вращать начнем.
Головой теперь покрутим,
Так мы лучше видеть будем.
Поворот и поворот, а теперь наоборот.
Покрутили головой и усталость с плеч долой.
Тифлопедагог:
Подойдите к фланелеграфу и найдите следующую игру, которую спрятала клеточка по адресу: первый ряд, первый столбик (дети находят). Игра называется «Собери портфель».
Слушайте внимательно.
Очень быстро отвечайте, да смотрите, не зевайте.
Называю я предмет. Он подходит к школе или нет?
Если да - в ладоши хлопни. Если нет- ногою топни.
Только пол не провали. Все понятно? Раз, два, три.
Кошелек, пенал, расческа, пылесос, тетрадь и соска.
Карандаш, бинокль, духи. Две засушенных блохи.
Краски, ластик и подушка, кисточка, дневник и клюшка.
Все предметы мы собрали и в портфель упаковали.
Тифлопедагог:
Молодцы. Назовите адрес следующей игры, которую предлагает нам Клеточка (показывает на квадрат в третьем ряду втором столбике).
Игра называется «Найди и обведи»». Присаживайтесь за столы. Прежде чем играть в эту игру, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев и положите их перед собой.
Пальчиковая гимнастика.
Клетка в гости к нам пришла.
Много игр нам принесла.
Чтоб красиво рисовать
И руке не уставать
Мы гимнастику начнем,
Каждый пальчик разомнем
Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами.
Тифлопедагог:
В школе вы будете учиться писать, читать. Клеточка предлагает вам найти на листе буквы среди других предметов и обвести их фломастером. Возьмите листы с заданиями, рассмотрите предметы, найдите и обведите только буквы. Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.
Дети выполняют задание в перекрытом контуре, затем проверяют задания друг у друга.
Тифлопедагог предлагает детям выйти из-за столов и составить слово из обведенных букв.
Интересно, какое слово получится из этих букв? Дети: «Клетка».
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
Тифлопедагог:
Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поиграли в игры, которые вам пригодятся в школе. Клеточка предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие.
Давайте подарим квадратики клеточке.
Дети прикрепляют квадратики к клеточке.
Тифлопедагог:
Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо Клеточке за интересные игры и вам за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения «Расскажем Незнайке, кто живет на лугу»
Данный конспект будет полезен учителям -дефектологам, воспитателям, педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения. Данный конспект рассчитан на детей 2 младшей группы.(3-4 года)...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»
Представляю вашему вниманию конспект занятияпо развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»...
Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Издание 1-ое, написанное в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по теме «Бабочки»
Цель: совершенствование основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) Возраст: старший возраст...

Занятие по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.Ощущение – чувственное отоб...