Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

    Герасимова Галина Анатольевна

    Коррекционно-образовательные  задачи:

    1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.

    2.     Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля.

    3.     Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.

    4.     Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.

     Оздоровительные задачи:

    Использовать здоровьесберегающие технологии:

    ·          Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)

    ·          Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)

    ·          Дыхательная гимнастика

    ·          Самомассаж ушей

    ·          Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)

    ·          Смена двигательной активности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_._kletochka_na_sayt.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    начальная школа – детский сад № 662

    компенсирующего вида

    Кронштадского района Санкт - Петербурга

    Конспект

    непрерывной непосредственно образовательной деятельности

    по развитию зрительного восприятия

    «Клетка в гости к нам пришла…»

    для детей с нарушением зрения

    подготовительной к школе группы

    (Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдо-мнемотехники)

                                                           

                                                                Герасимова Г. А., учитель-дефектолог

    (тифлопедагог)

            

    13.02.2014г

    Цель:  развитие зрительного восприятия.

    Коррекционно-образовательные  задачи: 

    1. Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.
    2. Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля.
    3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
    4. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.  

    Оздоровительные задачи:

    Использовать здоровьесберегающие технологии:

    • Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
    • Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)
    • Дыхательная гимнастика
    • Самомассаж ушей
    • Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
    • Смена двигательной активности

    Оборудование: 

    Презентация к занятию.

    Телевизор.

    Большой фланелеграф, с рядами и столбиками клеток.

    Красный и зеленый квадраты для дыхательной гимнастики.

    Мнемотаблицы для индивидуальной работы детей.

    Листы с изображением и букв в перекрытом контуре.

    Зрительные стимулы для зрительной гимнастики.

    Цветные квадратики для рефлексии.

    Мешочки с цифрами для определения на ощупь.

    Карточки с цифрами.

    Ход образовательной деятельности:

    1. Организационный момент

    Дети входят в кабинет, здороваются.

    Тифлопедагог:

    Давайте настроимся на работу. Выбросьте из головы кричалки, шумелки, пыхтелки, дразнилки (имитирует выбрасывание из головы).

    Настройка на деятельность (синектика).

    Тифлопедагог:  

    «Положите левую руку на грудь  и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем возбуждающий красный.

    Дети выполняют дыхательную гимнастику.

    1. Основная часть

    Тифлопедагог:

     Молодцы. Садитесь, пожалуйста, за столы. Послушайте песню.

     Слайд №1 Заставка (включает песню «Учат в школе», дети слушают один куплет).

    Тифлопедагог:

     Скажите, пожалуйста, о чем поется в этой песне? ( В песне поется о школе, о том чему учат в школе ….). 

    Слайд№2

    Тифлопедагог:

     А вы хотите пойти в школу и стать учениками? (Да, хотим).

    Тифлопедагог:  

    Ребята! Посмотрите!

    Слай№ 3

    Сегодня в гости к вам  пришла Клеточка  из школьной тетради. Она   предлагает  поиграть в интересные игры, которые помогут вам успешно учиться в школе. Поиграем? (да!)

      Слайд№4. 

    Тифлопедагог:

    Посмотрите,  что это такое, как вы думаете? ( Клеточное поле).              

    Тифлопедагог:

     Правильно, молодцы!  

    Слайд № 5.  

    Тифлопедагог:

    Вспомните, как расположены  клетки на клеточном поле. (Слева направо – в ряд).

     

    Слайд № 6.

    Тифлопедагог: А на этом клеточном поле?( Дети: Сверху вниз – в столбик).

    Тифлопедагог:

    Совершенно верно.

    Подойдите  к большому фланелеграфу  (на фланелеграфе  расположены в рядах и столбиках квадраты с изображением клетки, на обратной стороне  которых написаны названия игр).

    Клеточка спрятала  игры в рядах и столбиках этого клеточного поля.  Сосчитайте, сколько здесь рядов и столбиков.

     Дети считают и отвечают. ( Четыре  ряда и четыре столбика).

    Тифлопедагог:

     Адрес первой игры: второй ряд, третий столбик. Найдите ее.  (Дети находят).

    Тифлопедагог (переворачивает обратной стороной квадратик с клеткой и называет игру). Игра называется «Запомни и повтори». Присаживайтесь за столы.

    Тифлопедагог:

     Перед тем, как начать играть, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными и хорошо все запоминать (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей).

    Тифлопедагог:

     Ребята, а что вы знаете про школу? (идут в школу 1 сентября, в школу ходят дети учиться, у них есть портфели, их учит учитель……)

    Тифлопедагог:

    Давайте  попробуем с помощью таблицы  рассказать  о  школе. Посмотрите  внимательно   на    экран.

    Слайд № 7. В каждой клетке этой таблицы находится картинка, которая поможет вам рассказать о школе.  Сначала  расскажу я, а вы запоминайте. (Тифлопедагог рассказывает по таблице о школе, дети смотрят и запоминают).

    Цифра 7- в семь лет дети идут в школу

    Линейка – она нужна в школе.

    Цифра 1 – Дети идут в школу 1 сентября.

    Портфель – он нужен для учебников и т.п.

    Буква Ш- слово «школа» начинается с нее.

    Буква О- осенью начинается учебный год.

    Книга- дети в школе читают книги.

    Прямоугольник – портфель, пенал и книга прямоугольной формы.

    Звонок – уроки начинаются после звонка.

    Тифлопедагог:

     Посмотрите внимательно на таблицу, запомните знаки в клеточках и  нарисуйте  их у себя на листочках в пустой таблице. Раз, два, три, запомни и повтори! Дети запоминают и рисуют  знаки у себя на листочках в пустой таблице.

     Слайд № 8. Заставка

    Тифлопедагог:

    Давайте проверим. Слайд – на проверку задания № 9 (повтор слайда № 7).

     А теперь,  глядя на свою таблицу, попробуйте вы рассказать  о школе (дети рассказывают, опираясь зрительно на картинки).

    Слайд № 10 . Заставка

    Тифлопедагог:

     Молодцы. Чтобы снять напряжение с глаз, клеточка предлагает вам сделать зрительную гимнастику  (дети берут в руки зрительные стимулы,  с которыми выполняют зрительную гимнастику).

    Мы с клеточкой  играем, напряжение с глаз снимаем

    Клеточки  играют, глазки их догоняют.

    Глазки кверху поднимаю, клеточку  там наблюдаю

    Глазки вниз я опущу, клеточку там отыщу.

    Глазки вправо отведу – клеточку я там найду.

    Глазки влево отведу – на соседа посмотрю.

    Я за клеточкой слежу,

    По кругу глазками вожу.

    Повернусь теперь я прямо и закрою их руками.

    Тифлопедагог:

    Продолжаем играть? (да).

    Подойдите к фланелеграфу. Давайте посмотрим, какую еще игру приготовила для нас клеточка. Ее адрес: четвертый ряд второй столбик. Найдите ее.

    Дети находят квадратик с клеточкой.

    Тифлопедагог:

     Называется она «Определи на ощупь». Возьмите по мешочку и  присядьте за столы.

    Клеточка предлагает вам определить на ощупь, какие цифры спрятались  в мешочках. Пощупайте мешочки, определите цифру,  найдите карточку с  такой  же цифрой и покажите ее (карточки лежат на подносе).

    Дети выполняют задание.

    Тифлопедагог:

    Проверяем. Достаньте из мешочка и сравните с цифрой на карточке. У всех одинаковые цифры?

    Тифлопедагог:

     Предлагаю сделать  разминку (дети выполняют упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова) .

    Дружно встали на разминку  

    И назад сгибаем спинки.                                                

    Раз, два, три,    раз, два, три,

    В потолок ты посмотри.

    Руки ставим перед грудью

    Рывки руками делать будем.

    Раз, два,  три,  раз, два, три,  

    По сторонам ты посмотри.

    Наши плечи разминаем.

    Руки взад, вперед вращаем.

    А теперь их разогнем

    И опять вращать начнем.

    Головой теперь покрутим,

    Так мы лучше видеть будем.

    Поворот и поворот, а теперь наоборот.

    Покрутили головой и усталость с плеч долой.

    Тифлопедагог:

    Подойдите к фланелеграфу и найдите следующую игру, которую спрятала клеточка по адресу: первый ряд, первый столбик  (дети находят).  Игра называется «Собери портфель».

    Слушайте внимательно.

    Очень быстро отвечайте, да смотрите, не зевайте.

    Называю я предмет. Он подходит к школе или нет?

    Если да - в ладоши хлопни. Если нет- ногою топни.

    Только пол не провали. Все понятно? Раз, два, три.

    Кошелек, пенал, расческа, пылесос, тетрадь и соска.

    Карандаш, бинокль, духи. Две засушенных блохи.

    Краски, ластик и подушка, кисточка, дневник и клюшка.

    Все предметы мы собрали и в портфель упаковали.

    Тифлопедагог:

    Молодцы. Назовите адрес следующей игры, которую предлагает нам Клеточка  (показывает на квадрат в  третьем ряду  втором столбике).

    Игра называется «Найди и обведи»». Присаживайтесь за столы. Прежде чем играть в эту игру, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев и положите их перед собой.

    Пальчиковая гимнастика.

    Клетка в гости к нам пришла.

    Много игр нам принесла.

    Чтоб красиво рисовать

    И руке не уставать

    Мы гимнастику начнем,

    Каждый пальчик разомнем

    Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами.

    Тифлопедагог:

     В школе вы будете учиться писать, читать. Клеточка предлагает вам найти на листе  буквы среди других предметов и обвести их фломастером. Возьмите листы с заданиями, рассмотрите предметы, найдите и обведите только буквы. Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.

    Дети выполняют задание в перекрытом контуре, затем проверяют задания друг у друга.

    Тифлопедагог предлагает детям выйти из-за столов и составить слово из обведенных букв.

    Интересно, какое слово получится из этих букв?  Дети:  «Клетка».

    3.Заключительная часть.

    Рефлексия. 

    Тифлопедагог:

    Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поиграли в игры, которые вам пригодятся в школе. Клеточка предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие.

    Давайте подарим квадратики клеточке.

    Дети прикрепляют квадратики к клеточке.

    Тифлопедагог:

     Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо Клеточке  за интересные игры и вам за хорошую работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"

    Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

    Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

    Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

    Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения «Расскажем Незнайке, кто живет на лугу»

    Данный конспект будет полезен учителям -дефектологам, воспитателям, педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения. Данный конспект рассчитан на детей 2 младшей группы.(3-4 года)...

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»

    Представляю вашему вниманию конспект занятияпо развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»...

    Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

          Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...