Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Герасимова Галина Анатольевна

Коррекционно-образовательные  задачи:

1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.

2.     Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля.

3.     Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.

4.     Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.

 Оздоровительные задачи:

Использовать здоровьесберегающие технологии:

·          Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)

·          Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)

·          Дыхательная гимнастика

·          Самомассаж ушей

·          Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)

·          Смена двигательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_._kletochka_na_sayt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида

Кронштадского района Санкт - Петербурга

Конспект

непрерывной непосредственно образовательной деятельности

по развитию зрительного восприятия

«Клетка в гости к нам пришла…»

для детей с нарушением зрения

подготовительной к школе группы

(Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдо-мнемотехники)

                                                       

                                                            Герасимова Г. А., учитель-дефектолог

(тифлопедагог)

        

13.02.2014г

Цель:  развитие зрительного восприятия.

Коррекционно-образовательные  задачи: 

  1. Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.
  2. Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля.
  3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
  4. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.  

Оздоровительные задачи:

Использовать здоровьесберегающие технологии:

  • Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
  • Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)
  • Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж ушей
  • Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
  • Смена двигательной активности

Оборудование: 

Презентация к занятию.

Телевизор.

Большой фланелеграф, с рядами и столбиками клеток.

Красный и зеленый квадраты для дыхательной гимнастики.

Мнемотаблицы для индивидуальной работы детей.

Листы с изображением и букв в перекрытом контуре.

Зрительные стимулы для зрительной гимнастики.

Цветные квадратики для рефлексии.

Мешочки с цифрами для определения на ощупь.

Карточки с цифрами.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети входят в кабинет, здороваются.

Тифлопедагог:

Давайте настроимся на работу. Выбросьте из головы кричалки, шумелки, пыхтелки, дразнилки (имитирует выбрасывание из головы).

Настройка на деятельность (синектика).

Тифлопедагог:  

«Положите левую руку на грудь  и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем возбуждающий красный.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

  1. Основная часть

Тифлопедагог:

 Молодцы. Садитесь, пожалуйста, за столы. Послушайте песню.

 Слайд №1 Заставка (включает песню «Учат в школе», дети слушают один куплет).

Тифлопедагог:

 Скажите, пожалуйста, о чем поется в этой песне? ( В песне поется о школе, о том чему учат в школе ….). 

Слайд№2

Тифлопедагог:

 А вы хотите пойти в школу и стать учениками? (Да, хотим).

Тифлопедагог:  

Ребята! Посмотрите!

Слай№ 3

Сегодня в гости к вам  пришла Клеточка  из школьной тетради. Она   предлагает  поиграть в интересные игры, которые помогут вам успешно учиться в школе. Поиграем? (да!)

  Слайд№4. 

Тифлопедагог:

Посмотрите,  что это такое, как вы думаете? ( Клеточное поле).              

Тифлопедагог:

 Правильно, молодцы!  

Слайд № 5.  

Тифлопедагог:

Вспомните, как расположены  клетки на клеточном поле. (Слева направо – в ряд).

 

Слайд № 6.

Тифлопедагог: А на этом клеточном поле?( Дети: Сверху вниз – в столбик).

Тифлопедагог:

Совершенно верно.

Подойдите  к большому фланелеграфу  (на фланелеграфе  расположены в рядах и столбиках квадраты с изображением клетки, на обратной стороне  которых написаны названия игр).

Клеточка спрятала  игры в рядах и столбиках этого клеточного поля.  Сосчитайте, сколько здесь рядов и столбиков.

 Дети считают и отвечают. ( Четыре  ряда и четыре столбика).

Тифлопедагог:

 Адрес первой игры: второй ряд, третий столбик. Найдите ее.  (Дети находят).

Тифлопедагог (переворачивает обратной стороной квадратик с клеткой и называет игру). Игра называется «Запомни и повтори». Присаживайтесь за столы.

Тифлопедагог:

 Перед тем, как начать играть, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными и хорошо все запоминать (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей).

Тифлопедагог:

 Ребята, а что вы знаете про школу? (идут в школу 1 сентября, в школу ходят дети учиться, у них есть портфели, их учит учитель……)

Тифлопедагог:

Давайте  попробуем с помощью таблицы  рассказать  о  школе. Посмотрите  внимательно   на    экран.

Слайд № 7. В каждой клетке этой таблицы находится картинка, которая поможет вам рассказать о школе.  Сначала  расскажу я, а вы запоминайте. (Тифлопедагог рассказывает по таблице о школе, дети смотрят и запоминают).

Цифра 7- в семь лет дети идут в школу

Линейка – она нужна в школе.

Цифра 1 – Дети идут в школу 1 сентября.

Портфель – он нужен для учебников и т.п.

Буква Ш- слово «школа» начинается с нее.

Буква О- осенью начинается учебный год.

Книга- дети в школе читают книги.

Прямоугольник – портфель, пенал и книга прямоугольной формы.

Звонок – уроки начинаются после звонка.

Тифлопедагог:

 Посмотрите внимательно на таблицу, запомните знаки в клеточках и  нарисуйте  их у себя на листочках в пустой таблице. Раз, два, три, запомни и повтори! Дети запоминают и рисуют  знаки у себя на листочках в пустой таблице.

 Слайд № 8. Заставка

Тифлопедагог:

Давайте проверим. Слайд – на проверку задания № 9 (повтор слайда № 7).

 А теперь,  глядя на свою таблицу, попробуйте вы рассказать  о школе (дети рассказывают, опираясь зрительно на картинки).

Слайд № 10 . Заставка

Тифлопедагог:

 Молодцы. Чтобы снять напряжение с глаз, клеточка предлагает вам сделать зрительную гимнастику  (дети берут в руки зрительные стимулы,  с которыми выполняют зрительную гимнастику).

Мы с клеточкой  играем, напряжение с глаз снимаем

Клеточки  играют, глазки их догоняют.

Глазки кверху поднимаю, клеточку  там наблюдаю

Глазки вниз я опущу, клеточку там отыщу.

Глазки вправо отведу – клеточку я там найду.

Глазки влево отведу – на соседа посмотрю.

Я за клеточкой слежу,

По кругу глазками вожу.

Повернусь теперь я прямо и закрою их руками.

Тифлопедагог:

Продолжаем играть? (да).

Подойдите к фланелеграфу. Давайте посмотрим, какую еще игру приготовила для нас клеточка. Ее адрес: четвертый ряд второй столбик. Найдите ее.

Дети находят квадратик с клеточкой.

Тифлопедагог:

 Называется она «Определи на ощупь». Возьмите по мешочку и  присядьте за столы.

Клеточка предлагает вам определить на ощупь, какие цифры спрятались  в мешочках. Пощупайте мешочки, определите цифру,  найдите карточку с  такой  же цифрой и покажите ее (карточки лежат на подносе).

Дети выполняют задание.

Тифлопедагог:

Проверяем. Достаньте из мешочка и сравните с цифрой на карточке. У всех одинаковые цифры?

Тифлопедагог:

 Предлагаю сделать  разминку (дети выполняют упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова) .

Дружно встали на разминку  

И назад сгибаем спинки.                                                

Раз, два, три,    раз, два, три,

В потолок ты посмотри.

Руки ставим перед грудью

Рывки руками делать будем.

Раз, два,  три,  раз, два, три,  

По сторонам ты посмотри.

Наши плечи разминаем.

Руки взад, вперед вращаем.

А теперь их разогнем

И опять вращать начнем.

Головой теперь покрутим,

Так мы лучше видеть будем.

Поворот и поворот, а теперь наоборот.

Покрутили головой и усталость с плеч долой.

Тифлопедагог:

Подойдите к фланелеграфу и найдите следующую игру, которую спрятала клеточка по адресу: первый ряд, первый столбик  (дети находят).  Игра называется «Собери портфель».

Слушайте внимательно.

Очень быстро отвечайте, да смотрите, не зевайте.

Называю я предмет. Он подходит к школе или нет?

Если да - в ладоши хлопни. Если нет- ногою топни.

Только пол не провали. Все понятно? Раз, два, три.

Кошелек, пенал, расческа, пылесос, тетрадь и соска.

Карандаш, бинокль, духи. Две засушенных блохи.

Краски, ластик и подушка, кисточка, дневник и клюшка.

Все предметы мы собрали и в портфель упаковали.

Тифлопедагог:

Молодцы. Назовите адрес следующей игры, которую предлагает нам Клеточка  (показывает на квадрат в  третьем ряду  втором столбике).

Игра называется «Найди и обведи»». Присаживайтесь за столы. Прежде чем играть в эту игру, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев и положите их перед собой.

Пальчиковая гимнастика.

Клетка в гости к нам пришла.

Много игр нам принесла.

Чтоб красиво рисовать

И руке не уставать

Мы гимнастику начнем,

Каждый пальчик разомнем

Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами.

Тифлопедагог:

 В школе вы будете учиться писать, читать. Клеточка предлагает вам найти на листе  буквы среди других предметов и обвести их фломастером. Возьмите листы с заданиями, рассмотрите предметы, найдите и обведите только буквы. Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.

Дети выполняют задание в перекрытом контуре, затем проверяют задания друг у друга.

Тифлопедагог предлагает детям выйти из-за столов и составить слово из обведенных букв.

Интересно, какое слово получится из этих букв?  Дети:  «Клетка».

3.Заключительная часть.

Рефлексия. 

Тифлопедагог:

Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поиграли в игры, которые вам пригодятся в школе. Клеточка предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие.

Давайте подарим квадратики клеточке.

Дети прикрепляют квадратики к клеточке.

Тифлопедагог:

 Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо Клеточке  за интересные игры и вам за хорошую работу.