Главные вкладки

    Статья по теме:
    Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

    Тришина Юлия Юрьевна

    Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, трудовой, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В последние годы создано немало  здоровьесберегающих технологий.  Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию культуры здорового и безопасного образа детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет  повысить  результативность всего  воспитательно-образовательного процесса, сформировать у всех участников процесса ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.  А если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ и  своевременно будет проведён мониторинг, внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, то будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку и сформированы положительные мотивации у педагогов, родителей и детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc148 КБ

    Предварительный просмотр:

                      

    Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  детей дошкольного возраста

                                                    «Здоровье – это драгоценность, и притом   единственная, ради    

                                         которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и        

                                         всяких  благ, но и пожертвовать ради него частицей самой      

                                         жизни,  поскольку жизнь без него становится нестерпимой и  

                                         унизительной.»

                                                                                                           Мишель де Монтень

    Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, трудовой, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ, который позволяет с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие.

    В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Такие понятия как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового и безопасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно-образовательный процесс, начиная с ДОУ. В последние годы создано немало  здоровьесберегающих технологий и данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В.Г.Алямовская, М.Д.Маханёва, М.Л.Лазарев, Н.Н.Ефименко и другие. Но, к сожалению, в наш стремительный век новых технологий, исследований и разработок проблема формирования здорового и безопасного образа жизни остается очень актуальной, современной и достаточно сложной. По результатам статистики здоровья детей дошкольного возраста снизилось на 15%.У 80% детей этого возраста наблюдаются нарушения физической, психической, эмоциональной, соматической сфер. Эти дети страдают пониженным иммунитетом, и дефицитом движений, так как  многие родители больше занимаются интеллектуальным развитием своих детей и меньше уделяют времени двигательному режиму. Причинами снижения здоровья детей  плохое состояние здоровья матери,  социальные потрясения, безграмотность родителей в вопросах формирования и сохранения детей, нерациональное и неполноценное питание, а также частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ и недостаточную квалификацию воспитателей в вопросах охраны и здоровья детей. По сведениям РАМН видно, что число детей имеющих какое-либо заболевание составляет более 90%. Следовательно, под угрозой оказывается всё взрослое население нашего общества, а ослабленное здоровье подрастающих детей угрожает здоровью последующих поколений. Одним словом, здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране, от воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

      Основная задача ДОУ – воспитать ребенка психически и физически здоровым гражданином нашей Родины, поэтому дошкольное образование уделяет большое внимание формированию культуры  здорового и безопасного образа детей. Но результаты указывают на  социально-педагогический уровень существующих проблем и диктуют нам необходимость поиска новых механизмов, которые позволят изменить ситуацию, а также необходимо выработать определённую комплексную систему в  работе, охватывая комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. Каждый человек имеет огромные возможности для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, для поддержания своего здоровья, для сохранения работоспособности, физической бодрости и активности.  Поэтому  заниматься этим вопросом следует с ранних лет жизни, нужно формировать у детей эту культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию, к занятиям физкультурой, спортом и закаливанию. Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни человека, он является решающим в формировании фундамента физического, эмоционального, психического здоровья, а также в процессе формирования человека как Личность. В этот возрастной период у детей формируется характер, отношение к себе и к окружающим, воспитываются личностные, морально-волевые, поведенческие качества, поэтому очень важно именно на этом этапе сформировать у них базу знаний и практических навыков здорового и безопасного образа жизни. Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а осознание ребенком правильного отношения к своему здоровью есть системообразующий фактор модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Одним из средств решения этих задач являются здоровьесберегающие технологии, они же являются важнейшим условием организации и  всего воспитательно-образовательного процесса и социального благополучия любого ребенка.

    Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержания собственной деятельности по данному важному вопросу. Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию культуры здорового и безопасного образа детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств физического развития и оздоровления детского организма. Такая деятельность объединяет в одно целое работу всего коллектива ДОУ, детей  и их родителей, поэтому перед нами стоит задача организовать целостную систему воспитательно-организационных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе  взаимодействий всех участников. Такая работа нашего коллектива ДОУ   детализируют поставленную нами цель. С 2007 г по 2013г наш детский сад – опорное образовательное учреждение по реализации проектной линии «Создание здоровьесберегающей среды обеспечивающей функциональное развитие и сохранение здоровья детей». В рамках ведомственной целевой программы «Качество образования – качество жизни» г. Тольятти коллективом нашего ДОУ были разработаны  и реализуются до сих пор проекты». Развитие самостоятельной деятельности дошкольников при организации подвижных игр на прогулке» и проект по стратегическому направлению «Формирование системы защиты детства, сохранение и укрепление здоровья детей». Целью нашей работы стали разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим роль здоровьесберегающих технологий в общем режиме ДОУ очень велика. В своей работе мы применяем следующие технологии: здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовании, медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии музыкального воздействия, коррекции поведения дошкольников,  профилактические, валеологическое просвещения родителей, здоровьеобогащение педагогов ДОУ. В сфере новых преобразований в дошкольной педагогике к значимым технологиям относится лично-ориентированное обучение и воспитание, а главным принципом такой технологии считаются учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе всего педагогического  процесса. В ДОУ построение всего воспитательно-образовательного процесса строится с ориентацией на личность ребенка. Это позволяет нам правильно сконструировать содержание такого процесса по всем направлениям развития ребенка. Особая форма общения в этих доверительно-деловой контакт, что непосредственно содействует здоровью всех участников педагогического процесса. А используемые в комплексе все технологии в итоге формируют у наших воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

    В своих трудах В.А. Сухамлинский говорит о том, что забота о здоровье детей является важнейшим трудом воспитателя. Инструмент профессиональной деятельности педагога- это педагогическая технология, которая обязательно должна быть здоровьесберегающей. Педагог,  воспитывающий культуру здорового и безопасного образа жизни, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составлять план необходимой самокоррекции и приступать к его реализации. От того насколько грамотно и целенаправленно педагог выдерживает все режимные моменты, графики, чередования умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников. Свою педагогическую деятельность я планирую в соответствии программы «От рождения до школы» и программы «Развитие +», дополнительной программы «Школа мяча», а также ориентируясь на показатели нервно-психического развития детей, физической подготовленности детей и имеющихся у них отклонений в здоровье. В нашей группе созданы все педагогические условия для здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными их которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме; оснащение предметно-развивающей среды группы разным оборудование, игрушками, пособием, наглядным материалом, разнообразными играми. Все работа осуществляется  комплексно в течение всего дня в тесном контакте с психологом, музыкальным работником, педагогом по ФИЗО, медработником и родителями. Непосредственно-образовательная деятельность проводятся в интегрированной групповой форме, что позволяет мне сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельной деятельности детей, а также позволяют снять напряжения, перегрузки, утомление детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

    Ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов если она не реализуется в содружестве с семьей. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка. В своей работе я использую различные формы и методы общения с родителями, которые помогают мне в работе по формированию культуры здорового и безопасного  образа жизни детей, а также позволяют повышать интерес родителей к данной проблеме. Критериями взаимодействия являются ценностное отношение, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в ДОУ и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результатами. По результатам диагностики работа в тесном контакте с родителями дает хорошие показатели: повышается психолого-педагогическая грамотность родителей, развивается интерес к здоровому образу жизни, повысилась культура межличностных взаимодействий детей в группе. Каждый раз я провожу анализ своей работы, а результаты сравниваю с результатами коллег, это дает мне возможность обменяться с ними положительным опытом работы, а также увидеть и проанализировать свои недостатки и просчеты, решить с коллегами спорные вопросы. Для контроля и анализа я применяю методы тестирования, срезы, учет умений и навыков, провожу диагностику развития и здоровья детей. Я с уверенностью могу сказать, что комплексная система образования, оздоровления и психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образных и педагогических инновациях  способствует гармоничному развитию детей, формирует у всех участников педагогического процесса культуру здорового и  безопасного образа жизни.

    В заключение хочется сказать, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет  повысить  результативность всего  воспитательно-образовательного процесса, сформировать у всех участников процесса ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.  А если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ и  своевременно будет проведён мониторинг, внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, то будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку и сформированы положительные мотивации у педагогов, родителей и детей.

                                               Литература

    1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья,  2000. Т.7.- №2

    2. Евдокимова Е.С.Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. - 2004. - №1.

    3.Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников Волгоград.- Учитель.- 2009.

    4.Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа» М. - 2006 -  №6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»

    В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ....

    Использование метода проектов в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста .

    Данный проект направлен на формирование у детей физического здоровья, на организацию мероприятий по укреплению и формированию здоровья, на обучения правилам личной гигиены и правильного питания, на ра...

    Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста

    Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возрастаПроблема    Основной проблемой современного общества считается низкий уров...

    Семинар для педагогов "Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей"

    Изложен опыт построения системы работы в ДОУ по формированию правовой культуры дошкольников и их родителей....

    Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

    В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

    "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей"

    Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести нео...


     

    Комментарии

    Гурьева Наталья Александровна

    Очень полезный материал!