Организация игровой деятельности дошкольников .
консультация

Данилова Марина Анатольевна

Опыт детского сада по организации игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rudenko_pechat.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ.

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ». Так, в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в РФ дошкольное образование является первым уровнем общего образования граждан РФ.

 Для дошкольного образования, как и для всех уровней образования, устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В ноябре 2013 года впервые утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и 14.11.2014 принято решение Министерства юстиции о регистрации этого ФГОС. Но переход к образовательным стандартам произойдёт только с 01.01.2014  года, а пока, начиная с 2010 года, мы все работаем в соответствии с Федеральными государственными требованиями, которые привнесли координальные изменения в деятельность дошкольных  учреждений.

Одно из таких изменений касается спектра детских видов деятельности. Приведу пример. Ребёнок не знает, чем заняться, и идёт к взрослым. Взрослые сердятся:

 - Не мешай, займись чем-нибудь…

Знакомая ситуация, не правда ли? Этот конфликт можно разрешить без ущерба для интересов и детей, и родителей. Выручит игра. Но отношение к игре как основному виду деятельности в системе дошкольного воспитания не всегда было однозначным.

Ещё Л.С.Выготский отмечал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие».

 Однако с середины ХХ в. основными видами деятельности детей дошкольного возраста считались учение, игра и труд. Но жизнь ребенка не может быть ограничена только этими занятиями, поэтому сегодня

 Федеральными государственными требованиями в качестве ведущих детских видов деятельности определены игра, труд, общение, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная и двигательная деятельность. Таким образом, игре, как и прежде,  отводится особая роль.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

1.   игры с правилами.

2.   сюжетно-ролевые творческие игры.

К играм с правилами относятся:

1. Дидактические    игры: с предметами и игрушками, словесные, настольно - печатные, музыкально-дидактические.(«Найди лишний предмет», «Съедобно-несъедобное» и др.)

2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные.(«У медведя во бору», «Ловишки»)

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

а)   игры на бытовые темы; («Дочки-матери», «Больница»)

б)   с общественно-политической тематикой; («Кафе», «Военные»)

в)   театрализованные игры; (по мотивам детских произведений)

г)  игры-забавы и развлечения.( «Ручеёк», «Два мороза»)

Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития.

 Ее ценность заключается в том, что с ней связаны главнейшие изменения в психике ребенка, она способствует проявлению важнейших новообразований.

 Именно в игре у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новые знания и способы их получения.

 Однако хочу отметить, что игра не возникает сама по себе.

Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. В детском саду с детьми  может и должен играть воспитатель. 

В процессе организации сюжетно-ролевых игр, я использую материалы и методические рекомендации по организации игровой деятельности ряда авторов: Т.Н.Дороновой, Е.Н.Пановой, Л.А.Венгера, Е.Г.Батуриной и др.   В методическом кабинете ДОУ и в каждой группе имеется богатый материал по организации игровой деятельности детей.

 Всем известно, что игровая деятельность с детьми разного возраста имеет свои особенности и нюансы.

Я работаю с детьми среднего возраста, поэтому хотелось бы отметить

некоторые особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми 4-5 лет из своей практики.

Во-первых, дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому я стараюсь предоставить для игр как можно больше открытого пространства.

Игровую ситуацию моделирую по схеме: взрослый + ребёнок.

 Образные атрибуты я стараюсь свести к минимуму, предлагаю больше предметов-заместителей. Одна и та же игрушка  появляется  в разных играх.   Предлагаю детям атрибуты игр, направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны);  ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.); кубы-вкладыши.

В ходе НОД, режимных моментов, да и реализации образовательных областей в целом работа нашего ДОУ построена на игре.

Режимные моменты мы обыгрываем с помощью различных потешек, небольших стихотворений. Ребята с удовольствием повторяют вместе со мной забавные рифмы, которые оказывают неоценимую помощь в привитии культурно-гигиенических навыков.

Особенно большой интерес у детей вызывают сказочные герои, которые то и дело приходят к нам в группу посмотреть, как хорошо мы умеем мыть ручки, вести себя за столом, пользоваться ножницами и т.д.

В ходе НОД мы с ребятами обязательно проводим динамические паузы, особенно дети любят, когда упражнения выполняем под весёлую музыку. А с каким нетерпением малыши ждут время, когда мы будем играть!

Я считаю, что именно педагог является носителем игрового опыта. При организации игровой деятельности я всегда учитываю интересы и предпочтения детей. Грамотное управление также, по моему мнению, является залогом успешного освоения детьми игровой деятельности.

Помимо создания игровой  ситуации, я всегда могу подыграть,    поддержать   инициативу ребёнка. Предлагая детям ту или иную игру, я учитываю не только развивающий характер игры, но и особенности и настроение каждого ребёнка. Никогда не вовлекаю ребёнка в игру, если он того не желает.

Так же большую роль играет организация предметно-развивающего пространства.

В нашем ДОУ ведётся непрерывная работа по созданию такой среды, которая способствует не только проявлению интереса ребёнка к игре,

но и помогает формировать умения принимать воображаемую ситуацию,

побуждает к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие.

Во всех группах нашего ДОУ имеется большой выбор игр и игрушек - сюжетные,

 дидактические,

 моторные,

 театрализованные и т.д.

 Игрушки для мальчиков

 и девочек;

 игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

  Игра по своей природе – свободная деятельность,

а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной  детской деятельностью.

Я согласна с мнением авторов Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко в том, что детям недостаточно  дать  только содержание игры и они будут играть,

им нужно предложить методики передачи способов игровой деятельности,

 делающих для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний.

Ввиду того, что процесс игровой деятельности проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного.

        Поэтому считаю, что необходимо игровое взаимодействие педагога и детей, где взрослый будет участвовать на правах партнера, заменяя недостающих старших товарищей, и выступать в качестве носителя способов игры, нужных для дальнейшего ее развития как культурной деятельности. 

Я твёрдо убеждена, что взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов  организовывать процесс таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические,  постепенно усложняющиеся  способы построения того или иного вида игры.

Данная концепция поэтапного формирования игры как специфической культурной деятельности ребенка на сегодня приоритетна в свете основных идей ФГТ.

     Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею".

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Игра- лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации его замыслов, желаний и стремлений. Че...

Консультация для родителей " Организация игровой деятельности дошкольника дома".

Рекомендации  родителям по организации игровой деятельности  дома, знание о значении игрушки, её роли в игре ребенка....

Организация игровой деятельности дошкольника дома.

Консультация для родителей о том, как правильно организовать игровые уголки дома,во что можно играть в домашних условиях....

Совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников

Знакомство родителей с практическим опытом организации игровой деятельности в детском саду...