Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника
статья на тему

Мотоева Лариса Леонидовна

Статья, в которой описана работа по формированию ЗОЖ дошкольника в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zozh.odt13.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника

МБДОУ г. Иркутска детский сад №109 Мотоева Л.Л.

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."

В. С у х о м л и н с к и й

Здоровый образ жизни это: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений);  закаливание организма;  рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов"[4].

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом[3] определение здоровья как "степени приближения" к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности [4].

Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого [4].

Исходя из этого И. Ю. Жуковин [2] рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.

Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [5].

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева [3], это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

По словам Б. Н. Чумакова [5], купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его , с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Наш детский сад работает по данному направлению. В своей работе мы используем такое понятие , как "культура здорового образа жизни". Под культурой ЗОЖ дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В своей работе мы выделили несколько компонентов здоровья: психологическое , физическое , соматическое , нравственное и духовное здоровье.

В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях  и нарушениях в поведении. В связи с этим мы с педагогом – психологом ДОУ выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе: обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии.

Так, мной проводились игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: "Мимическая гимнастика", "Разноцветная вода", "Настроение".

Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: "Испорченный телефон", "Угадай-ка", "Через стекло".

Игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: "Свободный танец", "Изображаем животное", "Походки".

Игры, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности: "Слушаем себя", "Кто я", "Рисуем себя".

Игры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению: "Бюро находок", "Слепой и поводырь", "Проигрывание ситуаций".

Для сохранения психологического здоровья мной проводились игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности: "Спина к спине", "Мои друзья", "Ролевая гимнастика", "Закончи ситуацию", беседы: "Как поступить", "Как правильно дружить".

Игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности: "Брыкание", "Медвежата", "Высвобождение гнева", "Прорви круг".

Упражнения, способствующие преодолению застенчивости у детей: "Веселая зарядка", "Торжественная речь", "Окажи внимание другому".

Игры и упражнения, направленные на преодоление замкнутости у детей: "Закончи предложение", "Назови свои сильные стороны", "Разыгрывание ситуаций".

Также детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Часто мною используются минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.

 В ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольно го возраста как субъектов здоровьес берегающей деятельности и поведения используются игры-эксперименты и игры-путешествия . Предлагаемые игры для детей млад шего дошкольного возраста объедине ны в три тематических цикла по основа нию содержания воспитания культурно- гигиенических умений и навыков: 1 цикл — «Водичка, водичка»; 2 цикл — «Я одеваюсь сам»; 3 цикл — «Так привыкли мы к по рядку».

Для полноценного развития физического здоровья детей нашей группы  я использовали различные комплексы гимнастики: утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физминутки, динамические и активные паузы.

Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В нашей группе имеются картотека стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и т.д.)

Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности. В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.

С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия. Ежедневно провожу закаливающие мероприятия, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам. Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую "Гимнастику маленьких волшебников". Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом.

В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Я использую музыку на занятиях, во время приёма пищи, перед сном и во время сна.

В рамках формирования нравственного и духовного здоровья воспитанников педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на формирование культуры ЗОЖ. В нашей группе проводятся занятия различной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные, занятия с включением творческого мышления в двигательной деятельности).

Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.

Также разработан план работы с родителями воспитанников по формированию у детей культуры ЗОЖ. Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. Эта работа ведется в тесном контакте с мед. персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, туристических походах, тематические семинары. На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как "Растим детей здоровыми" и т.д. Члены семей воспитанников моей группы являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы проводим: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги "Мама, папа, я – спортивная семья".

 Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладают всеми качествами гармонически развитой личности.

Работа по данному направлению осуществлялась на основе результатов диагностики воспитанников по изучению особенностей мотивации ЗОЖ, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека. Ведущим диагностическим методом являются индивидуальные беседы с детьми.

Формирование здорового образа жизни - это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.

Список используемой литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васиьевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. ,2005.

2. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 – 59.

3. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.

4. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М. : Флинта: Наука. 1999. 248с.

5. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Статья представляет собой консультацию для воспитателей по формированию культуры здорового образа жизни дошкольника...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование  культуры здорового образа жизни дошкольника.Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование  культуры здорового образа жизни дошкольника.Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены...

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится...

"Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через подвижные и спортивные игры"

"Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через подвижные и спортивные игры"...

"Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника"

Одной из актуальных проблем современного общества остается состояние физического здоровья детей. Чем выше приоритет здоровья в детском саду, тем выше культура здорового образа жизни каждого его воспит...